«Чарующий Лаос» Виктора Петракова

В начале весны мы получили потрясающий подарок от замечательного елисаветградского краеведа, большого друга нашей газеты и очень увлеченного человека Виктора Васильевича Петракова – альбом «Чарующий Лаос в образах Альфреда Ракеза».

В 1987-1990 годах Виктор Петраков работал в Лаосе советником по развитию молодежного движения и туризма и, конечно, сразу же увлекся историей и культурой Королевства Миллиона Слонов и Белого Зонтика. Когда-то Виктор Васильевич рассказывал нам в интервью о планах написать книгу о Лаосе и проиллюстрировать ее открытками французского фотохудожника Альфреда Рокеза из собственной коллекции и статьями Ракеза из французских периодических изданий конца XIX – начала XX века. Говорил, что эта книга, как и еще несколько, закончена процентов на 70-80. И вот она вышла. В аннотации к альбому сказано, что он станет открытием для тех, кто интересуется историей Индокитая, и, конечно же, представляет огромный интерес для филокартистов.

Но для нас книга интересна другим. Признаюсь честно, черно-белые открытки Ракеза я просто просмотрела, зато не могла оторваться от авторских текстов Петракова, от его лаосских впечатлений. Мне очень захотелось в Лаос, хотя Петраков и пишет, что сегодня это уже совсем другая страна, где «самые великие и известные достопримечательности невозможно рассмотреть по-настоящему, а тем более невозможно насладиться их созерцанием из-за толп туристов, табунов экскурсантов». Но если когда-то я попаду в Индокитай, то буду искать там именно Лаос Петракова: «В декабре 1990 г. в Хошимине (до 1973 – г. Сайгон) я продолжал поиск коллекционного материала лаосской тематики. Мы разъезжали по городу на длиннющем, почти антикварном «Бьюике». Его хозяин, товарищ Зунг, поведал мне, что этот автомобиль принадлежал вице-президенту Южного Вьетнама в период так называемого Сайгонского режима. В окружении велорикш и множества велосипедов наш «Бьюик» казался монстром из другой цивилизации.

Завершив дневные хлопоты, я с трепетом и надеждой окунался в жизнь Серебряной улицы, где почти каждая лавка располагала витринами, а то и развалами знаков, орденов и медалей французского, американского и вьетнамского производства. (…)

Некоторое время назад я увидел вылизанную, чистенькую улицу бутиков, от которых и так в мире тошно. Ничего натурального, самобытного, даже открытки старого Вьетнама – лишь бледные ксерокопии, правда, по цене оригиналов. Этот город, с которым связано немало экзотических воспоминаний и приключений, перестал быть для меня интересным. (…) Соседний Лаос модернизируется не столь быстрыми темпами, и все, кому выпало счастье в нем побывать, навсегда сохранят в памяти спокойное очарование этой страны, плавный ритм неторопливой жизни».

Петраков пишет о климате и нравах, о лекарственных растениях и прихрамовых банях, о всеядности и необыкновенной прагматичности лаосцев, которые если и покупают, например, украшения, то только золотые и по весу кратные бату (весовая мера, равная 15 г), чтобы всегда было понятно, сколько они стоят. Он пишет о выращивании и курении опиума, о традиционной лаосской борьбе «тигр, тянущий свой хвост». Пишет с таким увлечением, что, читая, невольно влюбляешься в незнакомую страну.

Большая часть книги посвящена не личным впечатлениям Виктора Васильевича, а французскому журналисту Альфреду Ракезу и его фотографиям. Здесь все уже не так эмоционально, не так живо. Но, влюбившись в Лаос Петракова конца XX века, уже легко влюбляешься и в Лаос Ракеза конца девятнадцатого.

Кстати, приятные моменты для нас, кировоградцев. Во-первых, даже в книгу о Лаосе Петраков умудрился вставить кусочек елисаветградской истории, написав о военных походах нашего земляка генерала Гродекова, которые одновременно были этнографическими экспедициями, и проиллюстрировал этот текст памятной медалью с изображением Гродекова, изготовленной светловодским медальером В.В. Поповым.

А во-вторых, в биографии самого Виктора Петракова отдельным абзацем выделено изучение истории Елисаветградского края, Новой Сербии, Елисаветградского кавалерийского училища. А перечень его орденов и медалей, премий и благодарностей начинается с Кировоградской областной краеведческой премии им. Ястребова. И это необыкновенно приятно.

Общаясь с Петраковым в каждый его приезд, слушая о его новых увлечениях и планах, я всегда как будто немного ревную его – к Россохранкультуре и затонувшим сокровищам «Фрау Марии», к реставрации самолетов времен Великой Отечественной и поиску сокровищ, украденных из музеев. Ведь кажется, что человек, написавший «Маленький Париж», открывший нам, кировоградцам, красоту нашего города, вернувший нам десятки земляков, должен принадлежать только нам…

Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 12

Добавить комментарий