«Евровидение-2016»: я — очевидец

Песенный конкурс, ставший для Украины триумфальным, — это уже история. Джамала с песней «1944» заняла первое место, дав право нашей стране на проведение «Евровидения-2017». Миллионы людей следили за конкурсом по телевидению. Наша бывшая коллега Анна Кузнецова имела возможность наблюдать изнутри — она с семьей живет в Стокгольме. Аня рассказала «УЦ» о своих наблюдениях и впечатлениях.


— Действительно, есть что рассказать. Было ярко, красиво, эмоционально. Задолго до начала конкурса в Стокгольме стал звучать английский язык: в метро остановки объявлялись на шведском и английском. С метро связан еще один момент. Ведущие конкурса Монс Сельмерлев, победитель «Евровидения» прошлого года, и Петра Меде, очень популярная телеведущая в Швеции, ездили в вагонах метрополитена и в микрофон рассказывали пассажирам о предстоящем конкурсе. Мне несколько раз довелось ехать в одном вагоне с Монсом. Он рассказывал о достопримечательностях Стокгольма, когда поезд ехал не в подземке, а на поверхности. А однажды он попросил цыган сыграть ему на баяне и пел под этот экзотический аккомпанемент.

Ближе к началу конкурса появилась угроза террористического акта, поэтому полицейских на улицах города стало намного больше, чем обычно. Вели они себя нестандартно. Детям дарили воздушные шарики и угощали конфетами. Подходили к прохожим и спрашивали о настроении. Если между кем-то случалась потасовка, уговаривали помириться, пожать руки, обняться, подчеркивали, что мир прекрасен, не стоит ссориться.

В Евродеревне (Eurovision Village), расположенной около Королевских садов на площади Кунгстрэдгорден, сделали классную вещь: фонтан перестроили в детский бассейн, по бокам поставили диваны со столиками и барными стойками. Дети резвятся в воде под музыку фестивальных песен, родители наслаждаются жизнью. Благо, прошлая неделя у нас была, на удивление, жаркой — 26-27 градусов, поэтому в воде плескались как потенциальные зрители с детьми, так и артисты.

Конкурсные песни звучали везде: на всех радиостанциях, на телевидении и в том же метро. «Эрикссон-Глоб», 85-метровая арена, преображалась. Там обычно проходят как концерты, так и хоккейные матчи. Туристов было очень много. Вообще организаторы говорят, что средства, использованные на «Евровидение», уже «отбились» за счет туристов. Да, а еще жители Стокгольма порадовались тому, что на время проведения конкурса было приостановлено строительство бараков для беженцев. Надеются, что достраивать их не будут.

Фирма, в которой работает мой муж, была одним из спонсоров конкурса, поэтому у нас были бейджи, и мы имели доступ в деревню «Евровидения», которая была организована по типу олимпийской деревни. Атмосфера там была дружественная, представители разных стран знакомились, братались, обменивались контактами, чтобы общаться после. И очень много разных флагов. Но больше всего — украинских, австралийских и шведских. Австралийцев, кстати, было очень много (на фото). Они такие потешные: прыгали, смеялись, дарили всем игрушечных кенгурят. Свою исполнительницу на сцену выносили на руках. Оказалось, она на высоченных каблуках подвернула ногу. Она такая маленькая, миниатюрная, как куколка, и на руках у мужчин смотрелась очень трогательно.

Участники конкурса были открытыми, прямо на улицах подходили к прохожим, представлялись. Никакой охраны возле них не было. Мы не всех узнавали. Хоть промоушн был достойным и заочно мы их всех знали, но без макияжа и сценических костюмов артисты были неузнаваемыми.

Очень запомнились англичане. Компания человек из двадцати в национальных костюмах была как на всех полуфиналах и финале, так и все время в Eurovision Village. Они покупали шампанское и, как официанты, разносили его по деревне. «За дружбу!» — говорили они, предлагая бокалы с очень недешевым напитком. Знак хорошего тона — подойти в деревне к любой делегации и обнять, пожелать удачи. Ощущение, что ты гражданин мира, доброго, открытого мира, где тебе, простому человеку из ниоткуда, на самом деле рады.

Был еще один интересный момент, для многих оказавшийся казусом. Гостям конкурса предлагали купить браслет с логотипом «Евровидения-2016». Это было не просто украшение и не сувенир, а своеобразный, стильный заменитель банковской карточки. Покупаешь что-то и подносишь браслет к терминалу. С карточки списывается определенная сумма. Те, кто об этом не знал, купили браслеты детям, а те быстро разобрались в преимуществах сувенира, и родители «попали» на серьезные суммы денег.

Полуфиналы и финал можно было смотреть непосредственно в зале, купив билет, на экранах в деревне «Евровидения» и на стадионе рядом, который тоже был оборудован большими экранами. На этом стадионе однажды появился голый белорусский исполнитель. Ранее в прессе он обещал, что появится на «Евровидении» без одежды. Не на сцене, к счастью, но среди зрителей его заметили.

В зал мы купили билеты на второй полуфинал, в котором выступала Джамала. Стоимость билетов высокая. На полуфинал один билет стоил 800 крон (умножаем на 3 — 2400 гривен). Десятки тысяч зрителей — и никакой очереди. Это притом, что на входе всех очень тщательно досматривали. Даже чересчур тщательно, хотя все понимали, что это вынужденные меры безопасности. В зал не разрешали заносить флажки с флагштоками. Требовали, чтобы зрители их обрывали. Эти изувеченные тряпочки смотрелись жалко. Но оказалось, что внутри спокойно можно было купить флажок с флагштоком, правда, по цене выше, чем вне зала. Вот такой коммерческий ход.

