Летать так летать?

В патовой ситуации оказались курсанты старших курсов Государственной летной академии Украины. Они не могут своевременно «налетать» часы, необходимые для получения сертификата пилота. Госавиаслужба запретила курсантам проходить летную подготовку за пределами учебного заведения, а вуз, по ряду объективных причин, оказался не в состоянии обеспечить будущих пилотов необходимой техникой.

Соответствующий приказ Государственной авиационной службы стал следствием расследования авиакатастрофы под Донецком в августе прошлого года пассажирского лайнера Ту-154. В экипаже разбившегося самолета находился курсант. Его вины, конечно, в катастрофе не было, тем не менее, Госавиаслужба запретила всем курсантам учиться в летных условиях.

Раньше курсанты третьих-пятых курсов имели возможность набрать нужное количество часов «налета» на стороне, то есть на воздушных судах различных авиапредприятий — кто где мог договориться. Когда же в этом году появились ограничения, оказалось, что у ГЛАУ есть только один «рабочий» самолет, на котором можно обучать курсантов летному мастерству.

Налет по программе первоначального обучения должен быть не менее 40 часов (для получения т.н. лицензии частного пилота), еще 60-110 часов курсант обязан провести за штурвалом самолета выпускного типа (для лицензии коммерческого, профессионального пилота). Студенты четвертого курса успевают пройти за месяц 4-5 часов летной подготовки. Такими темпами общая подготовка может растянуться на год с лишним вместо двух-трех месяцев, как должно было быть.

По словам врио ректора ГЛАУ Владислава Москвичева, определенные проблемы есть только в отношении первоначальной летной подготовки курсантов. Дело в том, что в Украине сертифицирован всего один тип воздушного судна, на котором можно обучать курсантов по программе подготовки «частный пилот»- самолет НАРП-1 (Николаевского авиаремонтного предприятия). Даже если академия в состоянии приобрести другие воздушные суда, толку от этого не будет, вуз не имеет права использовать иные самолеты в учебном процессе. Владислав Викторович уверяет, что после смены руководства авиаремонтного завода предприятие всячески тормозит проведение регламентных ремонтных работ по трем воздушным судам НАРП, находящимся на балансе ГЛАУ. Каждый четверг делегация академии ездит в Киев, пытается через Госавиаслужбу как-то повлиять на руководство завода, но пока тщетно.

— Сейчас академией рассматривается вопрос ремонта других воздушных судов, — говорит Владислав Москвичев, — есть договоренность с Винницким авиаремонтным заводом (это единственное предприятие в Украине, которое имеет право выполнять капитальный ремонт авиационной техники) на проведение ремонта двух самолетов — ЯК-18 и АН-2, введение которых в эксплуатацию могло бы разрядить обстановку. Средства на восстановление самолетов мы аккумулировали по внебюджетным источникам финансирования. Деньги нашли, но оказалось, что не так легко их перечислить. Как государственная организация, академия должна была согласовать, утвердить проведение ремонтных работ через специальную межведомственную комиссию. Однако комиссия, по непонятным причинам, пакет документов на ремонт самолетов отклонила. Мы со своей стороны намерены обжаловать эти действия комиссии в суде, чтобы отстоять заказ по ремонту авиатехники на винницком заводе.

Сейчас курсанты проходят подготовку на двух воздушных суднах: НАРП и АН-2. Уверен, все курсанты пятого курса успеют налетать необходимое количество часов до получения диплома. Четвертый курс идет с небольшим отставанием от графика (из-за того, что николаевский завод не торопится ремонтировать самолеты), есть проблемы по третьему курсу, студенты которого, согласно учебному плану, уже должны выходить на полеты. Но в любом случае, кто из курсантов не «налетает» требуемого количества часов на третьем курсе — наверстает программу на четвертом.

Обучать всех курсантов на АН-2 мы не можем, это для академии экономически неоправданно. Себестоимость летного часа эксплуатации этого воздушного судна получается в пределах 350 долларов (в 3,5 раза больше, чем на том же НАРП-1). Мы рассчитываем на то, что в ближайшем будущем будет изменено тендерное законодательство, и мы сможем, как и планировали, к весне отремонтировать две машины. Надеюсь, ЯК-18 и еще один АН-2 поднимутся в небо в феврале-марте следующего года. А вот когда будут отремонтированы НАРПы, не знаю, это зависит не от руководства летной академии, а от директора авиаремонтного предприятия…

Добавить комментарий