Профессионалы любительского кино

В 1977 году молодой преподаватель КИСМа Борис Крышкин дебютировал на областном киноконкурсе в качестве руководителя любительской видеостудии «Энергия». С той поры прошло целых 35 лет. Сложно даже припомнить, сколько всего изменилось за это время, но «Энергия» остается в своем постоянстве. Здесь студенты так же учатся снимать и снимают фильмы, работы университетской видеостудии так же участвуют и побеждают в различных кинофестивалях и конкурсах, и все так же возглавляет «Энергию» Борис Борисович Крышкин.

В нынешнем году фильмы студентов-студийцев демонстрировались в конкурсной программе международного фестиваля аматорского кино «Ранок». В конце лета видеостудия «Энергия» (к слову, уже без малого десять лет она носит звание народного художественного коллектива) стала лауреатом Международного фестиваля аудиовизуальных искусств «Кришталеві джерела». В ближайшей перспективе — еще три фестиваля.

— В двух из них нам придется участвовать заочно, — говорит Борис Крышкин. — Нас пригласили в Ярославль и в Красноярск — и там, и там фильмы видеостудии «Энергии» попали в шорт-лист, то есть вышли в финал. Понятно, в Россию мы не поедем — будем надеяться, где-то станем лучшими заочно. Третий фестиваль — «Молодое кино Украины» — пройдет в Днепропетровске в конце октября. Думаю, сможем непосредственно поучаствовать. Три диплома лауреатов в этом году мы уже получили, может, до конца года получим признание ещё и на этих фестивалях.

Что собой представляет видеостудия «Энергия»? Бессменный художественный руководитель, а кроме того, ещё и режиссер, сценарист, монтажер, оператор — Борис Крышкин. Операторы, сорежиссеры, сценаристы и так далее — студенты КНТУ. С учетом «текучки» студенческих кадров и смены поколений студентов обычно их число не превышает десять, от силы — двенадцать человек. На всех — две студийные видеокамеры: видавшая виды цифровая, разрешением 720х576, и «пленочная», формата супер-VHS. Этим оборудованием и снимали все фильмы-лауреаты последних лет. Вопрос технического оснащения, конечно, имеет значение, но, по большому счету, главное-то не техника, а идея, мысль и их воплощение. Распределение же по кинематографическим «профессиям» больше условное.

— Ребята сами пробуют свои силы в разных ипостасях, — рассказывает руководитель видеостудии «Энергия». — Вот, например, Саша Донцов — когда пришел к нам в студию, сказал, что хочет научиться режиссировать фильмы. Дима Шангалов сообщил, что мог бы писать сценарии. Олег Лищук и Юра Дегтярь могут и режиссировать, и играть роли, но у них душа больше лежит к операторской работе. (Вообще-то у нас студия не актерская, если нам нужны актеры — герои игровых фильмов, мы приглашаем ребят и девушек из нашего университетского драмкружка.) Монтируем, собираем фильмы фактически на домашних компьютерах.

Как сорежиссер и оператор Юрий Дегтярь снимал короткометражку «Электричество» — фильм, который стал лауреатом на «Кришталевих джерелах», а теперь попал в шорт-лист международного фестиваля кино, фото и анимации «Твори-Гора» в Красноярске. Свои первые фильмы Юра снимал сестриным фотоаппаратом с функцией видеосъемки.

— Это были простенькие видеоклипы под музыку, — признается студент. — Экранизировать песни проще всего, не нужно озвучивать, сценарии писать. Потом перешел на документалку — записывал на улице интервью с прохожими, снимал, как мы с друзьями проводим свободное время, затем видео монтировалось в веселые музыкальные клипы. В прошлом году на Хеллоуин мы надели маскарадные костюмы и провели в КНТУ репортажные съемки, потом сделали фильм о том, как студенты отмечают Хеллоуин. Почему именно операторская работа? Петь не умею, рисовать не умею, свое видение определенной ситуации, эмоций могу показать через видео. Оператор — тоже работа творческая.

Олег Лищук начинал с рисования комиксов ещё школьником. В студии «Энергия» он сделал анимационный кукольный фильм с персонажами известной видеоигры «Супербратья Марио». На фоне декораций расставляются фигурки из пластилина, персонажи двигаются вручную, каждое движение фиксируется на фото, затем последовательность кадров монтируется в мультфильм. Работа эта очень кропотливая, трудоемкая, но чрезвычайно интересная!

— Борис Борисович, какие фильмы может сделать студия «Энергия»?

— Да любые! Снимаем игровые, документальные фильмы, музыкальные клипы… Разве что пока не делаем рисованную анимацию. У меня есть два сценария для рисованных фильмов, один из них точно ударил бы в десятку! Самая большая проблема — найти художника, который согласится сделать где-то 12 тысяч рисунков, хотя бы не вручную, а на графическом планшете.

Не так давно мы сняли короткометражный информационный фильм «Один день в КНТУ, или Кировоградский национальный глазами студентов». Проректор Николай Николаевич Петренко принес сценарий, основанный на истории вуза. Я подумал, что такой фильм получится скучным, а вот было бы неплохо посмотреть на университет глазами студентов. Что нужно рассказать об университете 17-летнему парню или девушке, чтобы они пришли в КНТУ учиться? Поверьте, совсем не то, что мы, преподаватели, думаем! Мы сделали фильм со стебом, юмором, студенты были в качестве ведущих, импровизировали на съемках. В общем, подошли нестандартно и выиграли от этого. К моему великому удивлению, начальство фильм одобрило. Он потом шел по кировоградскому телевидению, его «крутили» во всех поездках по школам области, когда «рекрутировали» новых студентов. Фильм продолжительностью 10 минут 14 секунд, но он настолько темпово и с юмором сделан, что это время пролетает быстро.

