Доверяй, но проверяй!

Во время выборов страницы газет и журналов, экраны телевизоров буквально заполняют различные социологические исследования, показывающие расклады политических сил в определенный момент времени. Стоит ли доверять этим цифрам? Настоящие они или взяты с потолка? Об этом можно только догадываться. Но есть несколько признаков, по которым каждый человек сможет узнать, насколько данные того или иного соцопроса приближены к реальности.

Речь о социологических исследованиях как об одном из видов предвыборной агитации шла на недавнем семинаре-тренинге для представителей региональных масс-медиа на тему «Журналистские и юридические аспекты деятельности СМИ во время выборов 2006г.», организованном общественными организациями «Коалиция “Свобода выбора”», Институт массовой информации (г.Киев), Украинская ассоциация издателей периодической прессы при поддержке координатора проектов ОБСЕ в Украине.

Для политически подкованного читателя уже давно не секрет, что соцопросы — это довольно-таки серьезный способ как информирования избирателя о ходе предвыборной гонки, так и манипулирования электоратом. Последнее у нас в стране случается очень даже часто. Достаточно вспомнить хотя бы президентские выборы-2004, а именно: насколько тогда отличались данные опросов и экзит-полов, представленные различными организациями. Несовпадение достигало полутора десятков процентов, а такой разброс выходит за все допустимые рамки погрешностей. В определенном смысле неправдивые результаты социологических исследований стали тогда одним из способов активной политической агитации, на которую «повелись» тысячи избирателей.

Чтобы не попасться на подобные уловки впредь, предлагаю вам небольшой ликбез о соцопросах. Первое, и самое главное — попытайтесь уяснить, кто и по чьему заказу проводил опрос общественного мнения. Если это данные серьезных и известных организаций, работающих в Украине уже долгие годы, дорожащих своей репутацией и ни разу не замеченных в подтасовке результатов — это одно. Если же исследования проходили по заказу представителей какой-нибудь политической силы, а всю техническую работу сделали сотрудники, скажем, ЗАО «Проффесор», созданного в позапрошлом месяце и в учредителях которого значится заказчик или члены его семьи — это совсем другое. Можете смело всю эту цифирь игнорировать. Потому что, вероятнее всего, вас нагло обманывают…

Заказать объективный всеукраинский соцопрос стоит в пределах 30 тыс. долларов (за «левые» опросы суммы договорные, могут исчисляться сотнями тысяч зеленых). Сам по себе ни один институт имени кого бы там ни было такие деньги на дежурный опрос граждан не потратит. За все платят или политические силы, или различные фонды. Опять-таки, если директор «Фонда Раз» находится на проходном 21 месте в кандидатских списках политической партии, то будьте уверены, результаты соцопроса, заказанного этим фондом, партию «клиента» не обидят. Другое дело — фонды, финансирующиеся за счет нерезидентов Украины. По словам одного из тренеров семинара, столичной журналистки и директора Института массовой информации Виктории Сюмар, она привыкла доверять данным фонда «Демократические инициативы». Эта организация спонсируется рядом посольств зарубежных держав, поэтому у этого фонда просто нет причин опускаться до торговли своим именем, манипулируя результатами проводимых социсследований.

Второй момент — обязательно обращайте внимание на такие, казалось бы, мелочи, как дата проведения социологического опроса — вполне вероятно, что цифры, которые вам пытаются впарить, и отображали реальное состояние дел два месяца назад, но сегодня картина может оказаться совершенно другой; и какова погрешность «измерений» общественного мнения. Наука социология допускает неточность при опросе населения в пределах 4-х процентов. И в этом тоже кроется возможность для манипуляций. Допустим, что некий «Блок прогрессивных идей» имеет свои твердые 6% голосов от общего числа опрошенных по всей Украине респондентов. Однако эти данные можно представить и как 2 %, и как 10 % симпатиков! Все по-честному, в пределах погрешности. Поэтому разные издания, в зависимости от своего отношения к этой политической силе, могут подать отличные цифры. Кому же тогда верить? Только собственному здравому смыслу.

И последний более-менее значимый момент — приводя данные соцопроса, нужно обязательно указывать вопрос, на который отвечали респонденты. Потому что иногда умные политологи придумывают для опросов по заказу неких политических сил крайне двусмысленные вопросы. Казалось бы, такой простой вопрос: «Кого вы хотите видеть президентом Украины?» можно сопроводить вариантами ответов (немного утрированно): 1) Витю Пупкина; 2) Саддама Хусейна; 3) Монику Левински; а потом объявить на всю страну, что многоуважаемый Виктор Пупкин пользуется неслыханной популярностью среди украинских граждан…

Что однозначно радует — депутатов в органы власти у нас в стране выбирают пока еще не по итогам социологических опросов, а в результате прямого волеизъявления граждан, которое в идеале должно делаться по здравому размышлению последних.

Доверяй, но проверяй!: 2 комментария

  1. Автор чуть ошибся, когда писал про погрешность. Погрешность в 4% — не к любой цифре, а к 100%. Если вы обратили внимание, пишут, как правило, погрешность НЕ ПРЕВЫШАЕТ. Соответственно, если опрос показывает блоку/партии 50% голосов, то и погрешность — до 2% и т.д. но на малых цифрах (один и менее процента) — ее уже нет. Да и, как правило, они в социологии не используются (так и пишут, не привышает одного процента), поскольку находятся "в межах статистичної похибки".

  2. Второй раз принесли домой тимошенковскую "Свободу." КАКАЯ ГАДОСТЬ!!
    СУПЕРКОНЦЕНТРАТ ПОМОЕВ!
    Не обошли "вниманием" ни одного мало-мальски значимого конкурента: Ющенко, Еханурова, Януковича, Мороза, Литвина. Даже Виталик Кличко оказался подельником Бакая!
    Вобщем, все у нас плохие. А кто хороший, вернее хорошая? Догадаемся?

Добавить комментарий