C первым тестом!

Судный день украинского образования настал! 22 апреля, в день рождения дедушки Ленина, свыше полумиллиона выпускников школ, планирующих этим летом поступать в высшие учебные заведения, сдавали украинский язык и литературу в ходе обязательного внешнего оценивания знаний. В Кировограде внешнее оценивание проходило в нескольких школах, в том числе в общеобразовательной школе №19.

Где-то за час до начала тестирования во дворе 19-й школы собралось без малого четыре сотни учащихся выпускных классов. Нельзя сказать, что настроение у них было похоронное или чересчур уж озабоченное грядущим тестированием. Наоборот, очень многие ребята и девушки были в боевом и очень даже задорном расположении духа: шутили, смеялись, разговаривали на отвлеченные темы. Но были и такие, кто листал книги, конспекты. Некоторые школьники нервно курили в сторонке, кто-то подкреплял силы шоколадом. Но траура в глазах ребят точно не наблюдалось. А волнение и переживания — это обычное дело — что при новом тестировании, что при сдаче старых экзаменов…

В 19-й школе внешнее оценивание по украинскому языку и литературе сдавали 25 групп по 15 человек в каждой. Конечно, со всеми переговорить было нереально, но полтора-два десятка опрошенных школьников на вопрос, как они относятся к самой идее тестирования, в один голос — не сговариваясь — отвечали: «Верните нам экзамены!» По мнению выпускников, в школах была проведена очень слабая подготовительная работа к переходу на внешнее оценивание знаний. То, что их начали «натаскивать» на тестовые задания только в нынешнем учебном году, ребята считают явно недостаточным. Тесты содержат задания по школьным программам, начиная с пятого класса, так что в одиннадцатом очень проблематично «освежить» знания за шесть лет учебы сразу по нескольким предметам.

Школьники признаются: учить предмет необходимо в любом случае: что для тестирования, что для экзамена-диктанта, но вот сдавать обычные экзамены им было бы проще, хотя бы с точки зрения психологического состояния. А еще выпускники очень боятся за свои оценки. Не дай Бог, по какой-то причине завалят тесты — и все, пиши пропало: как минимум, один год потерян, в сезоне-2008 о поступлении в вуз придется забыть. Пересдача в случае неудовлетворительной оценки на тестировании не предусмотрена.

У родителей школьников мнение о внешнем независимом оценивании двоякое. Мама одного из выпускников считает, что тестирование, может быть, и лучше экзаменов, так как оно должно снизить уровень коррупции в системе образования. Но, по ее мнению, нынешние выпускники не готовы к переходу на внешнее оценивание — в школах недостаточно рассказывают, как нужно работать с тестами, как отвечать на задания. Ее сын учится в педагогическом лицее, собирается поступать в педагогический вуз, какой именно — кировоградский или, скажем, столичный — будет видно в июне, исходя из суммы набранных на всех тестах баллов.

Мама еще одной выпускницы говорит, что наибольшие переживания вызывает сама технология проведения внешнего оценивания. В таких масштабах оно проходит впервые, тестирование слишком отличается от привычных всем экзаменов, поэтому есть волнения за результаты дочери. В «группе поддержки» этой выпускницы была не только мама, но и ее знакомая из Молдавии, которая последние пару лет живет во Франции. Так вот, гостья из ближнего-дальнего зарубежья говорит, что в Молдавии похожая методика внешнего тестирования существует еще с 2000 года. Сначала тестирование тоже вызывало в обществе негативный ажиотаж, но потом привыкли и страсти заметно утихли. Сейчас в Молдавии никто даже не спорит по поводу целесообразности тестирования, этот механизм действительно нанес болезненный удар по проявлениям коррупции в университетах. Во Франции тестирование вместо выпускных экзаменов — вообще норма.

