Удар ниже пояса — 2

Затронув в предыдущей публикации судьбу, которую готовит работающим пенсионерам Верховная Рада Украины с подачи Кабинета Министров, мы только упомянули, что в той же ситуации окажутся и пенсионеры в погонах — бывшие военнослужащие, сотрудники органов МВД и другие, так называемые «приравненные к ним лица». На них, если они продолжают трудиться после ухода в запас или увольнения из органов, точно так же, как и на всех других пенсионеров, распространяется ограничение пенсий двумя прожиточными минимумами для нетрудоспособных лиц. Это дискриминационное положение заложено в проекте государственного бюджета 2007 года.

На самом деле, если говорить об офицерах запаса, то ситуация окажется еще парадоксальнее. Военные пенсионеры сегодня в большинстве случаев получают пенсии, которые превышают два прожиточных минимума. К тому же уходят они пенсию намного раньше других пенсионеров — в 45-50, а иногда и в сорок лет. Чему, кстати сказать, не стоит завидовать. Служба есть служба, и не случайно возраст увольнения в запас или отставку строго регламентирован законами. Но, если здоровье за годы службы не было подорвано окончательно, пенсионер в погонах, попав после нее почти в тепличные условия штатской жизни, может надеяться еще на 15-20 лет плодотворной работы, более того — считает своим долгом трудиться. Каково же ему думать сегодня, что именно этой возможности его хотят лишить? И еще — немалая часть этих пенсионеров, если проект госбюджета будет принят в существующей редакции, попадет в дискриминированное положение уже во второй раз.

Многие из моих друзей ушли с военной или милицейской службы в середине и во второй половине 1990-х. О названной дискриминации они знают не понаслышке. Мой хороший знакомый, например, уволился из Вооруженных сил в 1994 году. Старший офицер, занимавший достаточно высокую должность, он получил вполне достойную на тот момент пенсию — более миллиона тогдашних купоно-карбованцев. Но во что превратилась эта сумма к концу 1996 года, когда Украина ввела национальную валюту? При соотношении 1:100000 — в сумму чуть более 10 грн. Понятно, пенсии пересматривались, но инфляция очень быстро опустила их ниже прожиточного минимума. Не только из чувства долга должен был трудиться пенсионер — в такие условия поставило его тогдашнее государство. А придуманные во времена Кучмы «маленькие хитрости» позволили этому государству, вопреки закону, повышать денежное содержание в армии и милиции без одновременного увеличения пенсий представителям тех же структур, попавшим в категорию «уволенных в запас ранее». Только накануне президентских выборов, в борьбе за электорат, были сделаны полшага, чтобы устранить эту дискриминацию. С 2005 года офицерам запаса и иже с ними начали выплачивать… 50% от начисленной пенсии. И только в этом году — 100%. Теперь, если новый дискриминационный законопроект пройдет, им останется только развести руками: вот тебе, бабушка, и Юрьев день!..

К тому же в отношении этих людей действует еще одна «заборона». Другой мой хороший знакомый, майор запаса, отработав после армии в народном хозяйстве более 20 лет и перешагнув за «штатский» пенсионный возраст, задался вполне логичным вопросом. Более 20 лет он добровольно отдавал Пенсионному фонду треть своего заработка — зачем? Новый Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» на этот вопрос, кажется, ответил, указав на право граждан Украины «получать дополнительную пенсию в порядке и за счет средств, определенных законодательством». А что ответили майору в Пенсионном фонде? Не положено — и все!

В апреле этого года сказал вроде бы свое слово и законодатель. Законом №3591-IV ВР постановила внести изменения в закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, сотрудников милиции и других лиц. Новая редакция дала им право на пенсии в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» — при этом должны были учитываться (цитирую) «все виды денежного обеспечения, которые получали названные лица». И вновь услышал майор в Пенсионном фонде «не положено». Почти то же услышал там и автор этих строк — да еще и красочнее: дескать, мало ли что в каком законе написано, а в наших инструкциях такого нет — значит, не положено!

Между тем распоряжением Кабмина (подписанным еще Ехануровым) готовится передача пенсионного обеспечения военнослужащих Минобороны, сотрудников МВД, СБУ, МЧС, налоговой администрации и департамента исполнения наказаний в руки ПФУ. Но еще одно должностное лицо того же ПФУ порадовало автора и таким перлом: где это вы видели работающих военных пенсионеров?! Дескать, если они где-то и «работают», то исключительно неофициально — «в тени»… Тяжелый привкус остался после этих разговоров. Похоже, переход пенсионеров-«силовиков» под крыло ПФУ для последнего ничего не меняет! Может измениться ситуация только для самих этих пенсионеров, которые ранее получали пенсии напрямую по линии своих ведомств, — причем, боюсь, не в лучшую сторону…

Повторю еще раз то, что уже сказал в предыдущей публикации: дискриминационная статья в проекте госбюджета-2007 перечеркивает существующее ныне право пенсионера работать и одновременно получать свою заслуженную пенсию. Причем перечеркивает, не делая никаких оговорок в отношении уровня доходов семьи пенсионера, его заработка по месту работы или факта неполной занятости. Трудишься — значит, не имеешь права на пенсию больше двух прожиточных минимумов. Однако при средней зарплате в Кировоградской области на уровне 800 грн. это означает, что люди, имеющие пенсию выше полутора тысяч гривен, теряют всякую заинтересованность в том, чтобы трудиться. Та пенсия, которую они получают сегодня, окажется выше их заработка вместе с двумя прожиточными минимумами, который собирается оставить им от их пенсии законодатель. Некоторые из пенсионеров в погонах уже начали увольняться с работы, не дожидаясь принятия дискриминационного закона. Другие ищут работу с заработком не менее 2,5-3 тыс. грн., которые позволили бы «подарить» государству больше половины их пенсии.

Как же иные представители ВР озабочены стоящей перед Украиной угрозой потери рабочей силы! А угроза потери народным хозяйством специалистов высокого класса (да, именно так: в большинстве случаев пенсионер способен получить работу и конкурировать с молодежью, только будучи специалистом высокого класса) — эта угроза их не беспокоит?

Некоторые из пенсионеров уверены, что дискриминационная статья, противоречащая Конституции — как акт, ухудшающий положение граждан Украины, — «не пройдет» либо будет отменена Конституционным судом по представлению оппозиции. Другие убеждены в обратном: пройдет — да еще как! И никакая оппозиция этому не сможет помешать. Промежуточное мнение высказал в разговоре с автором известный нашим читателям кировоградский юрист Игорь Погасий — кстати сказать, тоже офицер запаса, которому, возможно, скоро придется выбирать, продолжать ли работать или закрыть свое агентство. Конституционный суд может отменить дискриминационную статью, но в нынешней ситуации не исключено, что вынесение вердикта затянется на годы…

Добавить комментарий