Европейский путь. Поехали? (ч.1)

Вот уже 22 года, то сильнее то слабее, идут споры о Европейском выборе Украины. Идти ли Украине в Европу, нужно ли это Украине, нужна ли там Украина?
И при этом, для многих украинцев, само понятие «Европа» довольно таки расплывчато. Для одних, это возможность достойной оплаты их труда, для других – возможность сытой и беззаботной жизни на социальные пособия.
Для кого-то Европа это рассадник распущенности и извращений, а для кого-то — развитое гражданское общество. Для одних это торжество демократии. Для других — ее разгул…)
У каждого «своя» Европа, и каждый видит ее по-своему. Кто-то категорически против любых движений Украины в ее сторону, видя там только то, что считает плохим. Кто-то искренне желает полного слияния Украины с дружной семьей европейских народов, полностью идеализируя и эту дружбу и их совместную жизнь..

Есть еще правда и романтики, мечтающие не о коллективном переезде всей страной в Европу, а о построении такой Европы у себя дома. Им справедливо указывают на их наивность и романтизм. Им разумно объясняют, что в той же Европе достигали всего этого — долгие столетия, а нам гражданское общество и высокий уровень жизни нужны уже сегодня и сейчас. Зачем воспитывать себя и окружающих, что-то долго и упорно выстраивая, если можно прийти на все готовое? Что дело уже наполовину сделано — мы уже согласны, осталось уговорить европейцев…
Доводы, безусловно, убедительные.
Поэтому я предлагаю поинтересоваться только из чистого любопытства, а КАК же все-таки удалось ушлым европейцам всего этого добиться. Взглянув на историю Европы, попытаться раскрыть их методы. Не то, чтобы нам это могло пригодиться… (у нас нет времени всем этим заниматься), а так, исключительно из этого невинного чувства, из любопытства.

———————————————————————————————————————————
Та Европа, которую мы видим сегодня, родилась в ее городах. Город, в европейском понятии, это не просто масса построек, где компактно проживают многочисленные жители. Город, это колыбель особого общества. Именно в городах зародилось такое сословие, как Граждане. Города были практически везде. Но не везде были граждане, в общественно-политическом понимании этого слова. В Средневековую Европу это явление пришло и возродилось из Древнего Рима. Причем не во всех ее странах, а именно в тех, которые приняли наследие Великого Рима.

В Риме города имели свою сельскую округу, и этой округой управлял муниципалитет — выборный орган горожан. Жить в городе – было привилегией. В нем жили граждане, имевшие право избирать и быть избранными в местные органы власти. Деревня же оставалась бесправной.
«Civis Romanus sum!». «Я римский гражданин!» — гордо говорил римлянин, носитель неотъемлемых гражданских прав. Civis – гражданин. От этого слова и образовалось современное — «цивилизация». В европейском сознании прочно утвердилась связка — город, культура, гражданское общество. Например, на Востоке, в Индии или Китае, тоже были города. И побольше, и побогаче европейских. Но там не было горожан, в европейском понятии.

Захватив Рим, варвары вначале сжигали и разрушали римские города. Но затем, захватывая часть за частью Римской империи, все эти — вандалы, галлы, франки, бургунды приходили к мысли, что города им пожалуй тоже нужны. Но вот, что с ними делать, они не знали. В сводах законов раннего Средневековья, до IX — Х веков, города не упоминаются. Деревня была им более близка и понятна. Там оставалась та часть римских обычаев и образа жизни, которая была привычной и варварам — рабы и хозяева. Уцелевшие, обнищавшие и разоренные, города продолжали жить бедно, но пытаясь сохранить римские законы. Они оставались небольшими осколками уже несуществующего общества. До конца Средневековья, европейские города оказались крохотными островками гражданского общества, среди деревенских общин. И в странах, возникших на месте Римской империи, сохранялось уважительное отношение к горожанам и пренебрежение к сельским жителям.
Горожане считали жителей деревень – смирившимися с рабством холопами. Так оно и было, правда только на южной части послеримской Европы. В северных землях (в Скандинавии, Британии, части Германии), где население почти полностью сменилось, крестьянство было намного свободней и независимей. Например, армия грозных английских лучников, состоявшая из йоменов (крестьян), едва не выигравшая для Англии столетнюю войну. Но и в этих странах, со временем, появились города и горожане – со всеми правами и свободами Граждан.

Город и его жители сами управляли собой. Они выбирали городского голову и муниципалитет. И строились города особым образом. Улицы расходились от площади. Посреди нее стоял собор, в котором по воскресеньям собирались все жители города. И ратуша — здание, из которого управлялся город. На той же площади обычно были рынок и источник воды для горожан.
Город окружал себя высокими и крепкими стенами, не хуже королевских замков. Это было необходимо потому, что окрестные феодалы (да и короли) не очень любили, когда города становились вольными и никому ничего не платили. Феодалы предпочитали владеть городами, там всегда водились деньги. Мир развивался, возникало разделение труда и города становились все более богатыми и нужными. За высокими стенами горожане жили тесно, но свободно! Да, там было грязно и часто неуютно. Время от времени там вспыхивали эпидемии и косили его жителей. Но зато — свободно.

Горожане были единственными свободными людьми, кроме дворянства. И даже свободней дворян, присягнувших на верность королю и связанных службой ему. Даже благородные рыцари – ко всему, были связаны еще и кодексом рыцарской чести, и это тоже делало их менее свободными.

«Городской воздух делает свободным» – гордо говорили горожане. И это была не просто красивая фраза. В этом была вся суть жизни в городе.

Горожане не признавали рабства, несмотря на то, что вокруг оно процветало. В городах запрещалось держать рабов. Раб не мог проживать в городе постоянно. Если раб попадал в город, то прожив там один год и один день, он становился свободным. С него снимался рабский ошейник, и он получал все права и обязанности Гражданина. С этого момента он был обязан защищать, даже ценой своей жизни, город и горожан, а они обеспечивали его права и свободы.

Есть одна интересная история, которую в том или ином виде с гордостью рассказывают экскурсоводы в разных европейских городах…

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Добавить комментарий