«Бо любити й мовчати несила…»

На прошлой неделе кировоградский художественный музей получил подарок – 148 живописных, графических и скульптурных работ нашего земляка Василия Леонтьевича Завгороднего.

Как рассказала нам сотрудник музея Ольга Шаповалова, они время от времени получают такие подарки от художников-земляков или их родственников. Но в этот раз дочь художника Елена Васильевна Завгородняя пригласила сотрудников музея на дачу под Вышгородом, где хранятся работы отца и его архив, и предложила взять все, что они считают нужным. Такой подарок Елена Васильевна сделала нашему музею к юбилею отца (26 октября Василию Завгороднему исполнилось бы 90).

Вообще Василий Завгородний больше известен как певец. В качестве солиста хора имени Веревки он объездил весь мир, получил звание заслуженного артиста УССР, в Интернете и сегодня можно найти народные песни в его исполнении. Но мальчик из села Водяное Компанеевского района мечтал стать именно художником. Его блистательная певческая карьера началась практически случайно – он оказался в нужное время в нужном месте, его заметили и оценили по достоинству. Всю жизнь Василий Завгородний рисовал, собирал интересные по форме корешки и коряги, а уйдя на пенсию, занялся живописью, резьбой по дереву и корнепластикой (изготовление, скульптур из прикорневых отростков дерева с сохранением их природной формы) всерьез. И опять совершенно случайно его работы заметили и оценили – в начале 90-х его вырезанные из дерева и корней казаки оказались очень в тренде. Просматривая прессу, директор Переяслав-Хмельницкого историко-культурного заповедника Михаил Сикорский наткнулся на фотографии работ Завгороднего и захотел купить одну из них для заповедника. А познакомившись с мастером и увидев другие его работы, предложил организовать персональную выставку. Выставка прошла на ура, и вскоре в Переяславе-Хмельницком, рядом с Музеем «Заповіта» Тараса Шевченко, открылся Музей казацкой славы в работах Василия Завгороднего. В одном из интервью Василий Леонтьевич сказал, что даже мечтать о таком не мог – отдельный музей его творчества! Тем более что Завгородний никогда не продавал своих работ. Светлана Петрова в статье «Співак і художник» («Хрещатик», 2004) пишет: «Автор запевняє, що його мистецтво не має комерційної цінності, бо воно не салонне. Душу художника ваблять розгрузла весняна дорога і стара хатина під горою, простий осінній краєвид чи запорозький козак – не хрестоматійний герой, а такий, яким він, певне, і був у житті – з обвітреним обличчям, посивілими вусами й гострим проникливим поглядом».

Пути Господни

На сайте Компанеевской районной библиотеки мы нашли очень подробную биографию Василия Завгороднего (автор статьи, к сожалению, не указан). Василий Завгородний родился 26 октября 1925 года в Водяном, с детства рисовал. Да как! Портреты Пушкина и Шевченко, написанные им в четырнадцать лет, украшали стены школы. В 1941-м он победил в районной олимпиаде по изобразительному искусству, готовился к областному конкурсу – казалось, сейчас все, о чем он мечтал, и начнется. Но началась война.

«Усі однокласники посідали на колгоспну машину і під нальотами ворожих бомбардувальників вирушили в Дніпропетровськ на призовний пункт.

Василь Леонтійович згадує:

– Хлопців узяли, а мене прогнали, бо не мав тоді шістнадцяти років, та ще й на зріст, як кажуть, від горшка два вершка. Засмутився я, сів і плачу, а мене якийсь чоловік по-батьківськи обняв та й каже: “Іди хлопче, туди, звідки прийшов, та не барися”. Щойно я вийшов з міста, як побачив німецькі колони. П’ять днів блукав степами й полями, поки дістався до своєї хати. У брудному, голодному, змарнілому обідранці мати навіть не впізнала свого сина.

Кілька разів утікав від вивезення на примусові роботи до Німеччини. Ховався під скринею у виритій ямі. Коли ж повернулися наші війська, разом з ними пішов на захід».

Завгородний воевал в Чехии, Венгрии, Словакии, Австрии. День Победы встретил в Вене. Но демобилизовался только в 1950-м. Хотел вернуться домой и устроиться работать в артель художников, но в Кировограде увидел объявление на столбе: кировоградскому музыкальному театру требуется художник. На работу его взяли сразу. И почти сразу заметили, что у нового художника идеальный слух и приятный баритон. Поэтому основные обязанности он совмещал с партией Остапа в опере «Тарас Бульба». Опера имела успех, и кировоградские певцы стали готовиться к поездке в Москву. Чтобы подготовить труппу к таким ответственным гастролям, в наш театр приехал оперный певец, народный артист УССР Иван Паторжинский, который к тому моменту имел свой класс в Киевской консерватории. Услышав художника, Паторжинский, чуть ли не бог украинской оперы на тот момент, прямо на месте принял в консерваторию молодого человека, не то что не знающего нотной грамоты, даже не имеющего аттестата. Уже учась в классе Паторжинского, Василий Завгородний, которому было около тридцати, параллельно оканчивал среднюю школу, чтобы получить аттестат.

«Багатий чоловік»

После окончания консерватории Василий Завгородний получил место в Киевском оперном театре. Но то ли мало ему было всего пережитого, то ли, как считает автор статьи на сайте компанеевской библиотеки, поддался на советскую пропаганду, но он выбрал другой путь: вместе с женой и только что родившейся дочкой поехал покорять целину.

