Польша: выбор и выборы

13 июня в Польше состоялись выборы в Европарламент. Страна бывшего соцлагеря определяла список своих представителей в высшем законодательном органе Европы. За ходом этого процесса наблюдала и группа представителей украинских масс-медиа, в числе которых находился и журналист “УЦ”.

Выборы обошлись республике более чем в 20 миллионов долларов (77 миллионов злотых). Голосовать призывали активных (на фото — “Голосуй вдумчиво, не порть атмосферу!”), серьезных и здравомыслящих. Тем не менее, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что свои первые европейские выборы Польша проиграла.

Вернее, фиаско потерпели социал-демократы, представляющие в этой стране партию власти, набрав всего 12 процентов голосов избирателей. Ударом ниже пояса стал для правящей партии раскол в ее рядах, в результате в выборах в Европарламент принимала участие и вышедшая из СДЛС Польская социал-демократическая партия.

Победу на выборах, в соответствии с прогнозами, одержала правая партия “Гражданская платформа”, набравшая почти 28% голосов избирателей. Второе место заняла консервативная “Лига польских семей” (около 16,5% голосов). Парадоксально, но факт — данная партия имеет четкую …антиевропейскую направленность, избрав в качестве лозунга фразу “Чтобы Польша оставалась польской даже в Евросоюзе”.

“Бронзу” получила партия “Право и справедливость” со слоганом “Сильная Польша в Европе”- более 12,5% симпатий избирателей. Неожиданно низким оказался в итоговом рейтинге показатель “Народной партии “Самооборона””, которая неизменно входила в тройку лидеров на протяжении всей избирательной кампании.

В список разочарований первых европейский выборов Польши можно с полным правом внести и крайне низкий уровень явки избирателей — на избирательном участке в этот день появился лишь каждый пятый. Впрочем, апатия польского электората в “день икс” была единодушно предсказана политиками и политологами задолго до даты выборов. По их мнению, поляки “измучены политикой и разочаровались в политиках”. Как заявил лидер центристской либерал-демократической группы в Европарламенте Грэм Уотсон, в новых странах-членах Евросоюза люди устали голосовать, ведь в прошлом году здесь прошли референдумы о вступлении в ЕС, а затем во многих из них — национальные выборы. К тому же день выборов пришелся на период четырехдневного уик-энда, посвященного празднику Святого Духа. Поэтому ревностные католики предпочли провести это время на отдыхе за городом, на дачах, в гостях у родственников, нежели выполнить свой гражданский долг на избирательных участках и массово поддержать европейский выбор родной страны.

Еще одним парадоксом этих выборов стал тот факт, что немалую долю симпатии избирателей получили претендующие на представительство в Европарламенте так называемые евроскептики, в число которых, как мы уже отметили, входит и “Лига польских семей”, уступившая первенство лишь “Гражданской платформе”. Их основным аргументом стал тот факт, что в качестве члена Евросоюза Польша ежегодно будет “отстегивать” 10 млрд. злотых (250 млн. долларов), тогда как бюджет страны составляет сегодня 190 млрд. Политики этого направления весьма эффективно воздействовали на избирателей, красочно описывая, на решение каких внутренних проблем можно было бы направлять “европейские” взносы… Кстати, аналогичная ситуация сложилась в Германии и Франции, где правящие партии также уступили электорат евроскептикам. В Великобритании Партия независимости, выступающая за выход страны из ЕС, получила в Европарламенте 12 мест — по сравнению с прошлыми выборами за нее проголосовало почти в три раза больше избирателей…

Несмотря на общее мнение о серости, вялости и апатичности “европарламентской” избирательной кампании в Польше, данный прием был далеко не единственным способом завоевать симпатии электората. Как выяснилось, “козырной картой” обработки избирателей было, в частности, использование в рекламных роликах и слоганах партий национальной символики, государственной идеи, народных традиций. По этому пути пошла Польская партия труда, объединив изображение польского орла с флагом ЕС. Партия “Комитет избирателей” своим брэндом сделала сына президента Валенсы. Лидер партии “Право и справедливость” Лех Качиньський в рекламном ролике обращается к своим соотечественникам, стоя на фоне картины, где прусские солдаты складывают оружие перед поляками.

