Конкурс, а не дерибан! Наконец-то…

Кировоград способен вернуться к полузабытым уже перевозкам пассажиров обычными автобусами. Это показал прошедший 8 августа конкурс автоперевозчиков на трех внутригородских маршрутах. Но он показал также, что конкретно препятствовало этому до недавнего времени.

Чтобы не томить читателя-кировоградца, маршруты и итог конкурса назовем сразу. Нынешним летом горисполком выставил на тендер три маршрута (в режиме автобусных перевозок): №102 (комбинат хлебопродуктов №1 на Новониколаевке — телецентр), №103 (ул. Кольцевая на Новой Балашовке — ул. Урицкого на Кущевке) и №118 (Ковалевка — Дальневосточное кладбище). Победителем на всех трех маршрутах стал автобусный парк №13527. Перевозки будут осуществляться автобусами типа ПАЗ — с бесплатным проездом (без ограничения числа мест, действующего в маршрутках) для всех льготных категорий пассажиров.

Теперь есть резон рассказать о коллизиях, вызванных проведением конкурса, и коснуться проблемы, обозначенной в начале этого материала.

О том, что происходило с пассажирскими перевозками в Кировограде (и не только в нем!), рассказывать не приходится. Почти повсеместно шло вытеснение прежнего коммунального транспорта маршрутками-маломерками. Способствовали этому старение подвижного парка и отсутствие средств на его пополнение: автобусные маршруты исчезали как понятие, сокращалось и число троллейбусных маршрутов. А «свято место» пустым не оставалось — к радости частных автоперевозчиков и к сожалениям горожан, особенно пенсионеров, участников войны, инвалидов, чернобыльцев и т.д. — всех, кто имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте, но не имел возможности его реализовать в полной мере. Страдало и обычное трудящееся большинство (не путать с «трудовым» большинством в горсовете!), вынужденное в часы-пик добираться на работу и с работы в «особо извращенной позе» — скрючившись в середине салона маршрутки из-за нехватки сидячих мест. Три маршрута, выставленных на конкурс, обеспечивали пассажирским сообщением четыре городских района Кировограда, не имеющих, что важно, троллейбусного сообщения. При этом маршрут №102 исчез с карты Кировограда как таковой, а два других обслуживались ТОЛЬКО маршрутками — со всеми вытекающими неудобствами для жителей-пассажиров. Стоило бы только порадоваться решению городской власти, которая, правда, дозрела до него только к концу истечения срока своих полномочий, но…

Но сколько же любопытного довелось услышать по ходу весьма эмоционального заседания конкурсного комитета!

Выяснилось, что само решение о вынесении названных маршрутов на конкурс уже стало объектом судебного обжалования со стороны частных перевозчиков и даже… предметом протеста со стороны Антимонопольного комитета! Что теряли первые, понятно, — монополию, а с ней и возможность получения прибылей, о которых в городе ходят невероятно-вероятные слухи, но реальных размеров которых, возможно, не знает никто! (Не случайно, видимо, в ходе заседания комитета несколько раз прозвучало утверждение, что реальных объемов пассажирских перевозок на конкурсных маршрутах — как, похоже, и на всех других — никто не знает. Не исключено, что здесь и следует искать ответ на вопрос, что мешало в последние годы возобновлению автобусных маршрутов.) Чем вызвана позиция Антимонопольного комитета — это, по большому счету, непонятно. Ему бы, казалось бы, надо лишь приветствовать разрушение существующей монополии…

Удивительным оказалось и незначительное число претендентов-участников конкурса. Как прозвучало, по причине бойкотирования автоперевозчиками «не отвечающего законодательным нормам конкурса». За маршрут №118 состязались уже названный автобусный парк и частное предприятие «Оликс». За маршрут №103 — автобусный парк и ООО «Автомобильная компания “Транспортные линии Украины”» (ее интересы — подчеркнем, косвенно — представлял на заседании известный предприниматель и депутат городского совета Петр Овчар — его имя давно «на слуху» благодаря транспортной компании «Империя-Авто»). На «бросовый» маршрут №102 претендентов, кроме автобусного парка, вообще не нашлось.

