«Откройте, коллектор!»

В последние годы в Украине стремительными темпами раскручивается настоящий кредитный бум, в частности, бум потребительского кредитования. Конкурирующие на ниве предоставления таких услуг банки, финансовые компании и кредитные союзы идут на беспрецедентное упрощение условий, на которых выдаются кредиты, стремясь увеличить их привлекательность, и это дает результаты — на конец 2007 года объем национального рынка потребительского кредитования составил около 20 миллиардов гривен и, согласно прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года будет увеличиваться на 6-6,5 миллиардов ежегодно.

Однако увеличение количества денег, «одолженных» украинцам разными структурами на приобретение всевозможных товаров и услуг, приводит к прямо пропорциональному увеличению количества так называемых «проблемных кредитов», возврат которых оказался под угрозой. Причины могут быть разными — от простой забывчивости, когда человек просто «прохлопал» дату очередной выплаты, в связи с чем возникла задолженность, до наличия злого умысла — к сожалению (в первую очередь, для банков), нередко наши сограждане берут кредиты, заведомо не собираясь их возвращать. Никто к тому же не застрахован от неприятных и непредвиденных жизненных ситуаций, например, потери работы, задержек с выплатой зарплаты и т.п.

Как бы то ни было, согласно положениям Гражданского кодекса Украины, деньги все равно придется вернуть в срок, а несостоятельность заемщика не освобождает его от взятых на себя обязательств. К тому же в банках прекрасно понимают: если один раз закрыть глаза на невозврат, то отказ от погашения кредитов достаточно быстро может стать массовым явлением. Поэтому проблема взыскивания «проблемных кредитов» остается одной из основных забот украинских банкиров, равно как и их западных коллег.

В то же время для банков деятельность по «выбиванию» долгов профильной не является, да и участие в скандалах и судебных разбирательствах, связанных с невозвращением кредитов, на пользу их имиджу не идут. Поэтому в США странах Европы уже давно, а в последние годы — и в соседней России заботы, связанные с изъятием просроченных задолженностей банкам берут на себя коллекторские агентства (от англ. collect — собирать).

Одна из первых украинских компаний такого рода (пока их в стране 2-3) сейчас начинает свою работу в Кировограде, войдя в структуру консалтингового предприятия «Пектораль». Возглавил ее Геннадий Бурхан — человек, имеющий большой опыт работы в банковской системе, хорошо известный в местных финансовых кругах.

По его словам, небывалый рост потребительского кредитования в последнее время обусловлен, в первую очередь, входом крупных иностранных банков на украинский рынок — на Западе кредитование физических лиц является приоритетным направлением банковской деятельности и в то же время одним из самых рискованных. «Удельная доля» задолженностей физлиц по кредитам «там» доходит до 60%(!). У нас пока эта доля составляет 10-15%, но, скорее всего, она будет быстро расти. Собственные службы безопасности и юристы банков не успевают «разгребать» увеличивающееся количество просроченных кредитов, и поэтому появление на рынке коллекторских агентств именно сейчас выглядит более чем своевременным и актуальным.

Фактически основная задача «коллекторов», профессиональных психологов и юристов — создать «зону максимального психологического дискомфорта вокруг должника». Для этого компания собирает исчерпывающие сведения о должнике, включая реальное место его проживания, контактные телефоны, место работы и так далее, после чего штатный психолог пытается установить личный контакт с должником и «полюбовно» найти пути решения проблемы.

Фактически коллекторы исключительно законными методами убеждают недобросовестного заемщика все-таки изыскать способы разрешения конфликта интересов, то есть найти деньги и отдать долг. По большому счету, методы работы «сборщиков долгов» вырабатывались столетиями. Еще в средневековой Венеции рядом с человеком, не заплатившим в срок, появлялся «призрак» в хорошо всем известной желтой одежде. Этот «призрак» сопровождал неплательщика с утра до вечера, и всему городу было ясно, кто перед ними.

Все, сказанное выше, касается так называемого досудебного этапа, хотя надо отметить, что успешные компании решают до 90% вопросов по переданным им в управление кредитным счетам именно на этом этапе. Если же нет — извольте, агентство продолжит дело в суде, а после — примет все возможные меры по обеспечению реального исполнения судебных решений.

По сути, сфера применения услуг коллекторов не ограничивается только банками — во всем мире они работают со страховыми компаниями, коммунальными службами, телекоммуникационными компаниями, словом, со всеми, у кого возникают проблемы с неплательщиками и должниками…

По словам Бурхана, сотрудники фирмы «Пектораль» уже встречались с представителями местной «целевой аудитории», и заинтересованность в услугах такого рода, пока достаточно экзотических для нашей страны, у кировоградских банкиров, страховиков и так далее есть. А в том, что этот вид деятельности однозначно будет востребован и в дальнейшем, можно не сомневаться.

Добавить комментарий