Пиарщики “Гражданской платформы” использовали для приманки части электората знаменитого польского поп-тенора, исполняющего в рекламном ролике партии песню, которую пели польские футболисты на чемпионате мира по футболу в Корее-Японии, тем самым “купив” голоса футбольных болельщиков. Тему любимой игры поляков раскрутили и политтехнологи, работавшие на “Социал-демократию Польську”, сравнив идущую в Европу партийную команду с футбольной…

Гарантией роста рейтинга партии безотказно служило также распространение в народе снимков ее лидера с Папой Римским. Кстати, в свое время для “нейтрализации” кандидата в президенты Квасьневского за две недели до выборов его оппоненты запустили ролик, где один из его соратников не весьма почтительно обращается с изображением Папы. Рейтинг будущего Президента мгновенно снизился, и ему едва удалось успеть реабилитировать себя в глазах избирателей…

Пожалуй, это едва ли не единственный случай “черного пиара” , который смогли в ответ на настойчивые вопросы дотошных украинских журналистов вспомнить их собеседники-политологи. “Понятие “черный пиар” я узнал именно в Киеве”, — признался в беседе с украинскими медиа эксперт по вопросам избирательных технологий Института политических наук Варшавского университета Бартоломей Бискуп. На нынешних выборах здесь пиарили по-черному (да и то с большой натяжкой) разве что лидера “Самообороны” Анджея Леппера. Так, своего рода антирекламой можно назвать изображение свиньи в галстуке “фирменных” цветов этой партии с призывом “не портить атмосферу”. Или наклейки с надписью “Не будет хорошо!”, где помимо использования того же галстука иронично обыгрывалась (в польской транскрипции) фамилия того же кандидата… Да еще одна из партий в рекламном ролике как-то пожелала своим политическим конкурентам “сойти в гроб”, покорив тем самым, по свидетельству местных экспертов, наивысшую вершину черного пиара по-польски.

Судя по всему, польским выборам в этом плане явно не хватало фантазии наших соотечественников, съевших на этом поприще не одну собаку. Вспомните хотя бы недавние выборы в Одессе, о перипетиях которых несколько номеров назад рассказывала “УЦ”… Впрочем, характерная особенность польских избирателей такова, что, чем больше на них воздействуешь, тем больше риска вызвать обратную ожидаемой реакцию. Так что политики здесь с антирекламой оппонентов обращаются весьма осторожно. Хотя доморощенных пиарщиков в Польше до сих пор нет, и более-менее обеспеченные кандидаты “выписывают” политтехнологов из-за бугра, в основном из Испании и США. Оказалось, что и они предпочли на этот раз сэкономить (как правило, каждая партия в Польше расходует во время избирательной кампании от 10 до 400 тысяч евро).

Дело в том, что выборы в Европарламент имели здесь откровенно второстепенный характер, а политические силы приберегали капитал с учетом возможных досрочных выборов в сейм. Как выяснилось, подобное развитие политической ситуации в стране вполне возможно уже в августе нынешнего года — если действующий польский парламент не утвердит кандидатуру премьера Марека Белки, назначенного президентом за два дня до выборов в ЕП, 11 июня… Голосование сейма состоится 25 июня.

“Верхний барьер избирательного фонда составил на этот раз 9 миллионов злотых, — заметил пан Бискуп. — Партии же потратили не более трети этих средств, что свидетельствует об отсутствии у них интереса к выборам в Европарламент”…

Дополнительным подтверждением вышесказанному может служить и тот факт, что практически ни одна партия, претендующая на представительство в Европарламенте, не предъявила избирателям сколь-нибудь конкретной программы, оставляя электорату необходимость ориентироваться исключительно на персоны партийных лидеров.

Как утверждают эксперты, предвыборные обещания кандидатов свидетельствуют о том, что потенциальные европарламентарии имеют весьма смутное представление о функциях, роли и даже структуре этого органа. Иначе, подчеркивают политологи, они не путали бы высший законодательный орган Европы с инстанцией, занимающейся, скажем, ремонтом дорог или повышением зарплат и пенсий. Другими словами, не строили бы в большинстве своем предвыборные кампании на обещаниях решить с помощью Европарламента внутригосударственные проблемы.