Результатов проверки знаний выпускников-2008 еще нет, но отметим главное: после первой сессии внешнего оценивания знаний школьники уже не так резко отзывались о тестировании. Например, один из сдававших в 19-й школе тесты по украинскому языку и литературе — выпускник Игорь — остался доволен этим нововведением. Ему даже было интересно. В его группе тестирование прошло без каких-либо эксцессов и проблем. Недовольными были только те участники тестирования, которые, как они сами считают, неправильно ответили на некоторые вопросы.

Другой Игорь, будущий абитуриент заочного факультета и выпускник школы еще 1985(!) года, высказал ряд претензий в отношении организации и механизма процедуры внешнего оценивания. По его мнению, тестирование больше похоже на игру в крестики-нолики и не дает объективного среза знаний экзаменуемого. Самое страшное происшествие в его группе — то, что некоторые школьники из-за нехватки времени просто не успели перенести ответы из тетради-черновика в бланки ответов.

В свою очередь, Министерство образования и науки Украины и Украинский центр оценивания качества образования вполне довольны первым туром внешнего тестирования. По информации заместителя министра образования Павла Полянского, 22 апреля тесты по украинскому языку и литературе сдавали примерно 90% зарегистрированных участников независимого внешнего оценивания. В целом, по мнению замминистра, тестирование прошло организованно, особых нарушений и чрезвычайных ситуаций, которые могли бы повлиять на его результаты, не зафиксировано. Среди незначительных инцидентов — два случая препятствования работе общественных наблюдателей в Ровенской области и появление в Феодосии на пункте тестирования двух участников тестирования в нетрезвом состоянии.

…После тестирования прошло уже три дня. Конец света не наступил, гранит знаний не рассыпался в прах. Может, действительно, не такая это и плохая штука — внешнее оценивание качества знаний?

C первым тестом!: 5 комментариев

  1. На мой взгляд, в природе не существует идеальной модели объективной оценки знаний. Все равно будет погрешности, коэффициент случайности и т. д. Ведь можно выучить 25 билетов из 26 и вытащить тот самый 26- й, а можно выуччить всего один и вытащить именно его. Идея внешнего оценивания знаний мне очень нравиться — в ней есть много рационального и полезного. Действительно, это снижает уровень зависимости оценки ученика от его отношения с тем или иным преподавателем. Но снижает ли это уровень корупции в ВУЗах? вопрос спорный. Будут зачислены абитурьеты по результатам тестирования. Но где гарантия, что дети с более высокими оценками в сертификатах не остануться за бортом ВУЗа? Как это проверить?
    Вообще, инноваторы от образования, должны были для себя и общества ответить на вопрос: для чего дети учатся в школе? Если для того, чтобы научиться мыслить, искать и находить информацию, сопостовлять и делать выводы, анализировать и думать, то, на мой взгляд, форма тестов для проверки этих навыков не годиться. Если для того, чтобы механически запоминать материал, типа с какой песни начинается "Наталка Полтавка", какому именно герою принадлежат те или иные строки, то форма тестирования в полне годиться.

  2. Тестирование, как форма проверки уровня знаний, не такое уж ноу-хау. В свое время, сдавая экзамен по иностранному языку в институт лингвистики (Киев), довелось и тестироваться, и потом сдавать по сути тот же предмет, но в традиционной форме. Там это была привычная практика. Так вот тестирование большинство абитуриентов сдавало значительно лучше. Будучи выпускником обычной поселковой школы, получить за тестирование максимальный балл, бесспорно, приятно. Учитывая, что основная масса состязавшихся за право в будущем переводить Байрона, выпускники столичных спецшкол, лестно — вдвойне. Вот только, девочка, читавшая английских авторов в оригинале, получила оценку на порядок ниже, чем я.(Я — Шекспира, в переводе, не всего).А вот на привычном экзамене, подчеркиваю, по сути, по тому же предмету посыпались, в лучшем случае, тройки…Просто факт!
    Насолько помню, эксперименты с тестированием были даже в стенах Кировоградского педа. Поинтересуйтесь у преподавателей, каких абитуриентов они получили, благодаря этому нововведению и почему этот эксперимент так и не стал привычной практикой? Когда вмешиваются поправки на ветер, логику, интуицию, везение, в конце концов, насколько объективен конечный результат? Как по мне,тестирование не может и не должно быть альтернативой привычным экзаменам. В лучшем случае, проводиться параллельно. А вот любое "ковтання пігулки від глибокоповажаємого мною пана Громового"…напомню, что прием лекарств должен быть строго дозированным. И желательно начинать его со слабеньких, сладких сиропов.

