«На меня уже собаки в Одессе не лают»

Как жаль, что его выступление видело очень немного кировоградцев. Семен Крупник, легендарный одесский актер, был и остается обожаемым многими поколениями талантом.

Его выступление в Кировоградской синагоге — только часть активной творческой жизни, которой он продолжает радовать окружающих. Восьмидесятилетний актер полон жизни, энергии, идей. Ему некогда жаловаться, да и не в его характере унывать и занудствовать. Как в молодости можно состариться, так и в зрелые годы можно оставаться молодым. Семен Самойлович тому — яркое свидетельство.

Справка «УЦ». Семен Крупник, актер. Народный артист Украины (1993). Окончил Театральное училище имени Щукина (1955). В 1955-1960 актер Челябинского театра музыкальной драмы, в 1960-1990 — Одесского театра музыкальной комедии. В кино — с 1966 года. Среди пятидесяти фильмов на его счету «Берегите женщин», «Мечте навстречу», «Эскадра уходит на запад», «Тихая Одесса», а также «Опасные гастроли», где Семену Самойловичу посчастливилось сниматься с Владимиром Высоцким. Несколько лет был в штате музыкального театра «Ришелье». Совместно с давней партнершей по сцене Людмилой Ивановной Сатосовой влился в коллектив Русского драматического театра имени А. Иванова, где работает сегодня.

— Смею утверждать, что в Кировоград приехала живая легенда. Семен Самойлович, так ведь вас называют? Как вы к этому относитесь?

— Я знаю, так говорят. Я просто уже очень долго живу в Одессе — пятьдесят лет. И столько же — на сцене, и до сих пор с нее не схожу. На меня уже собаки в Одессе не лают. Все меня знают, поэтому называют легендой.

Но не в этом дело. Главное, что мы все время на виду, все время работаем. Слава Богу, работаем успешно. Мы в данном случае — это представители одесского «Хеседа». Это общественная еврейская организация. И мы, пожилые евреи Одессы, с огромной благодарностью, с нежностью относимся к этой организации. Потому что она, если говорить откровенно, продлевает наше активное существование. Не секрет, что дети детьми, внуки внуками, но часто нас забывают. Я, правда, не могу жаловаться, потому что продолжаю работать и спрос на меня есть, я артист театра. Был Театр музыкальной комедии, потом шоу-театр «Ришелье», теперь Русский драматический театр. Но, участвуя в общественной жизни, я отмечаю, что есть целый ряд одиноких старых людей. Если их не позовут на какие-то мероприятия, им и пойти некуда. А здесь жизнь постоянно бурлит. Много всяких клубов по интересам: хотите вышивать — вышивайте, изучать английский — изучайте, изучать иврит — пожалуйста. Шахматы, поэзия, хор… А меня пригласили руководить коллективом театральных миниатюр.

Кстати, у нас есть еще одна легенда Одессы. Ее знают еще и потому, что она снялась в фильме «Белая акация». Молодежь, конечно, вряд ли помнит, что был такой фильм, где Михаил Водяной играл Яшку-буксира, а Евгения Дембская — Ларису. Это была одна из главных героинь фильма. Евгения Михайловна по сегодняшний день выходит на сцену, работает, играет. Главное, что мы ощущаем свою причастность к жизни, необходимость.

— Есть такое понятие «одесский юмор». Откуда оно пошло? Это ваши с Водяным скетчи?

— Это началось до нас. История возникновения и развития этого города сложилась так, что он невероятно многонационален. Там и французы, и греки, и евреи, и молдаване, и немцы — кто угодно. И этот симбиоз создал вот такое… Вот он родил Утесова, вот он родил Жванецкого. Каждый раз кто-то возникает. Ведь Одесский театр музкомедии, когда Миша еще был жив, и я работал, Женя работала, Людмила Сатосова работала, это был самый посещаемый театр, по-моему, во всем Советском Союзе! Приезжали на гастроли, и это было событие. Москва, Ленинрад, Рига, Ташкент, Ереван, Тбилиси… Где бы мы ни были, мы несли одесские спектакли, с одесским юмором, со всеми этими делами. Яшка-буксир — это «Белая акация», Мишка-япончик — это «На рассвете», Попандопуло — это «Свадьба в Малиновке». Это все Миша Водяной, это я, это все остальные.

Жванецкий утверждает, что одесский юмор — это особый способ мышления. Вот и все, и не надо читать каких-то классиков. И Жванецкого не надо. Приезжайте в Одессу и придите на Привоз, и все! Послушайте, как разговаривают торговки, и все сразу становится понятно. Приезжие специально идут на Привоз, это уже входит в экскурсионную программу. Оперный театр, Приморский бульвар, соборы и обязательно Привоз. А как же! Это неотъемлемая часть Одессы. Его сейчас будут реставрировать, наводить современный порядок, но это ничего не изменит, дух останется. Правда, если честно говорить, то что-то в последнее время теряется. Ну поколения меняются.

— Кстати, как вы оцениваете современный юмор? Молодежь, которая шутит с экранов телевизоров?

