Запас НЕпрочности

Леденящие — в прямом и переносном смысле слова — подробности трагедии в Алчевске Луганской области известны благодаря телевидению, без преувеличения, всем. Несколько меньше известны подробности схожей, не побоимся повторить это слово, трагедии в шахтерской Александрии Кировоградской области. И мало кому известно, что в те же дни на пороге ничуть не меньшего ЧП стоял и сам Кировоград.

Только ли лютые морозы — причина беды, которая практически одновременно ударила по разным городам Украины? Есть ли родственная связь между событиями в географически удаленных друг от друга населенных пунктах, которые невольно оказались близнецами по характеру последствий — даже при различии масштабов или даже притом, что худшего, как в Кировограде, все же не случилось? Наконец, есть ли гарантии, что подобного рода ЧП не возникнут вновь или, что еще страшнее, начнут повторяться со все возрастающей частотой?

Вполне логично было задать эти вопросы известному в Кировоградской области политику Валерию Кальченко — и как руководителю, который в свое время возглавлял (фактически и создал) Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, а позже занял высший пост в областном органе государственной власти, и как специалисту, и как человеку, который не просто следил за развитием ситуации со стороны, но и побывал на месте событий.

— Валерий Михайлович, следствием чего стали события и в Александрии, и в Алчевске — собственно стихии, трагического стечения обстоятельств либо просчетов при принятии управленческих решений?

— Эти две аварии роднит уже то, что произошли они в один и тот же день и почти в одно и то же время — 22 января: в Алчевске это случилось в 12 часов, в Александрии — в два часа дня. Далее: обе относятся к высшим категориям чрезвычайных ситуаций. В Алчевске — это общегосударственный уровень, в Александрии — региональный. И в обоих случаях, подчеркиваю, к этим категориям они были отнесены не сразу, а только спустя определенное время.

Давайте посмотрим, как развивались события в Алчевске. На первой стадии было зафиксировано, что остались без отопления 337 крупных жилых домов (это около 60 тысяч жителей), 13 детских садиков и 7 школ. В Александрии — 134 жилых дома (6 тысяч жителей), 4 детских садика и 5 школ. Как на причину аварии все указывают на мороз. Безусловно, это фактор, но, с моей точки зрения, только сопутствующий. Не основной.

В Алчевске прорвало 800-миллиметровый трубопровод, который, по нормам, должен был испытываться с перегрузкой с коэффициентом 1,6 раза. Провели бы межсезонные испытания — и не было бы никаких порывов в сезон морозов: запас прочности этого не позволил бы. Второе — есть нормы на ликвидацию таких аварий. Есть система: где и в какой последовательности закрываются задвижки, где спускается теплоноситель и какие меры принимаются, чтобы удержать тепло в помещениях. Все это должно делаться уже в первые часы после аварии — от этого зависит эффективность конечного результата. Штаб должен спрогнозировать, какое время уйдет на ликвидацию самой аварии и что нужно сделать, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот вам две главные ошибки, которые привели к столь тяжелым последствиям: не были проведены профилактические испытания сетей, а в первый период после аварии произошла недооценка ситуации.

Далее — ключевой момент. Ситуация в Алчевске к 25 января выходит на тот уровень, когда на нее должно реагировать правительство. Но смотрите, как теперь развиваются события. Авария произошла 22-го, а министр МЧС приезжает туда только 29-го, на седьмые сутки после аварии. А Президент — 30-го. Но и это еще не все. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций существуют определенные стандарты. В каждой области есть комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях. Так вот, комиссия Луганской области даже не заседала — провела первое заседание только после приезда министра. И эта цепь «ошибок» выливается в такую арифметику. За пять дней после аварии, 27 января, подключено к отоплению 113 жилых домов. Но без тепла остаются уже не 337 домов, как в первый день, а 602 жилых дома. А по состоянию на 31 января остаются без тепла 546 жилых домов и уже не 13, а 16 детских садиков, не 7 школ, а уже 14, и пополнили перечень неотапливаемых объектов 9 медицинских учреждений. Всё покатилось, как снежный ком, из-за того, что управленческие решения принимались несвоевременно и не так, как следовало. А подразделения МЧС Украины прибыли в Алчевск только 28 января.

— События в Александрии развивались аналогично?

— Что касается Александрии, то это вообще нонсенс. ТЭЦ-1-2 остановилась… потому что не было угля! Хотя каждая из них должна была бы иметь запас — хотя бы месячную норму. А затем уголь не могли подвезти на протяжении четырех дней. И что в этом случае стало причиной чрезвычайной ситуации — стихия или элементарная безответственность?

— А откуда должны были привезти уголь — из Кузбасса, из Польши или вообще из Германии?

— В этом-то и парадокс — из карьера компании «Александрияуголь». Александрия замерзла, потому что к ее ТЭЦ не привезли уголь из… Александрии. И больше нечего сказать. И когда мне говорят, что уголь не привезли, потому что перевернулся тепловоз, — это детский лепет! Есть аварийно-спасательные поезда, которые в течение трех часов либо поднимают тепловоз на рельсы, чтобы отбуксировать, либо вообще убирают в сторону и цепляют поезд к другому тепловозу. А на деле имела место полная разбалансированность всех ветвей власти. И понятно почему. Мэр города не контактирует с губернатором, губернатор не докладывает о ЧП в Киев, а в результате разрывается та цепочка, благодаря которой ситуацию можно было спасти в считанные часы, не доводя дела до критических последствий. Прослеживаются и определенные параллели с ситуацией в Алчевске. Областную комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций возглавляет первый заместитель губернатора Анатолий Ревенко, а это значит, что он должен был бы выехать в Александрию и руководить работой комиссии на месте, но 25 января в Александрию выехал губернатор и провел там заседание — накануне приезда министра угольной промышленности, и только после этого начались какие-то подвижки.

