Хозяйка музыки

«Нет более наглядного олицетворения власти, чем управляющий оркестром дирижер», — сказал писатель Элиас Канетти. Мы воспользовались возможностью подтвердить или опровергнуть это утверждение. Благо, дирижеры в Кировограде есть. Но в качестве собеседника мы выбрали женщину-дирижера.

Людмила Трофимова — дирижер оркестра музыкально-драматического театра имени Кропивницкого. Те волшебные звуки, которые распространяются по залу из оркестровой ямы, — это ее работа. Хотя ее обязанности выходят далеко за рамки оркестра. Поскольку в театре нет хормейстера, Людмила Григорьевна выполняет и его функции. Все, что связано с музыкой, — ее работа.

«Оркестр — это мое детище», — говорит дирижер. Между прочим, женщины-дирижеры — не такое уж уникальное явление. Но дирижер театрального оркестра — это, пожалуй, в Украине единичный случай. В этой должности Трофимова уже двенадцать лет.

Людмила Трофимова с детства мечтала стать дирижером. Не музыкантом, не композитором, а именно дирижером. Много лет ее кумиром была легендарная Вероника Дударова. Став пианисткой, преподавала в музыкальной школе, затем на музыкально-педагогическом факультете пединститута. Была концертмейстером, играла с духовиками, скрипачами, вокалистами, приходилось играть и в оркестре. А свою мечту осуществила с легкой руки Валерия Дейнекина. «В театре оказалась вакансия дирижера, и Валерий Дмитриевич предложил мне ее занять. Согласилась, о чем ни разу не пожалела, — вспоминает Людмила Григорьевна. — Когда я пришла, было только два спектакля. А потом театр и оркестр развивались параллельно».

Был у Трофимовой еще один друг-музыкант, известный не только в Кировограде скрипач Наум Качко. Поинтересовалась его мнением по поводу предложенной работы, на что услышала: «Иди, у тебя все получится». И пошла, и получилось.

В оркестре сегодня двадцать музыкантов. Последние лет пять коллектив стабильный, сыгранный. Конечно, главную роль в этой спаянности играет дирижер. Считается, что это мужская работа. Почему? Безусловно, это тяжелый физический труд. Три часа стоять за пультом непросто. Да к тому же сопровождение спектакля — это дополнительная ответственность. Одного профессионализма мало, необходимо чутье, чтобы не навредить канве спектакля, не лезть наверх, а дополнять артистов. Это довольно сложно. «Задача дирижера — сделать ансамбль, создать единый коллектив. Музыканты должны быть еще и единомышленниками. И они у меня такие — молодые, активные, сыгранные», — говорит Людмила Григорьевна.

Музыканты много гастролируют. Кроме сопровождения спектаклей, играют самостоятельно. Поскольку все люди творческие, жаждущие чего-то нового, создали своеобразный оркестр в оркестре. Коллектив «Ретро-шлягер» «порвал» не дин зал в областном центре, в районах и даже за пределами области. «Мои воспитанники сами пишут, мы с удовольствием это играем, и люди нас с удовольствием слушают. Концерты всегда сопровождаются бурными аплодисментами. Такого больше нигде нет, у нас уникальный коллектив», — заметила дирижер.

Профессионализм музыкантов Трофимовой неоспорим. Часто на гастролях зрители после концерта интересуются, не фонограмма ли звучала в зале. Настолько впечатляет благодарных слушателей живой звук. Наверное, дело не только и не столько в мастерстве исполнителей, сколько в душевном настрое, который посредством инструментов доносится до зрительного зала. Дома культуры зачастую не отапливаемые, но атмосфера всегда теплая — Ее величество Музыка!

