Почем цены для народа?

О росте цен на продуктовом потребительском рынке и о том, что этот рост носит характер «картельного сговора», сегодня не говорит только ленивый. Благо, отмашку на использование термина дала сама Юлия Тимошенко. И телеэфир (в частности) тут же обрушился (как обрушивается цунами на беззащитное побережье) на население Украины, и без того охающее и ахающее из-за роста цен, своей волной охов, ахов и причитаний.

Что касается «Украины-Центр», то мы как раз хотели бы избежать этих самых причитаний и дать всем желающим пищу для раздумий. Тем более что такой подход предложен самими нашими читателями.

Суть дела, как отмечают наши читатели, заключается в том, что в Кировограде работают одновременно несколько сетей крупных супер- и гипермаркетов. Особенно это заметно в сравнительно небольшом по площади, но густозаселенном спальном районе от улицы Пацаева до улицы Жадова. Только здесь — на расстоянии, пожалуй, не более километра друг от друга по прямой — собралось сразу несколько супермаркетов. И если не лениться, то за каких-нибудь полтора-два часа можно успеть заглянуть в каждый из них и… сделать определенные выводы.

А выводы будут довольно любопытными: одни и те же товары, одних и тех же производителей, практически с одной и той же датой изготовления в супермаркетах различных торговых сетей будут обязательно отличаться по цене. То есть возникают вопросы. Отпускная цена производителя, надо полагать, одна и та же. Расстояние для транспортировки от производителя до Кировограда — одно и то же. Значит, и расходы на транспортировку — те же. А разница в цене может колебаться — в зависимости от вида товара — от 20-30 копеек до одной-двух-трех гривен.

Возьмем, например, хлеб, который производится в самом Кировограде. Для него ценовая разница может составлять копейку-две, но она есть. А учитывая, что хлеб идет к столу в каждой семье, «лишняя» копейка из кармана покупателя дает продавцу совсем «не лишний» доход. Или, например, консервы (повторим еще раз — одного и того же производителя и одного и того же вида) — для них разница в цене за банку может достигать одной-двух гривен. И так далее. Словом, рассказ об этом можно было бы дать в виде «веселых картинок» — фото одних и тех же товаров из разных магазинов и призыв к читателю: «Найдите, в чем отличие». Ответ, естественно, очевиден: только в ценниках. Однако, как выяснилось, именно такие фотографии невозможны в принципе: в любом супермаркете фотосъемка находится под строжайшим запретом. Надо полагать, как раз потому, что слова о разнице в ценах остаются все-таки словами, а фото, как ни крути, — документ.

Теперь о росте цен. Игорь Фурманов, руководитель областной инспекции контроля за ценами, например, оценивает такой рост как неизбежность: его нельзя избежать, когда происходит рост стоимости энергоносителей, электроэнергии, рабочей силы (в связи с ростом минимальной заработной платы) и так далее. Тем не менее, вопрос о том, почему одни те же факторы по-разному влияют на цену у разных продавцов, остается, заставляя читателя предполагать, что если не «картельный сговор», то элемент ценового произвола все-таки имеет место быть. Вроде бы сети соревнуются не за то, чтобы товары у них стоили дешевле, а за то, чтобы, не отпугнув постоянного покупателя (на километр дальше), все-таки сделать свои цены хотя бы немного выше, чем в соседнем супермаркете.

У автора этих строк, кстати сказать, подозрение об этом тоже возникло не вчера. В один прекрасный день в одном из магазинов одной из сетей, работающих в Кировограде, цены на целый ряд товаров оказались на 10-20 копеек выше, чем вчера. Журналистское любопытство заставило увидеть в этом тему для публикации и побудило позвонить по «телефону доверия». В чем дело, дескать, — Кировоград ли не оправдал себя как место для развития сети, появление ли магазинов-конкурентов поблизости сбило прибыли и заставило искать выход в повышении цен? В ответ пришлось выслушать целую лекцию, что рост цены товара в рознице имеет только одну причину — рост отпускной цены производителя (а вместе с лекцией пришлось выслушать и несколько ядовитых замечаний по адресу «УЦ», которая якобы материал с пресс-конференции, посвященной приходу сети-благодетельницы в Кировоград, подала не так, как хотели бы организаторы). Однако — какая поразительная вещь! — уже через несколько дней цены на товары, перечисленные в этом разговоре, вернулись на прежний уровень…

Ну как? Будем верить, что рост цен имеет абсолютно объективный характер, или останемся в подозрении насчет «картельного сговора»?

Давайте взглянем на ситуацию еще с одной точки зрения. Каждый фактор, влияющий на ценообразование, имеет свой удельный вес. Пусть, предположим, по стоимости энергоносителей мы уже вышли вровень с Европой всей. Но по оплате труда — не вышли! Каким же образом наши товары (и те же энергоносители) могут иметь стоимость на уровне европейской? Ведь труд наших людей, которые их производят и продают, стоит намного дешевле, чем труд их коллег в Европе. Стало быть, эта разница в оплате труда обязана влиять и на стоимость товаров, которая должна быть ниже европейской как раз на разницу этой составляющей цены. Думается, и не только в силу этого, но ограничимся пока только этим штрихом.

Рискну дать и «рацпредложение», как обуздать рост цен, а возможно, и существенно их снизить. Прежде всего нужно отбить у отечественных товаропроизводителей-монополистов и монополистов-товаропродавцов охоту к сверхприбылям, которые достигаются за счет безжалостного обирания населения Украины. А о том, как это можно сделать, — в следующих публикациях.

Добавить комментарий