  3. Вчера у Шустера обсуждали. Послушал я Табачника. Указание на конкретные недостатки и логичные, жизненные, конкретные рекомендации, как усовершенствовать систему. И что в ответ? Какой-то почетный президент какого-то вуза и Яворивский. Злоба, желч, эмоции, хамство, и никакой конкретики: ни возражений Табачнику, ни предложений по улучшению. ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЛИЦО ПОМАРАНЧЕВОЙ ВЛАСТИ! Как бы плохо ни было, это все равно хорошо, ибо это делают ОНИ!

  4. Sapienti sat
    (Розумному достатньо)

    Если погрузиться в проблему достаточно глибоко, мы непременно увидим себя, как часть проблемы.
    Пол Андерсон

    Чому зовнішнє тестування викликає спротив не тільки у викладачів ВНЗ, а і в учительському середовищі?
    Справа у тому, що наша педагогічна культура допускає можливість «допомогти» учневі на випускному іспиті, ми звикли «підтягувати» невстигаючих, значна частина з нас не проти відгукнутись на чиєсь прохання «натягнути» оцінку.
    Тільки у нас вчитель отримує «по шапці»(несе пряму чи опосередковану відповідальність) за слабкі знання навіть у тих «недорослів», які відверто не хочуть вчитись. Не «митрофанушку» ХХІ століття, а вчителя докоряють: не зацікавив, не дав міцних знань!
    Інерція показухи була перенесена з радянської в українську школу, з нею жило кілька поколінь педагогів та учнів і продовжує жити нова генерація. Тепер же відносно благосна картина академічної успішності учнів може бути зіпсована зовнішнім тестуванням. Звідси і страх «ломки» у випадку вимушеного позбавлення від ілюзії успіхів, яка вже набула ознак наркотичної залежності. Є і страх отримати наганяй від начальства за цілком вірогідні невтішні результати «тестів», які різко контрастуватимуть з виставленими в умовах хронічного самообману «внутрішніми» оцінками.
    Тільки у пострадянській школі прискіпливо опікають «медалістів» продовж двох останніх років їх навчання, пишуть усім методоб’єднанням їх екзаменаційні роботи, заносять у міськвно торби(щоб там не завалили!).
    Тільки у нас оцінку запросто можна випросити чи купити. З нашою ментальністю не соромно списати у однокласників(не дати списати є ознакою нездорового «егоїзму» і підставою для відвертого цькування однокласниками) чи якось «викрутитись», іноді відверто надуривши вчителя на очах у всього класу. А наш вчитель дуже часто «и сам обманываться рад». Згадую як мої гімназисти могли, як би це делікатніше сказати, маніпулювати нашою американською вчителькою Елоїкою Фостер(вона працювала у нас як доброволець Корпусу Миру). Замість того, щоб прямо сказати, про непідготовленість до уроку, вони могли запропонувати, наприклад, відвідати кінотеатр «Зоряний» у якому буцімто демонструвався мовою оригіналу якийсь американський фільм. Звісно виявлялось, що фільм був з російськомовним дубляжем, але «наївна» міс Елі постійно «купувалась» на подібні викрутаси наших не надто чесних діточок. Муки сумління їх теж не мучили, навпаки вони із захопленням розповідали про те, як запросто «обвели навколо пальця» вчительку. Наша наступна американка була китайського походження, тож такі номери в неї не проходили.
    Поняття академічна чесність є, як правило, далекою абстракцією для всіх учасників освітнього процесу(учнів, батьків, учителів). Його на словах ніби і не відкидають, але з огляду на те, що «своя сорочка ближче до тіла», часто у вчителів з’являються маленькі виключення з правила(для своїх, для тих за кого попросили тощо). Одного разу до мене як до директора гімназії прийшли батьки, які вимагали особливого ставлення до їх дитини на підставі того, що вони… далекі родичі пролетарського поета Дем’яна Бєдного. У мене була учениця, яка напередодні випускних іспитів заради того, щоб її «пожаліли» симулювала вагітність… Тепер, з появою зовнішнього тестування, доведеться забути про такі «фокуси» і почати звикати до «чесної гри».
    Тільки на пострадянському просторі на іспит йдуть як на свято з квітами в руках, а після іспиту, як правило, вчителі відзначають цю подію уже з бокалом в руках. Після сірих буднів навчального року, відмовитись від «червневої насолоди» прийому випускних іспитів не так легко… Це ж учительське і «бабине літо», і «зоряний час», і «жнива», і «затянувшаяся расплата»!
