Спасение завода «Гидросила»

Правду говорят — ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Идя навстречу просьбам городских властей повременить с вводом в эксплуатацию собственной новой котельной, один из лидеров украинского машиностроения — кировоградский завод «Гидросила» — оказался буквально на грани замерзания. Вынужденная остановка котловых агрегатов в сильные январские морозы едва не привела к выходу из строя систем отопления самого предприятия, одного детского садика, двух школ и двух воинских частей. Последствия аварии оказались хоть и не такими масштабными, как в Алчевске или Александрии, но все же весьма серьезными…

Котельная, которая отапливает «Гидросилу» уже несколько десятков лет, расположена на территории городской теплоэнергоцентрали. От этой котельной до предприятия — 2,5 километра, и при транспортировке горячей воды на такое расстояние потери тепла составляют довольно-таки существенную цифру. Поэтому на «Гидросиле» приняли решение построить новую котельную непосредственно на территории самого завода — чтобы избежать лишних потерь энергоресурсов.

Запуск котельной намечался перед отопительным сезоном-2005/06, однако в августе прошлого года подготовительные работы по подключению трех современных котлов были приостановлены. Дело в том, что к нынешней схеме теплоснабжения «Гидросилы» подключены субабоненты: школы №3 и специализированная №2, детский садик №42 и две воинские части — часть МВД и часть А-1840 (бывшие склады ВВС). А так как в течение 2005 года у горисполкома не было возможности установить в этих учреждениях системы автономного отопления (деньги в бюджете на эти цели не были предусмотрены), городские власти попросили руководство предприятия отложить запуск собственной котельной. Соглашение было достигнуто — никто ведь тогда и предположить не мог, чем для предприятия обернется такое решение.

По оценкам специалистов «Гидросилы», к отопительному сезону они подготовились вовремя. Утечки магистральной теплотрассы были сведены к минимуму, тепло на завод поступало, жалоб от субабонентов не было, температура в цехах держалась в пределах нормы. Как это часто бывает в жизни, беда пришла оттуда, откуда ее совсем не ожидали…

— Перемерзла труба, по которой от ТЭЦ до котельной «Гидросилы» поступала техническая вода, — вспоминает события первого аварийного дня главный энергетик «Гидросилы» Михаил Коркач. — Система как положено теплоизолирована, часть ее проходит по воздуху, часть — под землей, работала исправно на протяжении многих лет, никогда никаких хлопот не доставляла, и вдруг… Наверное, раньше просто не было таких температур, державшихся столь длительное время. В ночь с 19-го на 20-е января не стало хватать воды, подпитывающей теплотрассу. При целых сетях, работающей котельной аварийная ситуация сложилась только лишь из-за недостачи воды.

Первый раз приостановить котлы мы вынуждены были около шести часов утра 20-го января. После этого предприняли попытку подпитать трассу питьевой водой от внутреннего водопровода завода. По расчетам эти меры позволили бы котельной продержаться несколько дней без подпитки от ТЭЦ и заменить перемерзший трубопровод ТЭЦ-котельная (заменить 120 метров трубы диаметром 150 мм — довольно приличный объем работы). Все то время, когда сети завода оставались без теплой воды и успели остыть, рабочие в цехах всеми возможными методами разогревали систему отопления предприятия, чтобы не дать ей перемерзнуть.

Из-за нехватки воды в системе на теплотрассе произошел один порыв. За три-четыре часа работы ремонтная бригада с ним справилась, около 13.00 20-го числа мы начали подпитывать трассу, и уже в 14.30 котельная снова начала давать тепло. В 18 часов того же дня котельная «Гидросилы» вышла на график работы в нормальном температурном режиме.

Но уже в 2 часа ночи 21-го января персонал котельной заметил неполадки в системе теплоснабжения предприятия. В системе опять оказалось много воздуха и недостаток воды — видимо, где-то снова произошел порыв магистральной теплотрассы. Дополнительно подпитывать котельную уже было нечем, поэтому в 3 часа 20 минут ночи мы приняли решение еще раз приостановить котлы.

