Торпедоносная судьба

Этому человеку, уверены его боевые побратимы, совсем чуть-чуть «не хватило» до звания Героя Советского Союза. Среди других боевых наград Золотая Звезда на кителе морского офицера смотрелась бы более чем уместно — он заслужил ее в сражениях Великой Отечественной войны. И живет герой в скромном городе Кировоградской области — в Помошной. Вчера, 20 сентября, он отметил свое 90-летие.

Из книги «Выбор на всю жизнь» (издание Черноморского высшего военно-морского училища им. П. С. Нахимова, Севастополь):

«Фруль Борис Петрович, капитан 2 ранга, род. 20.09.1917 г. Воевал на КБФ в должностях командира торпедного катера и звена торпедных катеров. Участвовал в защите Ленинграда, высадке десанта в п. Нарва, о. Тютерс, Таллинн, Палдиски, о. Эзель, Дагель. Служил на КБФ, ТОФ. Уволен из ВМФ в 1958 г. Награжден орденами — тремя Красного Знамени, двумя — Отечественной войны второй степени, Ушакова второй степени, тремя Красной Звезды, а также медалями. Проживает в Кировоградской обл., г. Помошная».

Борис Петрович — представитель когорты первых выпускников ЧВВМУ им. Нахимова (набора 1937 года). В приветственном адресе, который подготовила для него в честь 90-летия областная организация ветеранов ВМФ, его побратимы по морской службе вспоминают: это был выпуск, которому выпало одновременно учиться и строить училище — его учебные и спальные корпуса, военно-спортивную базу — практически на голом месте. После полуторамесячной первоначальной подготовки в лагере Военно-морского училища имени Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины курсанты вернулись на территорию родного училища. Готовых для жилья помещений здесь еще не было. Разместились в палатках, а затем — на пароходе «Очаков» в Стрелецкой бухте. Занятия совмещали с участием в строительных работах.

Присягу на верность Родине Борис Фруль, фактический ровесник Великой Октябрьской Социалистической революции, принял в ее двадцатую годовщину — 7 ноября 1937 года. К этой годовщине были введены в строй и два жилых здания для личного состава. За активную работу на строительстве и отличные показатели в учебе 70 курсантов получили поощрения — благодарность и по 10 рублей денежной премии. И уже летом следующего года свою первую учебную практику прошли курсанты на крейсере «Коминтерн».

Лейтенантские звания и заветный кортик морского офицера первый выпуск ЧВВМУ должен был получить по завершении четвертого года обучения — после шестимесячной стажировки на боевых кораблях и сдачи государственных экзаменов. 18 марта 445 курсантов-выпускников в званиях мичманов отправились на корабли Черноморского и Балтийского флотов, в морские части пограничных войск. Шел 1941 год. Училище своих первых выпускников провожало торжественно. В Европе бушевала война, но никто еще не знал, что этому молодому пополнению морского офицерского корпуса выпадет, наравне со многими другими, принять на себя первый удар врага…

— И кортик, и офицерское звание, — рассказывает Александр Каплун, председатель областной ветеранской организации, — Борису Петровичу и его однокашникам было суждено получить уже в боевых условиях…

24 и 28 июня 1941 года, до истечения шестимесячного срока, отведенного для стажировки, мичманам-выпускникам было присвоено воинское звание лейтенант. На Краснознаменный Балтийский флот назначение получили 80 выпускников ЧВВМУ им. П. С. Нахимова.

Люди, далекие от военно-морского флота, пожалуй, плохо представляют себе роль торпедных катеров в боевых действиях. Торпедный катер в море — то же, что истребитель в небе. Маневренный, высокоскоростной, но и столь же легкоуязвимый. Боевые действия для молодых лейтенантов, направленных на торпедные катера, начались с первых дней войны: боевые дозоры, поиск подводных лодок, постановка минных заграждений и дымовых завес во время боя, торпедные атаки противника, сопровождение крупных кораблей и конвоирование транспортов, высадки десантов, доставка разведчиков в тыл врага и из вражеского тыла. В изложении на бумаге трудно передать, что в любой из этих ситуаций катер и его экипаж могли оказаться в самом центре самого настоящего пекла. Туда их посылало командование, ставя, например, боевую задачу войти во вражескую гавань, под перекрестный огонь береговых батарей и базирующихся здесь кораблей, и атаковать противника. И, наверно, оставалось только молиться морским богам, чтобы пули и снаряды прошли мимо, чтобы не подвел мотор, а выпущенные тобой торпеды легли в цель…

Один из боевых эпизодов лейтенанта Фруля описан в книге «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С.Нахимова 1937-1977 гг. (Севастополь, 1977):

«20 июля 1944 года катер под командованием лейтенанта Б.П.Фруля, производя поиск в Нарвском заливе, обнаружил сторожевой корабль и тральщик противника и решительно атаковал их. Однако вражеским кораблям удалось уклониться. Они тут же засыпали снарядами наш маленький катер, но успеха не добились. Экипаж катера, проявив незаурядное мужество и умение, продолжал атаковать врага до тех пор, пока не потопил оба корабля.

За этот бой Борис Петрович был удостоен ордена Ушакова второй степени».

Правильно написано. Но — сухо. Этот текст, увы, не передает напряжение боя, в котором катер в одиночку атаковал два вооруженных корабля противника, маневрировал, чтобы уйти от артиллерийского огня, и раз за разом вновь шел в атаку — до победы.

Разумеется, совсем иначе помнит этой бой Борис Петрович. Он и сегодня, через шестьдесят с лишним лет после войны, вспоминая бои, по памяти рисует береговую линию, расположение минных полей, фарватеры и проходы, направления главных ударов.

О том, почему «чуть-чуть не хватило» до звания Героя Советского Союза, говорит Александр Каплун: возможно, нужно было чуть больше напора, умения показать себя перед начальством, но Борис Петрович проявлял напор и виртуозное боевое мастерство в бою, а не в штабных кабинетах. На театре боевых действий прошел до острова Борнхольма (Швеция) и до портов фашистской Германии.

В приветственном адресе Борису Петровичу от моряков-ветеранов есть и такой фрагмент:

«Именно о таких, как Вы, выдающийся флотоводец адмирал Нахимов сказал необыкновенные слова, которые для нас, моряков, являются жизненным кредо: “У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один — славный путь”».

Под этим адресом стоят подписи кировоградских ветеранов — капитана первого ранга Холмова, участника Великой Отечественной войны, капитана первого ранга Логвиненко, служившего во флоте во времена холодной войны, капитана третьего ранга, подводника Костенко, служившего в те же годы, капитана-лейтенанта Сукасяна, приложившего к адресу собственные стихи, посвященные юбиляру, легендарной женщины, лейтенанта флота, участницы Великой Отечественной войны Анны Алексеевны Куропятниковой, старшины первой статьи Александра Каплуна…

В послевоенные годы Борис Петрович служил на Дважды Краснознаменном Тихоокеанском флоте, демобилизовался в 1958 году в звании капитана второго ранга. Имел право на получение жилья в Ленинграде, Таллинне, Риге, в других крупных городах Союза, но вернулся на родину — в Помошную. По его стопам пошли дети и внук — стали моряками гражданского морского флота. Звание капитана первого ранга получил уже в наши дни — в соответствии с указом президента Кучмы о повышении ветеранам-фронтовикам званий на одну ступень. «Мы гордимся Вами, любим Вас», — этими словами заканчивается приветственный адрес.

Торпедоносная судьба: 1 комментарий

  1. Прошу сообщить автора,был-ли брат у Бориса Петровича и как его звали.Заранее спасибо,подробности при совпадении.

Добавить комментарий