По телевизору картинка выглядит совсем не так, как вживую. Вот кажется, что исполнитель находится внутри сценического антуража. А на самом деле там огромное пространство. И фейерверки, о которых говорили, что они представляют угрозу, были далеко от артистов и публики. В перерывах между выступлениями, когда телезрителям показывают «открытки» певцов, на сцене происходило не менее яркое зрелище. Человек тридцать нереально быстро разбирали декорации. После этого столько же работников щетками чистили сцену. Это было похоже на керлинг в ускоренном темпе. Причем с помощью света сцена была разбита на квадраты, и каждый был закреплен за своим квадратом. Уходили они в разные стороны, согласно световым стрелкам. Затем так же быстро ставились новые декорации.

Во время второго полуфинала была показана хореографическая композиция, где люди танцуют с роботами. Когда была репетиция, машины упорно не хотели повторять движения за танцорами, из-за чего номер чуть не сорвался. Возле роботов суетились японцы, которые, видимо, их создали, и что-то налаживали. В итоге все получилось.

Теперь об исполнителях. Букмекеры отдавали предпочтение Лазареву. В принципе почти все были уверены в его победе. И то, что первой стала Джамала, оказалось неожиданностью.

Хочу еще остановиться на одном важном моменте. Когда несколько лет назад на «Евровидении» победили «Лорди», финская рок-группа, я уверена, что далеко не все поголовно финны были от их композиции в восторге. Кому-то, безусловно, понравилось, кому-то нет. И я так же уверена, что об этом в Финляндии можно было говорить открыто. Ну, мол, хорошо, что выиграли, но песня-то — ужас! И у нас, в Швеции, далеко не все поддерживали своего представителя Франса. И между собой, и в прессе. Так почему же такая страшная крамола — выражать свое мнение, свои музыкальные предпочтения в Украине? Почему нельзя? Нет, можно, конечно, в Интернете, но потом на тебя много чего выльется.

Почему в Украине априори все должны любить Джамалу и восхищаться ею? Почему нельзя даже усомниться в гениальности ее песни? Это демократия? Это европейские стандарты? Это же музыка, и речь идет о музыкальных вкусах. И можно любить или не любить Лазарева, потому что песня и выступление нравится либо не нравится. Но не по причине его лояльности или нелояльности к Крыму. Мы ж не рассматриваем политические предпочтения «голого» белоруса или грузинки. Давайте будем последовательными. Демократия — это возможность каждому высказать свое мнение. И уважать его, даже если оно не совпадает с вашим.

И еще момент — о судействе. Шведы были против новой системы. В национальных жюри — поп-звезды вчерашнего разлива. Это не академические исполнители, не шоу-постановщики. И эти «звезды» решали пятьдесят процентов результата.

… Стокгольм постепенно отходит от праздника. В новостях прямо сейчас обсуждают российско-украинские отношения. Высказывают опасения по поводу возможности проведения «Евровидения» на территории, где имеет место вооруженный конфликт. Говорят и о деньгах, которых у Украины нет. Швеция давала кредит украинскому правительству на поддержание экономики, но на фестиваль вряд ли даст.

Факт победы есть. Искренне поздравляю родных друзей-украинцев. Может быть, встретимся на «Евровидении-2017».

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 20

«Евровидение-2016»: я — очевидец: 7 комментариев

  1. «Почему в Украине априори все должны любить Джамалу и восхищаться ею? Почему нельзя даже усомниться в гениальности ее песни? Это демократия?»
    —————————————————————
    Маааааленькая ложечка дегтя…
    Как же без дегтя-то?

  2. Нет, это не ложка дегтя. Это европейский взгляд на любой единодушный одобрямс, на компанейщину, на стадный инстинкт, на «поиски врагов среди своих» (с).

  3. Лайфньюс тоже свою пропаганду прикрывает словами «свобода слова» и «этонепоевропейски»

  4. » Так почему же такая страшная крамола – выражать свое мнение, свои музыкальные предпочтения в Украине? Почему нельзя? Нет, можно, конечно, в Интернете, но потом на тебя много чего выльется. »
    Эх,давно Анна,Украину покинула.

  5. «И еще момент – о судействе. Шведы были против новой системы. В национальных жюри – поп-звезды вчерашнего разлива. Это не академические исполнители, не шоу-постановщики. И эти «звезды» решали пятьдесят процентов результата. »
    Снова в точку.

  6. Ну почему же это европейский взгляд на стадный инстинкт, и единодушный одобрямс? Как по мне то это скорее «европейский слух», а взгляд у европейцев сильно «косоглазит». Слабовидящие они больше на звуки реагируют, а скорость звука значительно медленнее скорости света. Вот могу опровергнуть тем, что ВО «Свобода» и прочие «щири-слава-украинцы» с лихвой имели возможности и «даже усомнится», и не только «в гениальности её песен», но и в генах Джамалы.
    Хочу напомнить, что на пресс-конференции Джамала рассказывая про ужасы в Крыму заявила, что в её знакомые в Симферополе зашли в маршрутку, крикнули «Слава Украине» и больше домой не вернулись. И никто, ни один журналист, ладно украинский, но не европейский, ни один из «весь-цивилизованный-мир», никто не спросил ни фамилии ни адреса, никто: -«воды в рот набрали», «язык в к небу прилип» — это демократия?
    Не-а, «всеобщий одобрямс», «компанейщина» это там, у них, в либеральной Европе, а у нас в Украине старый добрый тоталитаризм — «кто не с нами, тот против нас».

  7. А ватнік у авторки як не крути а виліз назовні…

Добавить комментарий