С 6 утра 21 января начал работать аварийный штаб, который без промедления занялся разработкой мероприятий по восстановлению теплоснабжения предприятия и субабонентов. Общее руководство, как и груз принятия ответственных решений, легли на плечи генерального директора завода Александра Шамшура. В чем заключалась сложность ситуации, почему остановка работы котлов считалась самым крайним вариантом — во-первых, полностью слить воду с такого объекта, как «Гидросила», в принципе невозможно. А даже незначительный перерыв в теплоснабжении при морозе -25 градусов по Цельсию привел бы к тому, что наверняка перемерзли бы системы водопровода и канализации предприятия. И, во-вторых, — об этом скажет любой специалист-теплотехник — запустить потом котлы при отрицательной температуре воздуха в помещении котельной высотой с четырехэтажный дом практически нереально. В Александрии этого оперативно сделать так и не сумели… Мы поняли, что не сможем поддерживать температуру воды в системе, и вынуждены были слить воду с теплотрассы. Дальнейшие действия были направлены уже на то, чтобы просто уменьшить последствия от остановки работы котельной, так как понятно было, что ремонт трассы затянется на несколько суток.

В тот же самый день работники энергосилового цеха №11 принялись за восстановление разрушенной части системы. Второй порыв нашли не сразу. Ремонтная бригада обследовала всю теплотрассу (ее протяженность составляет три километра. Проходит трубопровод в основном под землей, в районе ТЭЦ и железной дороги идет по воздуху), пока не обнаружила место утечки воды. Устранить порыв удалось к обеду воскресенья, 22-го января. К 19 часам того же дня ремонтная бригада восстановила линию подпитки технической воды от ТЭЦ, и на повестке дня стал вопрос, как запустить котлы при температуре в котельной — 6 градусов? Заполнять холодные котлы холодной же водой было категорически нельзя — в этом случае оборудование просто вышло бы из строя.

С этой задачей мы справились за три дня. Подогревали воздух в районе котлов, подогревали котлы. Один день нам помогали войска МЧС — в их распоряжении есть специальное оборудование для нагрева, но затем подобная авария приключилась в Александрии, и эмчеэсники выехали туда. Котельную запустили в субботу, 28-го января, после чего, в первую очередь, провели работы по подключению к отоплению наших субабонентов: садика, школ и воинских частей. Перед остановкой котельной мы, конечно же, предупредили их, чтобы они тоже слили воду из своих теплосетей. Так что последствий аварии у наших абонентов оказалось не так уж и много.

Тем временем, параллельно с работами по запуску котельной, на предприятии начались работы по восстановлению пострадавших от морозов систем. Устранением порывов занимались в основном специалисты ЭСЦ №11, но им помогали и остальные работники предприятия. Причем вместе с гидросиловцами плечом к плечу трудились сварщики с «Красной звезды» и «Гидросилы ЛЕДА». Цех №8, например, оперативно провел профилактические мероприятия, так что они запустились самыми первыми на заводе уже на второй день после пуска котельной…

Сейчас, когда январские морозы ушли в историю, а в Алчевске и Александрии до сих пор продолжаются ремонтные работы, становится очевидным, что благодаря исключительно четким, слаженным, самоотверженным действиям работников «Гидросилы» при устранении аварийной ситуации в теплосетях предприятия заводу удалось выйти из сложившегося ЧП без больших потерь. О тех последствиях аварии, которые, несмотря на все усилия работников предприятия, все-таки случились, рассказывает технический директор ОАО «Гидросила» Александр Котляр.

— В ликвидации последствий аварии принимали участие 426 человек из числа сотрудников завода, и всем им мы искренне благодарны. Хотя на это время основное производство остановилось, рабочие цехов выходили и на мероприятия по спасению оборудования, и на восстановительные работы.