Впрочем, и украинские избиратели до сих пор верят подобным мессианским обещаниям и жалуются на козни соседки Президенту…

“Поляки голосуют не за партийную программу, а за прошлые достижения партии, за ее репутацию на политической арене страны, поскольку, пройдя в Европарламент, та или иная сила присоединится к одной из фракций и будет участвовать исключительно в реализации ее политики”, — прокомментировал данную тенденцию представитель штаба кандидата от партии “Гражданская платформа” Кшиштофа Бобинського, его сын Анджей Бобинський.

По его словам, кандидаты практически ничего не делали для привлечения внимания избирателей: “Они не прыгали с парашютом, не плавали, не летали. Подобные трюки польскими избирателями не приветствуются. Правда, в 97-м году во время выборов в сейм представитель “Союза реальной политики” с этой целью ездил на слоне…”

То ли дело наши кандидаты: и на горные вершины поднимаются, и поют-сочиняют-танцуют, и в футбол играют. Словом, если не хлеба, то, по крайней мере, зрелищ украинский народ в это время получает в избытке!

Как выяснилось, в атмосферу всеобщего равнодушия к “европейским” выборам свою лепту внесли и местные СМИ, что вызвало некоторое недоумение украинских акул пера и эфира, поднаторевших в смаковании предвыборных скандальных перипетий в родной стране. Об этом сообщил коллегам из соседней страны международный обозреватель польского еженедельника “Впрост” Ежи Марек Новицкий, прежде возглавлявший Центр международных исследований при Сенате Республики Польша и занимавший должность вице-секретаря и главного советника по международным вопросам премьера Ежи Бузека.

По его словам, поляки были недостаточно информированы как о самом Европарламенте, так и о возможностях в нем отдельных партий и кандидатов, и даже о самом порядке голосования. Что, впрочем, неудивительно, поскольку польские газеты в этот период избрали темой номер один предстоящий чемпионат Европы по футболу, а тема выборов была отодвинута на третий, а то и четвертый план.

К тому же, в отличие от украинских СМИ, как правило, с нетерпением ожидающих начала очередной избирательной кампании, как крестьяне жатвы, партийной и более-менее политически заангажированной прессы в Польше попросту …нет. За исключением разве что социал-демократической “Трибуны”, да еще известной “Газеты выборчей”, косвенно поддерживающей “Союз свободы”, которая единственная публиковала материалы о предстоящих выборах на первых полосах своих выпусков и даже посвятила одно из традиционных пятничных приложений галерее европриверженцев и евроскептиков. В числе последних оказался и кандидат в ЕП от “Союза Свободы”, бывший министр обороны Польши Януш Онишкевич. Его единомышленником в этом отношении стал и лидер “Самообороны” Анджей Леппер, заявивший, что в случае избрания его членом Европарламента он будет выступать …за пересмотр всего процесса заключения соглашения между Польшей и Евросоюзом.

О недостаточной информированности рядовых граждан Польши (и, как следствие, игнорировании ими процесса выборов) о Евросоюзе говорил и эксперт по вопросам Европарламента Фонда имени Роберта Шумана Пшемыслав Яронь. По его словам, польские СМИ “устали от темы ЕС”, тогда как определенное представление об этой организации имеет лишь половина его соотечественников, а большинство из них не могут адекватно оценивать ее роль в процессе евроинтеграции Польши. Вступление страны в Евросоюз скорее вызывает опасения ее граждан, в частности, предполагаемое введение цен в евро на фоне прежнего размера зарплат и пенсий. Надежды же возлагаются на расширение рынка труда, правда, пока лишь за счет Швеции, Великобритании и Ирландии, уже открывших свои границы для польских “арбайтеров”.

Отдельного внимания в контексте проблемы непопулярности выборов в ЕП в Польше заслуживает непосредственно сама система волеизъявления избирателей. Если предвыборную кампанию здесь характеризуют как крайне неэффективную, непрофессиональную и апатичную, то отзывы экспертов о способе голосования и подсчета еще более категоричны.

Так, Бартоломей Бискуп считает ее наиболее сложной и запутанной из всех принятых в странах Евросоюза, а Анджей Бобинський — недоступной пониманию рядовых избирателей. Не будем утомлять читателей сложными арифметическими выкладками, к тому же аналогичные задачки нам вряд ли придется решать. По крайней мере, в обозримом будущем… Ограничимся лишь кратким описанием вышеупомянутой системы. Итак, на 54 кресла депутата Европарламента от Республики Польша претендовало более 1800 (!) кандидатов на 13 избирательных округах от 16 воеводств. В результате бюллетень представлял собой 21 (!) список (по количеству партий-претендентов), каждый из которых состоял, в свою очередь, из 8-10 членов вышеупомянутой партии. Причем для каждого округа список членов партий был индивидуальным.

