Сарай областного значения

Одна из застарелых и больных проблем Кировограда, которой не раз касалось наше издание, — это бессистемное, нерациональное и безответственное выделение участков земли под застройку. Как следствие — это строительство без учета генерального плана архитектурного развития города. И уже как следствие следствия — появление на городской территории неких странных и уродливых архитектурных форм. Нередко — просто «сарайчиков», слегка «облагороженных» пластиком, металлопластиком и тому подобным. А места массового появления подобных скоплений, в частности, на новоявленных рынках с красивыми названиями, больше всего напоминают то, что еще в досоветские времена именовалось полупрезрительным словечком «шанхай».

Давно не секрет, что местная городская власть фактически смирилась с таким положением. Но по-своему небезынтересен вопрос, как видится Кировоград с его нынешней «архитектурной ситуацией» из окон главного здания Кировоградской области — того самого, в котором работают областной совет и областная госадминистрация. К разговору на эту тему редакция пригласила заместителя председателя Кировоградского областного совета и одновременно члена исполнительного комитета Кировоградского городского совета Якова Бондаря.

— С тем, что Кировоград в значительной степени застраивается хаотически, — говорит наш собеседник, — спорить не приходится. Немало примеров выделения земельных участков прямо вопреки здравому смыслу приводило и ваше издание. Вы правы, сегодняшняя практика заслуживает самой серьезной критики: городская власть выделяет кому-то земельный участок, а затем каждый частный владелец строит на нем то, что считает нужным, — фактически на свое собственное усмотрение. Или вообще не строит. Соответственно, это сказывается и на архитектурном облике города. В отдельных случаях происходит его улучшение, в других — возникает вполне справедливое возмущение горожан: если в результате строительства страдают скверы, парковые и лесопарковые зоны, захватываются тротуары и так далее. Тогда как общегородская программа строительства должна быть совершенно иной и исходить из генерального плана застройки. Можно говорить, что сегодняшняя хаотичность застройки Кировограда — это отражение общеукраинского процесса, но во многих городах этот хаос остановили, а у нас он продолжается.

— Яков Андреевич, но ведь в любом случае каждое новое строительство должно проходить вполне определенные этапы согласования с вполне конкретными структурами городской власти. Получается, что чиновники при этом не только не заглядывают в генеральный план, но даже не пытаются оценить, исказит ли новое сооружение или улучшит архитектурный облик города?

— Боюсь, что уже просто нечего и не с чем сравнивать. Фактически город уже настолько далеко ушел от генерального плана…

— …что последний существует только на бумаге?

— Это реально так. Генеральный план принят еще в те времена, когда действовали совсем иные критерии, нормативы, оценки, проекты. Он, возможно, еще сохраняет силу как идея, но и только. Чтобы он соответствовал сегодняшним реалиям, его необходимо пересмотреть заново. И жестко контролировать его выполнение. Разумеется, это будет стоить денег, но если нет четкого планирования, основанного на научном подходе, то отдельно взятому должностному лицу и даже градостроительному совету в целом увидеть перспективу достаточно сложно. А потому в каждом конкретном случае, я думаю, принимаются все-таки частные решения.

— Каким в таком случае должен быть целостный подход?

— Он общеизвестен. Существуют определенные нормативы, — исходя из этого, принимаются решения: здесь должен быть кинотеатр, здесь — кафе, здесь — сквер, здесь — торговый центр и так далее. Это те вещи, которые должны быть учтены в генеральном плане. Любой свободный участок городской земли должен иметь целевое назначение, под которое он выставляется на торги, а в них побеждает тот, кто пришел с проектом, соответствующим этому назначению и архитектурному облику города. При всем несовершенстве нашего земельного законодательства это нужно делать. Так делается в Польше. Примерно так же — в Одессе. По генеральному плану, даже если такого слова тогда не было, строились Петербург, Одесса и центр Елисаветграда — были тогда в городе архитекторы соответствующего уровня, понимающие, что городские улицы вырастают не сами по себе, а прокладываются по определенным линиям. Почему так прекрасен Париж? По той же причине в Париже и сегодня помнят и почитают архитекторов, которые его строили, знают, кто из них какие линии провел. Последний, кто еще пытался сдерживать строительную стихию в Кировограде, — это мэр Мухин. В какой-то степени обладал градостроительным видением мэр Никулин — но ему не дали доработать до конца срока полномочий. А все, что происходило после них, — это стихия, практически неуправляемая. У меня есть друг, который уже много лет живет в Канаде. Только представьте, с чем он сравнил Кировоград, когда приехал сюда ко мне в гости, — с негритянскими гетто в США!