Когда я искала информацию о Василии Завгороднем, то наткнулась на письмо казахской съемочной группы, в 2011 году они снимали «фильм о фильме» «Девушка-джигит»: «Дело в том, что, когда Л. И. Брежнев был первым секретарем ЦК Казахстана, по его инициативе решено было создать Государственный ансамбль песни и танца КазССР. Художественным руководителем была назначена Лидия Чернышова из Киева, которая на конкурсной основе отобрала лучших певцов. В их числе в качестве солиста был приглашен и Завгородний Василий Леонтьевич. Героиня фильма “Девушка-джигит” тоже тогда работала в этом ансамбле. Нам стало известно, что примерно в начале 60-х гг. Василий Леонтьевич написал маслом портреты солистов ансамбля, в том числе портрет главной героини фильма “Девушка-джигит” Л. Неустроевой». Не знаю, чем закончилась эта история, нашли ли казахи портрет Л. Неустроевой. Но теперь мы знаем: в Казахстане Завгородний занимался тем же, чем и всегда, пел и рисовал. Через четыре года он вернулся в Украину, работал солистом Житомирской филармонии, а потом стал солистом Государственного украинского хора имени Григория Веревки.

В начале 70-х Нина Матвиенко написала о нем: «Чорне з сивиною волосся, а очі – терен коло хати. А він – молодий, його рухи видають у ньому юнака, ось тільки не сховати зморщок у куточках губ… На сцені він сповнений шляхетності, сили і гордої постави. Він ніби увібрав у себе цілющу силу народу і свого нелегкого покоління… Співає широко, над серце, з якоюсь невимовною тугою поміж нотами… Малює скрізь, де їздить, ходить. На природі увесь в собі, як соловей. Отож і на мольберт передається настрій. Добре бачить людину, небагатьох штрихів досить, аби вийшов характер… З корчів робить маленькі дивосвіти… Уважний, спостережливий, ліричний і добрий душею. Пише вірші, оповідання, новели… Про сім’ю розповідає, як про своїх кращих друзів… Одне слово, багатий чоловік!»

В репортаже с выставки Василия Завгороднего 2005 года (Иван Данюк, «Різьбяр») читаем: «Попри захоплені оди відвідувачів виставки та колег по мистецтву, сам ювіляр скромно зазначив: “За останні 70 років я особливо не порозумнішав. Коли мені було 10, я змайстрував із дощок звичайну балалайку, коли ж виповнилося вісімдесят – оцю бандуру”. Але глядачі гідно оцінили дотепність майстра, бо з другого боку порожнистого дерева у вигляді бандури вирізьблено скульптуру “Ой під калиною”.

А на завершення ювіляр заспівав кілька пісень разом із Марією Миколайчук, Валентиною Ковальською та Ніною Матвієнко, перетворивши тріо “Золоті ключі” у квартет. Деякі пісні виконували хором, бо зала не залишилася байдужою до відомих фольклорних хітів».

Наверное, действительно богатый человек, действительно счастливый. Мне очень жаль, что я не познакомилась с ним (Василий Леонтьевич ушел из жизни весной 2009-го). Увы. Но о художнике говорят его произведения. Что касается стихов и новелл, о которых писала Нина Матвиенко, то Завгородний их не публиковал, но в 2007 году согласился-таки издать избранное в книге «Мій хутір». Найти эту книгу нам не удалось, а во всех работах о нем цитируют обычно одно и то же стихотворение, действительно прекрасное:

Рідне земле свята, Україна моя,

Ти пробач мені цюю погорду.

Що співаю тебе і малюю твою

Незнищенну і вічную вроду.

Мої фарби бліді, мої пензлі малі.

Моя пісня така слабокрила.

Та малюю тебе і співаю тебе,

Бо любити й мовчати несила!

В Кировоградском областном художественном музее сейчас работает выставка Василия Зав­городнего – очень скромная, всего двенадцать работ, хотя и она дает представление о творчестве художника. Ольга Шаповал объяснила, что большинство работ, подаренных Еленой Завгородней, требуют оформления – рамок, постаментов и т. п. Рассказала, что привезли много деревянных скульптур: Микеланджело, Шевченко, Пушкина, Ющенко и Тимошенко. И, конечно, казаков – их Завгородний любил вырезать больше всего, их видел в корнях и корягах.

Больше скульптур и картин можно посмотреть в музее Юрия Яновского в Нечаевке. Художник, оказывается, не раз приезжал на малую родину и передал музею в соседнем селе больше ста своих работ, теперь там есть отдельный зал Василия Завгороднего.

Не знаю, почему Завгородний считал, что его работы не могут быть коммерческими. Теплое дерево с красивой структурой, желание художника сохранить форму коряги – по-моему, это как раз такие скульптуры, которые хочется иметь дома (ну, кроме Ющенко и Тимошенко). Процитирую этнолога, кандидата исторических наук Игоря Пошивайко: «Твори Василя Завгородного – лаконічні, прості, емоційно-виразні, щирі й пронизливі. У кожній з них деталі вбрання, вираз очей і обличчя, жести, адекватно передають психоемоційний настрій зображуваних, відношення до них самого майстра. І кожний твір – то підтвердження дороги митця до самого себе, до нових знахідок і пізнань пластичних можливостей матеріалу. Його ведуть глибинне знання українського фольклору, гостра інтуїція, “азартний момент несподіванки” й “святість передчуття народження якогось не знаного ще образу”». Красиво, в общем!

Подготовила Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 45

Добавить комментарий