    Зайве доводити, що у сучасному інформаційному суспільстві роль учителя і відповідно оцінка його роботи не може бути такою ж як тоді, коли він був чи не єдиним джерелом інформації. Зовнішнє тестування має дати реальну оцінку результатів пізнавальної активності самого учня. Тестування не є не тільки і не скільки результатом роботи вчителя, це результат вмотивованості учня, його пізнавальної активності як на уроці так і поза уроком(Інтернет, канал «Discovery», широка палітра науково-популярних видань тощо). Якщо у школяра є справжня внутрішня вмотивованість на здобуття вищої освіти, він ніколи не пропустить терміни подачі заяв на проходження зовнішнього тестування, свідомо готуватиметься до цих тестів… Тож, не треба так бідкатись щодо можливої розгубленості цих майже дорослих людей. Згодом для такого студента ВНЗ не треба буде проводити переклички(усюди відвідування занять є особистою справою), з ним не треба буде няньчитись п’ять років під час сесій, він і сам не кластиме у заліковку 50 вічнозелених, щоб купити залік або іспит.
    Має пройти і паталогічне бажання батьків неодмінно влаштувати своє чадо до ВНЗ навіть у випаду, якщо воно не має для цього ні бажання, ні здібностей.
    Для цього мають відбутись серйозні зрушення у суспільній свідомості, справжня революція у свідомості всіх учасників освітнього процесу.
    Є очевидна неприродність того, що вчитель, який навчає учнів, сам і оцінює результати цього навчання(ніхто ж не дає таке право, наприклад, тренеру, якогось спортсмена).
    У цій ситуації він, по-перше, неминуче оцінює і самого себе. «Ви поставили двійку не йому, Ви поставили двійку собі!», — це типова фраза директора чи завуча школи, адресована «занадто принциповому» вчителеві.
    По-друге, так чи інакше на його оцінку впливають особисті симпатії чи антипатії, які виникли до того чи іншого учня за роки навчання у цій школі і саме в цього вчителя. Вчитель змушений враховувати і масу інших суб’єктивних факторів перш ніж виставити ту чи іншу оцінку. Так, наприклад, багато батьків перш за все прагнуть встановити особистий «контакт» з учителем. Вони вважають, що у їх дитини немає проблеми з опануванням курсу фізики, є проблеми з «фізичкою», які можна легко вирішити специфічними засобами(усі ж ми люди!). Є батьки, які роками активно «дружать» ледь не з усіма вчителями, які працюють у класі, де навчається їх дитина. Як результат, такий «контакт» призводить не тільки до створення «режиму найбільшого сприяння» саме цьому учневі, а і в багатьох випадках до фальсифікованої оцінки в атестаті, а і до неадекватної оцінки батьками здібностей власної дитини з того чи іншого предмету та до неадекватної самооцінки учнем своїх власних успіхів.
    Окрема тема, особливості оцінювання вчительських дітей. Маються на увазі діти, які навчаються у тій школі, де працюють у якості вчителів їх власні батьки. Щоб описати це все треба мати талант Зощенка чи Жванецького… Констатую одне: усе це, як правило, не має нічого спільного з елементарними правилами ведення «чесної гри» та нормами педагогічної етики. Щоб переконатись, що це так проаналізуйте хоча б питому вагу цих дітей у загальній кількості «медалістів». «Та якщо ж ми своїй дитині не допоможемо, хто ж їй допоможе!? Грошей на вступ власної дитини до університету, працюючи у школі не заробиш, тож хоч медаль їй дамо усе ж легше буде поступати…», — такою є «залізна» логіка цієї «турботи» педагогічного колективу про вчительську дитину. Про згубний вплив такої практики на моральний стан учнівського та вчительського колективів годі й говорити.
    З огляду на все сказане вище, слід розглядати зовнішнє тестування як оздоровчий фактор перш за все для школи. Цю гірку «пігулку» нам слід наважитись проковтнути заради ліквідації хоча б частини маразмів, які все ще побутують у переважній більшості шкіл.
    Зовнішнє тестування потрібне, бо так жити далі не можна.
    Звісно воно не стане панацеєю від усіх бід вітчизняної освіти, але це чи не перший серйозний крок до змін на краще як у загальній середній, так і у вищій освіті.
    Матері Терезі належить фраза: «Бог не вимагає від нас, щоб ми досягли успіху, він лише вимагає, щоб ми спробували». Давайте хоча б спробуємо…