— А потянули бы съемки коммерческой рекламы для какой-то из кировоградских фирм?

— Почему нет? Мы делали один такой рекламный ролик для «Креатива». Заказчику наша работа понравилась, они потом этот ролик возили в Польшу. Но для того, чтобы снимать рекламу, студии нужен менеджер, продюсер. Я — художественный руководитель, могу что-то по сценарию посоветовать, по режиссуре. Но искать и убеждать потенциальных заказчиков — нет во мне такого таланта. Так что должность продюсера у нас вакантна.

Кстати, совсем недавно нашей студии предложили (ребята об этом еще даже не знают) сделать рекламный ролик зеленого туризма на Кировоградщине. Это будет реклама нашего региона.

— Борис Борисович, в наше время, когда почти у каждого человека есть мобильный телефон с возможностью съемки видео, любой может наснимать видеоряд, смонтировать, подогнать под видео какой-то музыкальный ряд. И все — он уже кинематографист-любитель?

— В 99% случаев это будет просто набор кадров со случайной музыкой. Должны же присутствовать мысль и идея. Я всегда говорю ребятам: прежде, чем возьмешь в руки мобильный телефон, видеокамеру, ты должен ответить себе на два вопроса: зачем и для кого? Если точно знаешь ответы — снимай. Если ребята пожелают что-то снять для себя — пожалуйста, но логотип нашей видеостудии ставится только на общие работы.

— А над какими фильмами вы работаете сейчас?

— Мы планируем снимать три фильма. Один — совместно со студией педуниверситета «Спалах». «На роздоріжжі» — фильм игровой, на 22-23 минуты, но на самом деле это глубокая философская картина о судьбах Украины. В «Спалахе» написали сценарий и провели кастинг актеров. Работа «Энергии» — съемка, монтаж и озвучка. Летом мы уже провели основную массу съемок.

Саша Донцов будет режиссировать свой первый фильм «Мама» — это драма о девушке-студентке, которая сделала аборт. Еще у нас в планах один смешной фильм под названием «Совещание».

— В Кировограде много любительских киностудий?

— Сейчас остались только наша «Энергия», видеостудия при педуниверситете и актерская студия «Жайвір». А когда-то в Кировограде было пять студий, представлявших наш город в аматорском кино: студия при Дворце культуры радиозавода, при ДК агрегатного завода, при «Красной звезде», при ремзаводе и при КИСМе.

— За три с лишним десятилетия кто-то из «Энергии» пробился в большой кинематограф?

— Наш выпускник Иван Мезенцев сейчас зав лабораторией кино Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, возглавляет там студенческую киностудию. Он «поменял» свой диплом инженера-энергетика и занимается только кино. Но в профессиональное кино не попал никто.

— Может быть, назрело появление в Кировограде филиала или вечернего отделения кинематографического вуза?

— Вообще было бы здорово создать в Кировограде молодежное городское кинообъединение, которое объединило бы всех талантливых ребят. Если бы при этом МГКО они научились режиссуре или актерскому мастерству, а потом продолжили обучение в том же институте прикладных искусств, пользы было бы больше, чем от создания филиала киноуниверситета.

— А что мешает объединиться тем немногим аматорским студиям, которые уже есть в городе?

— Года четыре назад был такой случай. Управление образования затеяло областной киноконкурс. Я обошел три вуза и на уровне руководства предложил им участвовать в конкурсе. В итоге в фестивале участвовали только мы. По большому счёту, это оказалось никому не нужным… Со студией «Спалах» мы и так сейчас сотрудничаем. Студия «Жайвір» — сугубо актерская, они работают совсем в другом ключе…

— Съемки любительского кино — дорогое удовольствие?

— Как и большинство самодеятельных студий, мы работаем на голом энтузиазме. Основные затраты — на расходники, видеокассеты и оцифровку. Да, еще на электроэнергию — когда дома работает компьютер.

— Борис Борисович, вы говорите, что, кроме вас и ребят, больше никому аматорское кино не нужно. Стороннего финансирования нет, все — за свой счет. Вам не надоело столько лет биться головой о стену?

— А я не бьюсь головой о стену. Сегодня я — реалист. Фильм «Мама» мы сможем снять, «Совещание» можем, а сиквел «Войны и мира» или фильм с пришельцами — нет. Мы беремся только за те проекты, которые нам по силам. Сценариев — масса, нужно только найти хороший из тех, которые нам по зубам.

— Много ли таких проектов, которые очень хотелось бы сделать, но студия не вытянет?

— Сегодня мне с жалостью приходится отказываться от двух сценариев видеоклипов. Один — по группе «Лакримоза». Там нужны костюмы и декорации двора Людовика XIV, потом — костюмы гестаповцев, подпольщиков, рабочий танк Т-34. В Украине же нет ни одного Т-34 на ходу! Правда, нам предложили Т-60, но это уже послевоенный танк. «Тридцатьчетверку» для съемок можно арендовать в Москве за 22 тысячи рублей, но этот вариант не для нас. Так что ищем художника — сделаем мультфильм.

Подготовил Александр Виноградов, «УЦ».

Профессионалы любительского кино: 4 комментария

  1. А наш админ Павел Иванович тоже помнится был «Энергичен»!

  2. в Новомиргороді на п»єдесталі танк військових часів ІС 3 (Іосиф Сталін).
    він туди заїхав свого часу сам.
    можете запитати, наскільки він робочий зараз

  3. Не эдак. Работы «Энергии» присутствуют в социальных сетях, в нете. Если вам будет интересно, гляньте. точно не эдак)

Добавить комментарий