Общеобразовательные учебные заведения в Украине бывают разными – средние, специализированные и специальные, вечерние, художественные, музыкальные, спортивные, коллегиумы, лицеи, гимназии – чего только сейчас нет. Но если жителей нашего областного центра спросить, где расположена 38-я школа, вряд ли кто-то ответит правильно. Между тем она находится по адресу: улица Яновского, 50. И это наша «шестерка». В этом году ей исполняется десять лет.
Впрочем, эта «десятка» лишь в новой истории вечерней школы. Еще в 1965 году в структуре исправительной колонии была открыта общеобразовательная школа, за время существования которой более двух тысяч заключенных получили восьмилетнее и среднее образование. Осенью 1969 года учреждение посещал выдающийся педагог, наш земляк Василий Сухомлинский. Провел там несколько, как теперь говорят, мастер-классов для преподавателей. Об этом событии длительное время замалчивали, и лишь спустя десять лет его речь перед заключенными опубликовали в одной из центральных газет. Сухомлинский верил, что школы при тюрьмах способны направить зеков на путь исправления. Но с обретением независимости подобные школы по причине невозможности их финансирования закрыли. Когда перед Украиной замаячила возможность попадания в еврозону, по всей стране начали возрождать некогда забытые учебные учреждения при зонах.
Директор 38-й (тюремной) вечерней школы Сергей Мищенко и учитель украинского языка и литературы Сергей Колесник рассказали о специфике преподавания во «внутренней» школе, об отличиях и сходстве с обычными школами и об авторских нововведениях.
– Школы при тюрьмах восстановили явно не просто так?
С.К.: – Это было требование Евросоюза. По сути, тюремная школа – это территория свободного мира в закрытом обществе. Здесь можно получить определенные знания, свободно общаться, делиться впечатлениями.
С.М.: – В Кропивницком – колония строгого режима, где заключенные отбывают наказание долгие годы. Для них важным является общение с преподавателями как с носителями информации о том, что происходит за оградой. Для них это еще и психологическая разгрузка, ведь они могут свободно говорить на темы, не связанные с их тюремной жизнью. Пройдя школьный курс, человек, так же, как и во всех украинских средних учебных заведениях, получает базовое или полное среднее образование. Получает аттестат или свидетельство. И как это пафосно ни звучит, но эти документы являются одними из форм проявления государственного гуманизма в отношении осужденных.
– Преподавание в подобных школах отличается от работы в обычных учебных заведениях?
С.М.: – Безусловно. К нам приходят люди уже сложившиеся, со своим мировоззрением, резко отличающимся от мировосприятия большинства граждан. Педагогический коллектив у нас небольшой, и каждый учитель по-своему психолог. Приходится находить к каждому ученику индивидуальный подход. Не буду обманывать, но в большинстве случаев бывает так – освободился наш ученик восьмого или девятого класса, проходит месяца два-три, пусть даже полгода, и он вновь на зоне, приходит ко мне и просит его обратно принять в школу. Сам факт того, что, получив очередную судимость, заключенные хотят продолжить обучение, чрезвычайно интересен. Однако он объясним, опять-таки, тем, что их привлекают не столько знания, сколько возможность отойти от привычного уклада. Побыть в другой среде, беседовать на другие темы. У нас говорят – образование три класса и восемь коридоров. Это значит, что человек освободился, пару лет побыл на свободе и вновь вернулся к нам. И опять попадает в тот же класс. За это время он поднабрался разного рода опыта, в том числе и криминального. Дело в том, что, покидая тюремные стены, они остаются наедине со своими проблемами. Мир свободы им чужд, и в нем у них совершенно нет поддержки государства. Нет никакой программы реабилитации для бывших осужденных. Если бы им предоставлялось рабочее место, их полгодика «повели», прошла социализация, а так… Они выходят и оказываются в джунглях. Поэтому зачастую преднамеренно совершают преступления для того, чтобы вернуться в зону. Здесь им все понятно. Здесь другие правила, которые им ближе. И потом, у них очень завышенные требования к обществу. Они почему-то считают, что им все должны. Рассуждают примерно так: «Мне что, грузчиком идти работать? Там платят только полторы тысячи – мне этого мало». Это защитная реакция человека, который в этом обществе жить-то и не умеет.
– А что, кроме основной учебной программы, которая у вас несколько урезана?