— Вы знаете, я очень осторожно оцениваю современный юмор. Есть какие-то высококультурные, истинно смешные вещи. Но очень большая часть этого юмора, к сожалению, опустилась немножко ниже пояса. И все, якобы сегодня современные словечки, так сказать, не из цензуры. Ну что это, сказать «жо..» там, то-сё, это так модно?! Я не знаю, может, это потому, что я старый? Но я не принимаю подобного этому.

А еще эта чрезмерная торговля своими формами, своими телами. Отсюда утекают истинное мастерство и искусство. Да, она красивая, статная, она хорошо сложена. Ну так тебя слепят, сделают Венеру Милосскую, но это будет заслуга скульптора. А девочки выходят безголосые. И даже если поют, то профессионалы знают, что с помощью компьютера сегодня можно голос дотянуть… Не знаю, это какое-то современное видение… А этот «Камеди Клаб»…

— А их как вы оцениваете?

— Пятьдесят на пятьдесят. Ребята молодцы. Кое-что у них получается. Само мастерство импровизации. Понимаете, выйти на публику и свободно говорить — это заслуживает уважения. А посмотрите на другие программы. «Танцы со звездами», например. Ведущий Юра Горбунов так свободно, так красиво говорит на украинском языке! С юмором, изящно. Я вообще люблю слушать украинскую речь, я ведь не одессит, я родом из Винницы. Львов, Ивано-Франковск! Как там красиво говорят, не то что наши политики. Выучили по сто украинских слов и вяжут их во фразы. Я уважаю Януковича, но он совсем не умеет говорить по-украински.

Так вот, ведущие программ иногда восхищают искусством импровизации. Эту сторону я принимаю, приятно смотреть и слушать. Но иногда по содержанию в «Камеди Клаб»… И обидно не то, что он сказал. Обидно то, что девочки и мальчики, сидящие в зале, с таким восторгом принимают, так хохочут. Но это то, чего они ждут, что им понятно, для них это родное. К сожалению…

— Скажите, над чем вы в последнее время от души смеялись?

— Меня очень трогают задумки и, главное, воплощение программ «Ледниковый период» и те же «Танцы со звездами». То, что они делают… Иногда дух захватывает, а иногда, извините меня, вызывает слезу — от умиления. Это и смешно, это и тепло, это спасибо большое, огромная благодарность за то удовольствие, которое они доставляют. Вот Тарасова это выражает очень красиво и умно. Вот это — да!

— Заканчивается год. Чем он был для вас знаменателен?

— Видите ли, в моей жизни, в моем творчестве есть несколько направлений. Во-первых, я актер театра, и у меня в этом году, слава Богу, было пару удачных премьер. Мы поставили «Гамлета» в театре. У меня были интересные эстрадные программы, которые я сам готовлю и ставлю. Я поставил так называемый вечер, посвященный 125-летию композитора Кальмана. Сейчас я с моими подопечными заканчиваю программу, посвященную композитору Дунаевскому.

Потом я поставил еще один удачный моноспектакль по Достоевскому. Он такой оригинальный. Есть киевский автор по фамилии Клим, он написал «Печальный спектакль». Это некое продолжение «Идиота» Достоевского. Он раскрывает судьбу Аглаи, первой невесты Мышкина. Она появляется в романе, а потом куда-то девается. Клим ее «достал» и написал судьбу. Очень интересная, философская пьеса. Это тоже удача.

Ну и я накануне своего юбилея. Пятого апреля, через три месяца, мне исполнится восемьдесят лет! Есть уже наметки насчет празднования. Кто-то написал пьесу, есть над чем поработать. А сейчас я в одесской филармонии ставлю новогоднюю сказку. Хорошая сказка, добрая, в стихах, про мышей и котов. Много музыкальных номеров — песни, танцы. Вот выступим у вас — и быстрее в Одессу, надо репетировать сказку, ведь совсем скоро в филармонию придут первые детишки. В общем, жизнь полна творческих планов.

— Откуда в вас столько энергии? Вы сами не даете себе покоя или жизнь заставляет? Есть много людей, которые гаснут от невостребованности.

— Вы знаете, здесь, очевидно, присутствует некая обоюдность. Во-первых, активность твоя, ты где-то проявляешься, не даешь о себе забыть. А во-вторых, появляется какая-то необходимость в твоем присутствии или участии. Вот мы не только к вам приехали. Мы уже поездили по Западной Украине со своими программами, в Херсоне были. Все время есть спрос на то, что мы делаем. Признаюсь, мои ребята счастливы, хотя и ноют иногда, что устали.

Так что я всегда предпочитаю нос кверху, хвост трубой и не сдаваться!

— Пожелайте чего-нибудь кировоградцам.

— Кировоград — прекрасный город. Что можно пожелать его жителям? Помимо здоровья, успехов, хорошего настроения, благополучия в семьях, здоровья детей, я считаю, что очень не вредно, как я говорю одесситам, когда есть с чем пойти на Привоз. Чтобы были приличные заработки, чтобы материальное состояние все время повышалось. И я никогда не забываю пожелать автомобилистам, чтобы их баки были полными бензина. И если все это сбудется, люди будут довольны и счастливы.


Редакция «УЦ» благодарит руководителя Кировоградского «Хеседа» Романа Хмельницкого за организацию интервью с легендарным артистом.

Добавить комментарий