Процентов 80 заводских сетей теплоснабжения в той или иной степени вышли из строя. Нам пришлось полностью заменить трубы вдоль угловых стояков, на первых этажах зданий. В первую очередь, мы восстановили пожарные гидранты, теплосистемы, особо важные для жизнеспособности предприятия: в столовой, в цеховых душевых.

А вот станки — 2500 единиц технологического оборудования, многие из которых стоят сотни тысяч гривен, — удалось спасти практически полностью. Запуск оборудования по участкам производился постепенно, и, когда температура во всех цехах поднялась до +1-2 градусов, станки уже начали работать в обычном режиме. По причине вынужденного аварийного недельного простоя предприятия мы частично не выполнили план января. Сейчас как раз сезон, идет подготовка сельскохозяйственной техники к полевым работам, поэтому мы не можем снизить объемы производства, не можем подвести своих клиентов. На февраль запланированы объемы выпуска на грани предельного, на март — еще больше.

Список сотрудников предприятия, отличившихся при ликвидации последствий аварии, очень объемный. Назвать всех их мы, по понятным причинам, не имеем возможности, а выделить одного-двух человек и умолчать при этом об остальных ликвидаторах было бы не совсем правильно. Спасали оборудование от замерзания, а затем восстанавливали предприятие абсолютно все: производственные рабочие, наладчики, слесари, мастера, начальники цехов, руководство завода. Рабочий день начинался с 7 утра и продолжался до 8-9 вечера. Некоторые аварийные бригады, пока не запустили теплотрассу, дежурили на заводе круглосуточно. Одна такая бригада в рассказах главного энергетика и технического директора уже упоминалась — это бригада ЭСЦ №11, которую на заводе многие называют главными героями ликвидации последствий остановки котельной. И вот этих людей оставить без внимания никак нельзя: зам. начальника ЭСЦ Владимир Богородицкий, возглавлявший аварийно-ремонтную бригаду по ремонту магистральных трубопроводов предприятия; оператор очистных сооружений Вадим Субоч, который на ремонтные работы вернулся — по собственной инициативе — из планового отпуска, слесарь-сантехник Вячеслав Беликов, бригадир электриков Василий Коломиец, электросварщики Николай Плахтий, Виктор Галушко, Валерий Михайлов и Юрий Брыурош…

Слово Анатолию Фалюшнику — непосредственному начальнику энергетиков, который тоже внес свою весомую лепту в восстановление рабочих кондиций предприятия:

— Первое время наша бригада работала по 12-14 часов, а некоторые люди и того больше — Богородицкий не оставлял водопровод без присмотра сутки напролет. Первые два дня мы работали в основном на улице, при минусовой температуре, поэтому досталось сильно. Должен сказать, что в таких экстремальных условиях человеческий организм мобилизуется, так что у наших работников случаев «выхода из строя» не было. Администрация завода создала условия для работы, организовывала горячее питание. Когда уже перешли на работы в помещения, стало полегче.

Что было самое страшное за это время? Наверное, когда поняли, что не сможем удержать в рабочем состоянии котельную и придется сливать воду из системы. Даже сейчас иногда не верится, что завод если и простаивал, то очень небольшой промежуток времени. Я, например, давал более пессимистические прогнозы — что зимой запустить котельную и теплотрассу будет практически невозможно. По правилам, если слить воду сейчас, то заново включить котлы можно было бы только… весной! Получается, что мы сработали вопреки существующим законам теплотехники…

Спасение завода «Гидросила»: 2 комментария

  1. Тече річка невеличка, через річку міст
    На мосту стоїть корова, у корови хвіст
    Не теклаб тут річечка, не булоб моста
    Не стоялаб тут корова, не булоб хвоста

  2. Большая просьба к Алексею Виноградову! Сообщите мне пожалуйста точное место работы и должность Анатолия Фалюшника. у моей бабушки девичья фамилия Фалюшник и родилась она в Кировоградском районе.
    Заранее благодарна Вам.

Добавить комментарий