Из пенсии слова не выкинешь

Пенсионная реформа свершилась — пенсионные проблемы продолжаются. Так можно было резюмировать нашу недавнюю публикацию «Даже если вам немного за тридцать» («УЦ», 5 августа 2005 года). Но заявленной темы она не исчерпала и далеко не все парадоксы затронула. «О пенсиях не думай свысока» — еще одной, слегка перефразированной строчкой из песни можно обозначить тему новой публикации. А грядущее с 1 сентября очередное повышение минимальной заработной платы делает этот разговор более чем актуальным.

Еще чуть-чуть статистики

Есть резон повторить еще раз: страховой стаж для каждого работающего засчитывается «один в один» только при том условии, что его заработная плата была не ниже минимальной, а ежемесячный страховой взнос в Пенсионный фонд — не меньше 34,3% от законодательно установленного размера минимальной заработной платы.

Однако уже первый год жизни страны в условиях нового пенсионного законодательства принес немало неожиданного. Продемонстрировать это можно на примере Кировограда. Трудится в областном центре без малого 150 тысяч человек, но почти каждый третий из них (29,48%) получал в 2004 году зарплату ниже минимальной. То есть каждый третий, отработав полный год, заработал себе страховой стаж, необходимый в будущем для начисления пенсии, меньше реально отработанного времени (напомним, средний показатель страхового стажа по Кировограду составил 8,34 месяца!). Если уйти от средних цифр, то ситуация будет выглядеть еще более удручающей. Наемным работникам 163-х предприятий Кировоградское городское управление Пенсионного фонда Украины подтвердить стаж НЕ МОЖЕТ ВООБЩЕ. Из предпринимателей, работающих по фиксированному патенту, к 1 июля этого года отчиталось только 69,2%, по системе единого налога — 70,5%. Иначе говоря, около 2 тысяч человек, даже если среди них есть такие, которые выплачивали страховые взносы, тоже оставили себя без страхового стажа. А в перспективе — без социальной защиты на старости лет…

Вот и возникает любопытный вопросец: кто же должен думать о будущих пенсиях граждан Украины — исключительно Пенсионный фонд, которому это «по должности положено», или сами трудящиеся?

Настоящие и будущие

Парадоксально, но факт: предыдущие 13 лет независимости посеяли в душах многих некое ощущение сиюминутности бытия. На поверку, о своих пенсиях по-настоящему думают уже состоявшие пенсионеры — потому что для них это и есть сиюминутная проблема сиюминутного выживания, и люди предпенсионного возраста, для которых эта проблема превратится в сиюминутную уже завтра-послезавтра. Немалая часть молодежи где-то крутится, что-то зарабатывает (зачастую вполне достаточно), но если и задумывается о своем пенсионном будущем, то, видимо, лишь от случая к случаю и ненадолго. Возможно, полагают, что это будущее еще очень и очень далеко. А возможно, что убеждены: успеется. Слышали где-нибудь, что по новому законодательству достаточно пяти лет страхового стажа, и уверены, что еще успеют его заработать. Тогда как на самом деле право на пенсию хотя бы на уровне прожиточного минимума, то есть с крепко затянутым пояском, дают только 25 лет (для женщин — 20) страхового стажа, а 5 лет — на тот минимум-миниморум, о котором и говорить всерьез не стоит.

Вопросы, с которыми обращаются в редакцию уже состоявшиеся пенсионеры, касаются не теории, а практики: правильно ли начислена пенсия и будет ли она повышаться в перспективе? Пользуясь случаем, мы, по ходу общения с должностными лицами Пенсионного фонда, затронули и эти вопросы.