Не могла не вызвать интереса двойственная позиция Петра Овчара. Как председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам промышленности, ЖКХ, охраны окружающей среды, транспорта (!) и связи, он заявил «Возражения на конкурс», в которых предрек ему судьбу всех предыдущих — то есть отмену решения конкурсного комитета. Как генеральный директор комплекса автотранспортных предприятий, в число которых входит и автомобильная компания-участник конкурса, подписал от ее имени заявку на участие в конкурсе.

Самых красочных описаний заслуживает и ход заседания — как уже отмечалось, более чем эмоционального. Но несколько его моментов необходимо выделить особо. Чтобы оценить потенциальные возможности претендентов, конкурсный комитет не только ознакомился с экономическими показателями их работы и размерами отчислений в бюджет (неравноценными), но и осуществил выезд на каждое из предприятий. Здесь тоже выяснились некоторые интересные подробности. Если на территории автобусного парка были продемонстрированы «вживую» производственная ремонтно-диагностическая база предприятия и новые ПАЗы, готовые, в случае победы в конкурсе, начать работать на линиях хоть завтра, то предприятие «Транспортные линии Украины», как выяснилось, только планирует закупку автобусов — в случае, если выиграет конкурс. Прозвучало, правда, утверждение, что компания сможет уже сейчас обеспечить потребности маршрута многоместными автобусами, но, очевидно, не тем количеством, которого требовали условия конкурса. В свою очередь, «Оликс» поразил членов комитета заявкой на участие в конкурсе, в которой выразил готовность… перевозить пенсионеров в дневное время (в промежутке между пиковыми нагрузками) за полцены!.. Словом, если опустить другие подробности, решение конкурсного комитета чем дальше, тем больше превращалось в предсказуемое.

И все это — лишь видимая часть айсберга. Куда более богатым оказалось общение в кулуарах конкурса! Удалось услышать самые разные оценочные суждения. Например, что автобусный парк заранее закупил необходимые автобусы, поскольку и победа ему «была обещана заранее». Что предприятие Петра Овчара «никак не могло выиграть», поскольку депутат после выборов «был замечен в оранжевых симпатиях». Что на самом деле, наконец, городская власть вспомнила о своих избирателях и их нуждах не только потому, что до новых выборов осталось менее девяти месяцев, но главным образом, чтобы «достойно ответить» «забывшимся автоперевозчикам», стараниями которых возникло уголовное дело в отношении должностных лиц управления транспорта и связи. И так далее…

Но — на самом деле! — так ли нужны читателям-кировоградцам все эти слухи и домыслы? Надо полагать, дешевые и общедоступные автобусные маршруты им намного нужнее…

Как сообщил руководитель предприятия-победителя Василий Дзядух, председатель правления ОАО «Автобусный парк №13527», на каждом из маршрутов будет работать то количество автобусов, которое предписано условиями конкурса, — для обеспечения этого предприятие располагает и 20-процентным резервом на случай поломок машин на линии. На маршруте №118 — восемь автобусов, №103 — семь, №102 — четыре.

Виктор Андреев, заместитель городского головы, пообещал, что договор на автоперевозки по указанным маршрутам будет заключен с предприятием-победителем уже в ближайшие дни — и вне зависимости от того, будут ли итоги конкурса обжалованы в судебном порядке или нет.

А на вопрос, какой будет реакция предприятия, если итоги конкурса будут обжалованы, Василий Дзядух ответил однозначно:

— Будем отстаивать свои права, не прекращая работу на линиях.

Конкурс, а не дерибан! Наконец-то…: 1 комментарий

  1. здравствуйте:
    уважаемые друзья, посмотрите пожалуйста наш сайт —
    http://www.youngman-bus.com
    Добро пожаловать в агк« Молодежь Неоплан »
    —« YoungMan Neoplan » В Китае .

Добавить комментарий