Подготовка к спектаклю — это длительный процесс, кропотливая работа. Это репетиции с оркестром, отдельно с артистами, с хором. Потом все сводится и отрабатывается в целом. В итоге — на сцене происходит действо, магия. Есть у артистов и музыкантов свои профессиональные приметы. Например, актер не должен допустить падения текста на пол. У музыкантов то же: если ноты упали на пол, надо немедленно сесть на это место. У Людмилы Григорьевны тоже есть свои традиции: «Я выхожу дирижировать в одном и том же. Менять одежду не могу. Есть у меня брюки, пиджак и две водолазки — черная и белая. В юбке я никогда не выхожу. Наверное, потому что дирижер — все-таки мужская профессия. Недавно видела телесюжет о внучке Лысенко. Она говорила, что очень хотела быть дирижером, но не стала только потому, что в то время нельзя было женщине надевать брюки. Юбка же дергается и отвлекает внимание от музыки. А этого нельзя допустить».

Подумалось, у такой «насквозь» музыкальной женщины все члены семьи имеют музыкальное образование. Но оказалось, что нет. «Образования нет, но все музыкальные. Отец играл на всех музыкальных инструментах, хотя не имел специального образования. Такой у него был слух отличный. Я с 9 лет на сцене. Это для меня до сегодняшнего дня что-то необычное. Когда открывается занавес, я прихожу в неописуемый восторг. Это для меня очень важно. Мама моя поет. Дочь училась у Наума Качко игре на скрипке. Сын не музыкант, внучка тоже. И внук не играет на инструментах, но очень хорошо танцует».

Зато у Людмилы Григорьевны есть двадцать «детей» — шикарных музыкантов. Мы поинтересовались, любого ли музыканта можно научить быть дирижером, на что услышали: «Думаю, что нет. Нужно чутье. Надо слышать все инструменты, чтобы оркестр звучал как единое целое. И это тяжелый труд. Когда дирижируешь, то, что у тебя внутри, передается музыкантам, актерам, а потом зрителям».

Людмила Трофимова — оптимистка. Это видно по ее манере говорить, по свету глаз, по манере речи. Она никогда не кричит на своих музыкантов, но может очень громко сказать, чтобы все услышали. И еще она всех очень любит.

О чем мечтает эта счастливая женщина? «У меня есть все, чего я хотела. Хотя… Я люблю классику. Хочется сыграть классическое произведение. Но у меня не хватает инструментов. А мой маленький оркестр не может играть Моцарта, Баха, Бетховена, Шопена. И дело не в инструментах как таковых, а в вакансиях, которых в театре нет. И еще хочется поставить музыкальный спектакль. Возможно, “Фиалку Монмартра”. Но это дело времени», — уверена Людмила Григорьевна.

Так все-таки Трофимова властная женщина или нет? Наверное, да. Нет сомнений, она совладала бы со 120-ю музыкантами симфонического оркестра. Она способна объединить, вдохновить, зарядить своей энергией. Она получает удовольствие от своей работы, и ее результаты доставляют удовольствие окружающим. Это ли не смысл жизни?

Елена Никитина, «УЦ».

От редакции. Во время подготовки материала выяснился странный факт: наш музыкально-драматический театр не имеет своих инструментов. Музыканты оркестра играют на своих собственных, которые ремонтируют за свой счет, причем в других городах, так как в Кировограде нет мастеров. У театра даже нет рояля! В связи с этим обращаемся к меценатам и спонсорам. Театр реставрируется, недалек тот час, когда он будет торжественно открываться с обязательным разрезанием ленточки. Самое время подумать о подарке.

Хозяйка музыки: 4 комментария

  1. это явно заказная статья! ни одного слова правды здесь нет!

  2. Зачем писать то, чего на самом деле нет? Для того, чтобы быть дирижером, нужно специальное образование, которого Людмила Трофимова не имеет. А те волшебные звуки, которые распространяются по залу – это заслуга музыкантов, которые настолько сыгрались, что даже такой «дирижер» как Людмила Трофимова не может помешать им хорошо играть. Да действительно, музыканты сыгранные, но это только их заслуга. И про какую хормейстерскую работу идет речь, если в МУЗЫКАЛЬНОМ театре нет хора. Она не умеет даже расписать оркестровки и партитуру, что является одной из важных обязанностей дирижера. И как при этом непрофессионализме могли еще дать такую награду как Заслуженный деятель искусств Украины? :negative:

Добавить комментарий