Пенсионер-шахтер, то есть человек с высокими заработками в прошлом, а соответственно, с расчетным размером пенсии выше прожиточного минимума, имеющий трудовой (страховой) стаж более 25 лет, интересуется: какая надбавка к пенсии полагается ему за каждый год стажа сверх установленных законом 25 лет, от какой суммы должен рассчитываться 1% за каждый дополнительный год? Получено разъяснение, что процент берется от основного (то есть расчетного) размера пенсии, назначенной по возрасту, но НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ ОТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, составляющего в этом году для пенсионеров 332 грн. Другими словами, если расчетный размер пенсии меньше прожиточного минимума, например, равен 200 гривням, то 1-процентная надбавка составит 2 гривни. Если расчетный размер (основная пенсия) равен или превышает прожиточный минимум, то надбавка за каждый год сверх 25 (для женщин — 20) лет стажа будет равна 3,32 грн. Соответственно, при увеличении уровня прожиточного минимума (его законодательно устанавливает Верховная Рада) будет расти и размер надбавки.

Пенсионер-медик, приравненный по статусу к госслужащим, интересуется, будет ли увеличиваться его пенсия с ростом зарплат в сфере государственной службы. Ответ: будет. В соответствии с законом, размер пенсии будет перерассчитан с учетом нового оклада (исходя из сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование) по должности, соответствующей той, с которой пенсионер уходил на пенсию. Основанием для перерасчета таких пенсий станет постановление Кабмина о повышении зарплат в сфере государственной службы.

Этот экскурс в пенсионерское настоящее не лишен смысла и для будущих пенсионеров, поскольку дает представление о том, какие компоненты обеспечат пенсию выше минимальной. Это высокий заработок с пропорциональными отчислениями в Пенсионный фонд и достаточный пенсионный стаж.

Пенсионная дискриминация

Еще один поворот пенсионной темы предложил редакции наш постоянный читатель Виталий Мартынюк. По его убеждению, чиновничьи трактовки базового закона пенсионной реформы носят… дискриминационный характер для разных категорий пенсионеров!

Суть же заключается в следующем. Самый обычный пенсионер, если он после достижения пенсионного возраста продолжает работать, а отчисления с его зарплаты продолжают пополнять Пенсионный фонд, рано или поздно будет вправе потребовать пересмотреть размер его пенсии. Но — не каждый это потребовать вправе. Сам Виталий Мартынюк — майор Вооруженных Сил, ушедший в запас в 1959 году. Он был и остается по сей день в дискриминированном положении как военный пенсионер — пенсии военнослужащих, сотрудников милиции и иже с ними, уволенных в запас в прежние годы все еще не приведены в соответствие с пенсиями лиц тех же категорий, которые увольнялись в последние годы. Но, по его словам, этот факт его особенно не тревожил. По одной причине: сняв погоны, он продолжал трудиться и достаточно зарабатывал. Накопил уже 19 лет «штатского» стажа, добросовестно делал отчисления в Пенсионный фонд. Вопрос: почему, как «самый обычный пенсионер», он не вправе потребовать «пересмотреть размер его пенсии»?

Ответ лежит как будто на поверхности. Вернее, он у всех «на слуху»: каждый гражданин Украины имеет право «только на одну пенсию» — либо на военную (милицейскую или еще любую другую), либо на «обычную цивильную». На самом деле, доказывает наш собеседник с базовым законом в руках, утверждение об «одной пенсии» — это чиновничья трактовка, ибо в законе написано нечто иное. Действительно, пункт 1.2 статьи 8 закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании оговаривает невозможность «двух пенсий», но он же вступает в противоречие со статьей 6 того же закона, которая гласит, что «неработоспособные граждане кроме пенсионных выплат из системы пенсионного обеспечения имеют право получать доплаты, надбавки (…), дополнительную пенсию в порядке и за счет средств, определенных законом». От этой формулировки остается всего полшага до признания, что военная (или, скажем, милицейская) пенсия — определена одним законом, а заработанная после увольнения — другим, и тогда, с точки зрения духа закона, первая может рассматриваться как ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ по отношению ко второй. Тем более что ни военнослужащие, ни милиция не фигурируют в «Заключительных положениях» базового закона в качестве лиц, имеющих право на выбор одной из пенсий, которым разница между размерами пенсий доплачивается из госбюджета.