Избиратели вначале должны были определиться с партийной симпатией, а затем выбрать из соответствующего (одного!) списка пару-тройку кандидатов. Затем собранные по каждому пункту голоса подсчитывались в масштабах страны, а также по каждому округу. Итоговый рейтинг… также не являлся окончательным. Нужно было еще рассчитать, сколько депутатских “евромандатов” получит каждый округ, сравнив полученные здесь каждым претендентом голоса с результатами его однопартийцев на других округах и выполнив для этого еще несколько абсолютно непонятных здравомыслящему человеку арифметических действий.

Да уж, куда нам с нашим скромным набором из шести бюллетеней…

К тому же при всем желании при такой системе вряд ли найдется математический гений, который сможет рассчитать схему фальсификации результатов голосования. Во всяком случае, судя по результатам “евроголосования по-польски”, приходится согласиться с Бартоломеем Бискупом, накануне выборов заявившим: “Последствия этой системы Польша еще увидит”.

В день выборов украинские журналисты имели возможность воочию убедиться в изложенном выше, посетив несколько избирательных участков Варшавы. При этом возникало ощущение, что виртуальная машина времени перенесла нас на пару десятилетий назад: в оформлении участков преобладал красный цвет, а с самого утра сюда неспешно, с осознанием выполнения некоего гражданского долга шли опрятные, нарядно одетые избиратели. Только изрядно постаревшие, вынужденные добираться к месту голосования на …такси.

На территории же сейма, в здании которого разместился Центризбирком, в “день икс” царили неожиданные покой и тишина. Ни усиленной охраны, ни толпы журналистов, ни наблюдателей. Разрешили даже проводить фото- и видеосъемку. Правда, в само здание журналистов не пустили, мол, чтобы не мешали предварительному подсчету бюллетеней (это за несколько часов до закрытия избирательных участков-то!). Впрочем, кроме нашей делегации да еще десятка местных коллег с парой видеокамер интереса к столь знаменательному процессу, оказалось, больше никто не проявил…

Так или иначе, Польша уже сделала и европейский выбор, и европейские выборы. Что же касается Украины, то наши перспективы присоединиться к почтенному европейскому семейству остаются весьма туманными. Впрочем, наша новоиспеченная “евросоюзная” соседка обещает замолвить за нас словечко в Евросоюзе. Об этом на пресс-конференции заявил Януш Онишкевич. Кстати, его партия “Союз за свободу” набрала на этих выборах всего 5 процентов голосов избирателей. Как выяснилось, для того, чтобы получить такую протекцию, Украине нужно “всего ничего”: “предоставить для этого весомые аргументы, развивать в своей стране демократию и рыночные отношения, а не посылать нам непонятные сигналы типа вашего вступления в ЕЭП”.

Как выяснилось, хотят видеть Украину своим “еврососедом” и рядовые поляки. По крайней мере, так утверждает доктор социологических наук Варшавского университета Йоанна Конечна. Мотивация — как государство, созданное “назло Советскому Союзу”. Таким образом, по мнению пани Конечной, Украина скорее будет двигаться не столько “вперед к Евросоюзу”, сколько “прочь от Москвы”.

Согласно же результатам исследований, озвученным польским социологом, большинство поляков приветствуют вступление Украины в НАТО и ЕС и категорически против членства нашей страны в союзе Белоруссии и России. Сами же украинцы, согласно тому же источнику, предполагают, что “незалежна” все же остается лишней на европразднике жизни, а во вступлении страны в ЕС заинтересованы прежде всего президент, проправительственные политики и бизнесмены.

Впрочем, нам бы президентские выборы (или выбор?) пережить, а уж с европейскими, если доведется, как-нибудь разберемся…

Поездка украинских журналистов в Варшаву для наблюдения за первыми в истории соседней страны выборами в Европарламент стала возможной благодаря Фонду “Европа 21” при содействии Ассоциации региональных изданий “Cпiльний простiр”, финансирование обеспечила грантовая программа ПАУСИ (Польско-американско-украинская инициатива о сотрудничестве).

Добавить комментарий