С.К.: – Мы стараемся максимально привлечь своих учеников мыслить, размышлять на различные темы. В школе у нас есть компьютерный класс. Некоторые просят научить их пользоваться компьютером. Разумеется, ни о каком Интернете и мобильной связи речь не идет. Мы, преподаватели, тоже, когда проходим в зону, сдаем свои телефоны. В какой-то степени тоже являемся заложниками колонии. Если в обычной школе учитель может в свое свободное время покинуть учебное заведение, пойти перекусить, к примеру, то мы не можем покинуть зону до конца занятий. Таковы правила. Каждый день у нас пять уроков. Есть факультативные занятия, в основном гуманитарной направленности. Нет занятий по физкультуре и трудовому воспитанию. Есть только основной набор предметов, позволяющий получить среднее образование.
С.М.: – Первостепенно мы идем в ногу с образовательной программой и внеклассными занятиями, которые практикуются во всем городе. Правда, есть одно отличие. Любой праздник или памятную дату национального или местного значения мы выносим за рамки нашей школы и стараемся его распространить на всю зону. Любая встреча с известными людьми притягивает все население колонии. В нашем клубе мы проводим тематические мероприятия, захватывая и население колонии.
Кроме того, используем и свои придумки, к которым с интересом относятся наши ученики. К примеру, в олимпийский год мы проводили ряд встреч с нашими кировоградскими спортсменами. Этот проект называется «Олимпийские свидания». Благодаря журналисту «УЦ» Юрию Илючеку в две тысячи восьмом году к нам приходили Николай Ковалев, руководитель регионального представительства Национального олимпийского комитета, Виктор Безсмертный, глава областной федерации футбола, Олег Бойко, тренер сборной Украины по бейсболу, Юрий Махно, председатель областной ФСО «Колос», Александр Симоненко, призер Олимпийских игр в Сиднее, и много других знаменитых кировоградских спортсменов. В месяц у нас проводилось по две встречи. Интересно, что во время встречи с нашими подопечными Виктор Безсмертный (мероприятие проходило в период проведения чемпионата Европы по футболу-2008) предсказал победу наших игроков со счетом 2:0. После того как его прогноз оправдался, к нам пришла целая делегация колонистов и просила еще одну встречу с Безсмертным как с уникальным прогнозистом. Уже есть договоренность с Юрием Илючеком, что после летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро мы продолжим совместный проект встреч со спортсменами. Тем более интересно встретиться с нашими кировоградскими олимпийцами, побывавшими непосредственно на Играх.
С.К.: – Есть у нас совместный проект с областной библиотекой имени Чижевского. Они у нас демонстрируют как документальные, так и художественные фильмы. Понятно, что далеко не все можно показывать для заключенных, мы предлагаем список – они выбирают то, что у них есть. Совсем недавно, после одного из просмотров фильма о проблеме людей, живущих с ВИЧ, у зрителей состоялась дискуссия. Группа разделилась на две части. Одни отстаивали точку зрения, что таким людям в обществе жить нельзя. Почему общество должно кормить ВИЧ-инфицированных? А другая часть коллектива говорила о том, что и заключенные живут за счет налогов граждан Украины и паразитируют на этом. Диалог двух сторон был непредсказуем, никто не ожидал, что дискуссия выйдет на такой уровень.
– В Украине сейчас школа реформируется, этот процесс может затронуть и ваше специфическое учебное учреждение?
С.К.: – Думаю, нет. Реформа сейчас затронула пока начальную школу, а к нам она не имеет никакого отношения.
С.М.: – В том случае если изменятся программы, то и нашей школы это коснется. Пока мы этого не чувствуем.
– В прошлом учебном году в вашей школе получали образование более ста тридцати человек. Сколько будет в следующем?
С.К.: – У нас плавающее количество учеников. Прошлой весной по так называемому Закону Савченко на свободу вышло очень много людей. Они не успели получить свидетельства и аттестаты. Среди них были и хорошие ребята, которые нормально учились. Бывает и так, что заключенного, нашего ученика, переводят в другую зону. Тогда мы передаем его документы, табеля в другую зону.
С.М.: – Наш преподавательский коллектив гордится еще и издательской деятельностью. Мы выпускаем единственный в Украине независимый научно-методический, литературно-художественный и общественно-политический журнал. Этот журнал мы начали вести в пятнадцатом году. Там и история нашей «шестерки», и условия проживания в колонии. В формате брошюры сделали словарь жаргона. Наши ученики буквально на обертках от пачек сигарет приносили нам записи слов с переводом на нормальный язык. Небольшим тиражом напечатали небольшую книгу об истории преступлений и наказаний на опыте нашей колонии. Наш журнал предназначен для открытого пользования в областной библиотеке Чижевского. По этому изданию создали программу, которую можно использовать и в общеобразовательных школах. Это для того, чтобы дети понимали, что никакой тюремной романтики не существует.
Руслан Худояров, «УЦ».