Вчитываясь в базовый закон, можно увидеть еще целый ряд статей, подтверждающих доводы Мартынюка, но это может стать темой большой отдельной статьи. Ведь и в самом деле не так трудно представить себе человека, который половину сознательной жизни отдал нелегкой службе и закономерно получил за это пенсию. Но вторую половину жизни он отдал народному хозяйству, имеет на руках свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, выданное Пенсионным фондом Украины, а потом тот же самый Пенсионный фонд говорит ему, что сие свидетельство и гроша ломаного не стоит? С этим парадоксом Виталий Мартынюк дошел уже до министра труда и социальной политики Кириленко. Но… окончательного ответа еще не получил… А напрасно! Проблема заслуживает того, чтобы разобраться с ней досконально и найти решение.

Спасение утопающих…

Но вернемся к проблемам будущих пенсионеров, которые сегодня где-то «крутятся» и зарабатывают, но не заботятся, поскольку не думают о грядущем пенсионном возрасте, об отчислениях в Пенсионный фонд.

Как рассказала Нина Федорук, заместитель начальника Кировоградского городского управления ПФ, у этих людей (как и у работающих неполный рабочий день, неделю, месяц) есть возможность и в таких условиях обеспечить себе полноценный страховой стаж. Способ прост — собственноручная доплата до минимального страхового взноса. Формула столь же проста: ежемесячная сумма доплаты равна разнице между минимальным страховым взносом (повторим, дающим право на начисление стажа «один к одному») и взносом, перечисленным Пенсионному фонду работодателем с фактически выплаченной заработной платы.

Система действует с 2004 года (со дня вступления в силу базового закона), поэтому есть смысл показать, как за этот период менялась минимальная заработная плата и соответствующий ей минимальный страховой взнос. С 1 января 2004 года минимальная заработная плата составляла 205 грн., минимальный взнос (34%) равнялся 69,7 грн. С 1 сентября 2004 года — 237 грн. (минимальный взнос — 80,58 грн.). С 1 января 2005 года — 262 грн. (минимальный взнос — 89,08 грн.). С 1 апреля — 290 грн. (минимальный взнос вырос до 34,3% — 99,47 грн.). С 1 июля — 310 грн. (106,33 грн.). С 1 сентября — 332 грн. (113,88 грн. ). Для субъектов предпринимательской деятельности (работающих на едином, фиксированном налогах, а также на принципах добровольного пенсионного страхования), для адвокатов, нотариусов и лиц, работающих по книге учета, размер минимального страхового взноса незначительно отличается от названных цифр — буквально только на несколько гривен в меньшую сторону.

Правда, как выяснилось, есть одна оговорка: если вы недобираете страховой стаж из-за того, что страховые взносы были ниже минимальных, то это не значит, что вам необходимо срочно оформлять доплаты. Доплатить вы сможете только — по крайней мере, так сегодня предусмотрено законодательством — в момент оформления пенсии. Словом, храните деньги в сберегательных кассах — чтобы потом было чем доплачивать… В связи с этим возникает еще один вопрос: а почему нельзя делать доплаты, так сказать, в текущем порядке — разве не помогали бы эти деньги наполнению Пенсионного фонда, не способствовали бы своевременным выплатам пенсий?

Между прочим, создавать себе пенсионный задел в родной стране на завтра могут и наши сограждане, работающие за границей и не имеющие социального страхования в Украине. По словам Нины Федорук, такие примеры есть — наши «остарбайтеры», независимо от того, выплачивают ли они страховые взносы в стране пребывания, оформляют пенсионное страхование в Пенсионном фонде Украины и выплачивают страховые взносы с сумм, которые значительно превышают минимальную заработную плату здесь, на родине…

Добавить комментарий