И еще. Вначале аварию в Александрии квалифицировали как объектовую, затем — как местную, и только 31 января — как региональную. А это совсем не игра в определения. Помогать ликвидации объектовой аварии может (не обязан, а только может) местный бюджет. Местной аварии — областной бюджет. Авария регионального уровня, образно говоря, может иметь надежду на помощь из резервного фонда Кабмина. Шесть тысяч пострадавших от аварии в Александрии плюс жители Димитрово — это региональный уровень. На ликвидацию последствий нужно, как минимум, около 2 млн. грн., а когда с самого начала не было достоверной информации и четкой оценки последствий аварии, то задним числом доказать, что нужна помощь Кабмина, окажется уже крайне сложно.

— Критический момент пережил и Кировоград. Из-за аварии на водоканале областной центр оказался на волосок от чрезвычайной ситуации, подобной сложившейся в Алчевске и Александрии…

— Поскольку худшего, к счастью не произошло, я, пожалуй, не вправе комментировать ситуацию или делать прогнозы ее развития. Но то, что системам водо- и теплоснабжения Кировограда тоже необходим дополнительный запас прочности, — не секрет. Я занимался в свое время коммунальным хозяйством области. Сколько времени требовалось бы на устранение аварии, которая произошла вечером 22 января? Три часа. Плюс пусть даже сутки на заполнение системы. А левобережная часть Кировограда оставалась без воды и 23-го, и 24-го, и даже 25-го вода была еще не везде. В техническом отношении для обеспечения запаса прочности в Кировограде можно сделать очень многое, если городом будут руководить профессионалы.

— Но, если, как уже понятно по нашему разговору, погодные условия и стечения обстоятельств — это лишь сопутствующие обстоятельства, а главным является человеческий фактор, возникает вопрос: какие «меры безопасности» могут противостоять разгильдяйству и головотяпству?

— Только ответственность и профессионализм. От тех людей, которые не имеют управленческих навыков и моральной ответственности перед обществом, а в какой-то мере еще и чувствуют свою безнаказанность, нельзя было ожидать ничего иного: нанесены огромные убытки государству, ущерб имуществу территориальной общины, а кроме того, еще и самим горожанам, которые избирали этих людей на ответственные посты. Я во вторник был в Александрии, знакомился с ситуацией. Простой пример: в Александрии наибольший ущерб получили дома, подведомственные ЖЭКу №6, но решение о привлечении других ЖЭКов к ликвидации последствий почему-то принято с задержкой: должны они подключиться только с 1 февраля. Такое вот «эффективное управление»… А Димитрово как было без тепла, так и осталось. Мэр пообещал выделить средства, чтобы жители могли установить себе индивидуальное отопление — и это правильно, но официальных решений еще нет. Значит, нет и финансирования. А ответственность должна быть на всех уровнях — района, города, области.

— Об ответственности говорил и Президент, будучи в Алчевске, — о том, что люди, под руководством которых город оказался в чрезвычайной ситуации, должны расстаться со своими постами.

— Вот увидите: всё всем сойдет с рук, никто не будет наказан — ни в Алчевске, ни в Александрии, ни в Димитрове. Нет механизма отставки — можно только пальчиком погрозить, на том все и закончится. Разве только прокуратура возбудит уголовные дела…

— Но вы уже знаете исход подобных дел в Кировограде: все наши избранники на всех уровнях защищены законом о неприкосновенности, а местные советы «своих» «не сдают»…

— Я хотел бы спросить Президента: кто вынуждал его подписывать этот закон, который ему же и связал руки? Наш «Блок Юлии Тимошенко» против этого закона. И мы для себя проблему депутатской неприкосновенности решили: все кандидаты от БЮТ в ВР написали заявления об отказе от неприкосновенности. Я иду в списке 28-м, и я написал, что отказываюсь от квартиры в Киеве, от всевозможных надбавок и так далее — в том числе и от депутатской неприкосновенности. Эти заявления мы сдали в Центризбирком. Аналогичные обязательства возьмут на себя и другие кандидаты от БЮТ в органы местного самоуправления всех уровней.

Запас НЕпрочности: 6 комментариев

  1. страдающий , видимо, недавно откинулся вместе с Яныком, переживает, что не все так , как на "голубой" зоне 🙂 Чемодан, вокзал, Россия!

  2. н…й было выбирать в президенты того кто там сейчас сидит. Властью и харизмой не обладают, а только п…ть могут. Страну ввели в экономический кризис и политический коллапс. Где только таких продажных западу и США проклятых ублюdков нашли. Как говорится, кого эта земля только не рожает

  3. Да слава Богу, что есть хотькакая-то сила, которая может спасти.
    Главное — что бы голова на плечах была не для прически, а для разумных решений!!!

  4. Виталий, если от элементарного головотяпства спасёт только "политическая сила", то уже кранты.

  5. А на самом деле нас спасет только Путин!

  6. Вывод: Только БЮТ является единственной реальной политической силой способной спасти коммунальное хозяйство, а заоодно и всю Украину от подобных катаклизмов:-))

Добавить комментарий