Как по маслу

На сегодня в Украине продукция масложирового комплекса составляет 15% от всех объемов производства пищевой промышленности. Одним из наиболее мощных и перспективных представителей этой приоритетной отрасли является ЗАО «Креатив», штаб-квартира которого находится в Кировограде. Торговые марки «Сонола» и «Кум» уже давно зарекомендовали себя на внутреннем рынке, а продукция с брэндом «Дивное» сейчас активно и небезуспешно завоевывает ближнее зарубежье. Общий объем реализации за 2004 год составил — ни много ни мало — 100 млн. долларов, средняя зарплата на предприятиях группы — около тысячи гривен. Представительства компании открыты в Москве, Ташкенте, Алма-Ате.

Во вторник, 16 августа, в редакции газеты «Народне слово» прошла пресс-конференция, посвященная перспективам отрасли, в которой приняли участие заместитель генерального директора «Креатива» Николай Сухомлин, хорошо знакомый кировоградцам по работе в органах областной администрации, а также директор по продажам Максим Березкин и финансовый директор Юрий Давыдов.

В состав промышленной группы «Креатив» на сегодняшний день входят завод по производству рафинированного и дезодорированного масла мощностью 240 тонн в сутки; завод по производству мягких и твердых маргаринов; завод по производству майонезов, кетчупов и прочей консервной продукции; элеваторный комплекс и комбикормовое предприятие. Также компании принадлежит 50% акций «Завода модифицированных жиров» (г. Кировоград) мощностью 30 тыс. тонн в год. В конце мая текущего года группой введен в эксплуатацию еще один завод по рафинации масел и производству маргарина суммарной мощностью 6,8 тыс. тонн в месяц.

Компания реализует как продукты для потребительского рынка, которые можно увидеть на прилавках, так и продукцию типа «Би-ту-би», что означает бизнес-бизнесу. Это те же маргарины и масла, но в упаковках от 20 кг, которые поставляются кондитерским фирмам, а также предприятиям, производящим майонезы и маргарины. Среди крупных клиентов «Креатива» — известные каждому украинцу торговые марки: «Киев-Конти», «Торчин продукт», «Руна», «Авис», Харьковская и Одесская кондитерские фабрики. В ближайшем будущем планируется создание еще одной новой линии — здорового питания. Что касается ценовой политики, то она довольно-таки лояльна по отношению к рядовому потребителю. Например, бутилированное масло «Сонола», входящее в пятерку наиболее качественных в Украине, дешевле, чем «Чумак» или «Олейна», а для родной Кировоградщины действуют льготы — продукция группы в регионе на 4-5% дешевле, чем в целом по стране.

География экспортной деятельности «Креатива» охватывает практически всю территорию бывшего Союза — Россия, Прибалтика, Казахстан… В планах руководства — выход на Лондонскую фондовую биржу.

Одной из наиболее живо обсуждавшихся тем стали мировые тенденции в производстве жиров и масел, с которыми не может не считаться руководство предприятия. Ведь диктует их не мода, а Его Величество рынок.

Как оказалось, нежно любимый и повсеместно культивируемый в Украине подсолнечник, кроме того, что серьезно истощает почву, еще является для отрасли и малорентабельным сырьем. По словам Юрия Давыдова, на сегодняшний день основой сырьевой базы в мировом производстве растительных масел становится соя — 35% от всего объема, первое место в рейтинге рентабельности. Далее идут продукты тропиков — пальмовое и кокосовое масла, пальмовый олеин, пальмовый стеарин. К слову, сегодня «Креатив» перерабатывает около 3 тыс. тонн тропических масел в месяц, закупать их у сингапурских компаний дешевле, чем родной подсолнечник на внутреннем рынке. Третье место занимает рапс, около тысячи тонн которого используется в производстве продукции «Креатива». И только последнее, четвертое, место в рейтинге масложир-сырья занимает подсолнечник…

К сожалению, в Украине, считает Юрий Давыдов, изменения в структуре выращивания масличных культур в свое время не были должным образом изучены и учтены. Как результат — возможности накопленных на сегодня перерабатывающих мощностей значительно превышают возможности предприятий сельского хозяйства, выращивающих подсолнечник. По оценкам экспертов, в ближайшее время можно ожидать увеличения объемов выращивания сои. К слову, Кировоградщина находится в степной зоне, идеально подходящей для этой культуры. Так что, судя по всему, в ближайшие годы украинцам придется понемногу привыкать к вкусу относительно новых продуктов — соевого, рапсового и тропических масел.

Отвечая на вопросы журналистов, касающихся взаимоотношений промышленников с местной властью, Николай Сухомлин, в частности, отметил, что определенный эффект ожидается от международного инвестиционного форума, инициированного областной администрацией, который будет проходить с 14-го по 16 сентября. Хотя мониторинг подобных инициатив в целом по стране показывает их очень низкую эффективность — 3-4%.

Что касается городской власти, она пока демонстрирует низкую заинтересованность в развитии бюджетообразующих региональных компаний, каковой является на сегодняшний день «Креатив». Только один из 5 проектов, реализованных группой в последние годы, был проведен через органы горисполкома. Ни во время стройки, ни подготовки к пуску нового завода маргариновых жиров предприятие со 120-миллионным годовым оборотом никакого интереса со стороны горисполкома не вызвало.

Такая позиция органов самоуправления по отношению к наполнителям местного бюджета вызывает, по меньшей мере, удивление. Потому и развивается город черепашьими темпами — выживают только те, у кого хватает сил самостоятельно разобраться со всеми трудностями. И это с учетом того, что малый и средний бизнес во всем цивилизованном мире составляет основу среднего класса, фундамент общественного здания.

Добавить комментарий