— Может ли как-то повлиять на эту стихию областная власть?

— Практически нет. Местное самоуправление автономно. Оно само должно дать себе толчок, чтобы остановить превращение города в эклектичное скопление никак не гармонирующих друг с другом построек. А что еще важнее — никак не гармонирующих с неповторимым историческим обликом центральной части Елисаветграда. А дать этот стимул городской власти может общественность, в том числе интеллигенция и архитектурная общественность, средства массовой информации.

— Но что касается областной власти и, в частности, областного совета, то разве не могла бы она дать пример, что нужно делать и как? Но для этого, возможно, потребуется определенное мужество, чтобы начать с себя. Думаю, вы согласитесь, что не просто эклектичным, но одним из самых уродливых зданий, никак не соответствующим историческому облику города, является как раз здание облгосадминистрации?

— К сожалению, это так. Все старые здания на площади Кирова сегодня приведены в порядок, в соответствие со своим историческим обликом. Некоторые более поздние постройки возведены в том же стиле. Это факт, который производит хорошее впечатление и на гостей города. И только здание ОГА и областного совета резко контрастирует со всем архитектурным обликом площади.

— С другой стороны, можно ли что-то сделать, если это здание и было изначально построено в стиле «отсутствие стиля»?

— А в этом вы не правы. До революции в этом здании размещалась городская управа, оно имело свой стиль, который соответствовал тогдашнему облику города. Сегодня мы с вами беседуем в том же самом здании — оно не было ни снесено, ни разрушено, а только перестраивалось. Оно стоит на старом прочном фундаменте, внешние стены не перестраивались. Сравните фотографии: даже окна остались теми же, той же формы. Но узко утилитарный архитектурный подход при выполнении перестроек превратил здание бывшей управы, которая имела свой архитектурный облик, в примитив, в нечто, больше всего похожее на какой-то большой сарай. Естественно, абсолютно не соответствующий историческому облику Кировограда, каким он должен быть в идеале. Сейчас это совершенно чужеродное для города сооружение.

— Хорошо, давайте пофантазируем: возможно ли это в принципе — хотя бы частично вернуть зданию его исторические черты, чтобы оно перестало быть «большим сараем» и вписалось в архитектурный ансамбль площади?

— Думаю, да. И для этого нужно не так много: для начала всего лишь убрать облицовочную плитку, которая и так уже осыпается, и привести старые прочные кирпичные стены к их прежнему виду. Пожалуй, нет смысла слепо копировать все прежние архитектурные детали, восстанавливать башню, но, возможно, стоило бы чуть иначе решить кровлю — в стиле зданий, расположенных рядом. Думаю также, что все это не стоило бы столь дорого, чтобы областной бюджет не нашел на это денег.

— Где же все это время, если реконструкция начнется, будут трудиться органы областной власти?

— Если проводить реконструкции грамотно, поэтапно, то в этих же самых стенах. Город только выиграет, если после реконструкции здание станет не чужеродным элементом, а украшением площади. К нам все больше приезжает гостей, и хотелось бы, чтобы они видели современный уютный город, обладающий при этом неповторимым архитектурным лицом. И, вы правы, областной власти стоило бы показать пример, начать с себя. Возьмите, например, Европу. Там старинный архитектурный облик ничуть не противоречит понятию современности. И наоборот. Скажем, в Бельгии, в центре Европейского Союза, замечательно уживаются старина и современность. Административное здание ЕС, Дворец президента — а вечером в определенное время в окнах зданий на 10 минут включается цветомузыка. И, чтобы увидеть эту цветовую симфонию, собираются толпы народа, тысячи туристов…

Добавить комментарий