Парадоксы от законодателя

Новая редакция закона о защите прав потребителей в большей степени защищает торговцев и производителей некачественных товаров, нежели самих потребителей! Шаг вперед и два шага назад — такая оценка напрашивается после ознакомления с изменениями, которые вступили в силу в январе. О них сообщила журналистам в ходе пресс-конференции Алла Шерстнева, руководитель отдела по защите прав потребителей Кировоградского горсовета.

Изменения затронули несколько ранее неурегулированных моментов — и в пользу потребителя. Среди них — право потребителя на безусловный отказ от договора о кредите в течение 14 дней, причем не с момента приобретения товара, а с момента получения самого договора. За покупателем оставлена только обязанность заплатить проценты за те 14 дней, в течение которых он фактически пользовался кредитом, приобретая товар под кредитный договор.

В течение 14 дней покупатель вправе отказаться и от товара, приобретенного через систему сетевого маркетинга. Но обязательным условием является наличие у покупателя чека или договора, подтверждающего факт покупки. Продавец обязан в течение 30 дней забрать товар и вернуть деньги. Если на протяжении 60 дней это не сделано, проданный товар остается собственностью покупателя, даже если за него уплачена не вся сумма. Аналогичные права потребителю дает и статья закона, защищающая права покупателя при покупках «на расстоянии» — через Интернет или по почте. И так далее.

Однако в новой редакции закона значительно сужены права потребителя, которому «повезло» купить некачественный товар. Прежняя редакция закона давала право на возврат некачественного товара продавцу и получение уплаченных за него денег. Теперь же оговаривается право на… пропорциональное снижение его стоимости. Понятно, что «пропорциональное снижение» каждая из сторон будет понимать по-своему. Второй вариант — устранить недостаток (то есть отремонтировать купленную вещь) за свои деньги и выставить счет продавцу или вернуть покупку для выполнения ремонта в магазин. Право же возврата или обмена купленного товара дает только так называемый «существенный недостаток» — это дефект, который возник по вине производителя или продавца и делает невозможным либо недопустимым использование товара по его прямому назначению. Одна из характеристик «существенного недостатка», прописанная в законе, — это его повторное появление после устранения. Затем сделаны еще три оговорки: полная невозможность устранения; либо невозможность устранения дефекта в срок менее 14 дней; либо существенное изменение свойств товара вследствие дефекта. Но и это еще не все: для подтверждения «существенного недостатка» должна быть проведена экспертиза. Все эти оговорки в значительной степени связывают руки как покупателю, так и… службам по защите прав потребителя.

Парадоксы от законодателя: 1 комментарий

  1. Ужас! Я 14 дней назад купила мобильный телефон, который теперь не работает. Продавец предложил отремонтировать (перепрошить) бесплатно согласно гарантии. Но ведь я покупала НОВЫЙ ТЕЛЕФОН, А НЕ ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ!!! Хочу вернуть и обменять на новый. Не знаю — получиться или нет. Но сама ситуация абсурдна — с таким же успехом я могу купить телефон б/у (перепрошитый) за меньшие деньги. Так где же здесь защита прав потребителя?

Добавить комментарий