  5. Сама идея внешнего тестирования мне нравиться. В ней есть масса положительных моментов. Но вот наше украинское исполнение любую самую классную идею может превратить в ….
    Во -первых, школьники ( могу это авторитетно заявить как мама одинадцатиклассницы) не были морально готовы к такому эксперементу. Если реформы идут сверху, то они должны быть постепенными, должна проводиться тщательная подготовка общественного мнения. Почему бы, когда в 2004 году начали эксперемент, не перевести школы на тестовое форму контроля знаний вместо всевозможных "контрольных", "срезов знаний", и т. д.. ? Дети бы привыкли к такой форме работы и для них бы не было такого нервного шока.
    Во -вторых. Тесты не должны рассматриваться как "карательное" мероприятие. Ведь говорилось о чем угодно: об ответственности, объективности, о борьбе с коррупцией, о том кто будет и как будет следить за исполнением процедуры.
    А теперь представьте, что Вы имеет рабочие место, получаете заработную плату, чувствуете себя в какой- то мере безопасно и комфортно, находитесь в привычной и расмереной среде. И однажды, прийдя на работу, Вы узнаете, что ваше рабочие место перенесли в другой конец города, что вашу профпригодность будут проверять какие -то незнакомые люди по каким — то одним им известным критериям. И если Вы не пройдете этого отбора — вы станетесь без работы. Комфортно ли вам будет? Это -то Вам, при вашем -то жизненом опыте! А дети? У меня складывается впечатление, что "вместе с мыльной водой" наши умные мужи от образования "выплеснули из ванночки младенца".
    В- третьих. Отсутстие на протяжении двух последних лет объективной и полной информации о процедуре тестирования о их содержании, породило множество домыслов и слухов.
    Истерика политиков вокруг тестирования, желание заработать политические дивиденты на нервах детей, не способствовало нормальному психологическому настрою выпускников.
    И последние. Не понятна сама процедура оцениваня.
    Почему нельзя вместе с образцами тестов вывесить критерии оценивания? За такой — то вопрос — столько-то балов. Почему в процедуре апеляции не предусмотрено возможности ознакомиться с проверенным тестом? Почему нельзя было сохранить черновик ответов, для того, чтобы можно было проверить себя уже сейчас?
    Если о процедуре тестирования говорили очень много, то опроцедуре проверки ничего? Почему проверка занимает больше месяца? Может адрес коррупции изменился? У вас есть ответы на эти вопросы? У меня, как и у пол миллиона школьников и их родителей — нет.

Добавить комментарий