100 лет без милосердия

«Убедительно прошу поместить меня в одну из богаделен, дабы мог достойно, по-христиански окончить свои дни…» — обращался искалеченный елисаветградский рабочий Иосиф Иванович Матвеев в 1919 году в Елисаветградскую городскую думу. И, как свидетельствует штамп на документе, прошение его было удовлетворено…

На выставке «Путь к милосердию», которая открылась в галерее Оссовского, кроме выворачивающих душу фотографий Алины Ярославской, представлены уникальные документы из государственного архива области. Оказывается, сто лет назад в Елисаветграде были учреждения для содержания смертельно больных людей! Конечно, это были не хосписы в современном понимании этого слова (да и термина такого тогда не существовало), а богадельни, которые предназначались «для убогих, калек, немощных и неизлечимо больных», при которых были и лазареты для оказания симптоматической медицинской помощи, и священнослужители.

Конечно, документы не так трогают, как фотографии реальных больных. Но если разобраться в том, что написано на пожелтевших от времени листках, то становится даже страшно как-то за потомков. Насколько добрее были жители нашего города сто лет назад, насколько милосерднее, насколько внимательнее богатые люди и чиновники относились к тем, кто нуждался в помощи!

Как рассказала начальник отдела информации и использования документов госархива области Елена Трибуцкая, первая христианская богадельня на двадцать пять человек была создана в Елисаветграде в 1794 году! А еще в восьмидесятых годах XIX века была построена еврейская богадельня. В уставе учреждения говорится «Богадельня имеет назначением призрение престарелых, увечных и не способных к труду евреев г.Елисаветграда, а в случае возможности и иногородних. Заболевшим оказывается медицинское пособие в лазарете богадельни. При лазарете может быть открыт амбулаторный прием бедных, без различия в вероисповедании, с выдачей им бесплатного лекарства». А отчет лазаретного отделения свидетельствует о том, что в богадельне содержались и онкологические больные, и больные туберкулезом.

В начале прошлого века местный купец Демьян Купченко построил еще одну христианскую богадельню на ул.Быковской, а старая богадельня на Кущевке была достроена за средства другого купца — Федора Шевякова. В начале двадцатого века во всех трех елисаветградских богадельнях было уже больше двухсот мест. Видимо, эти учреждения несколько отличались от современных психоневрологических интернатов. По словам Елены Трибуцкой, в архивах сохранились письма елисаветградцев, которые просят поместить их в богадельню — не обязательно людей бедных и оставшихся без родственников, в богадельни принимали как бесплатно, так и за небольшую плату. Отрывок одного из таких прошений и процитирован в начале статьи.

Что касается средств на содержание таких учреждений, то источников финансирования было несколько — членские взносы учредителей, благотворительные пожертвования горожан, ассигнования городской и земской управ. Как объяснила Елена Трибуцкая, большУю часть составляли все-таки пожертвования частных лиц. Часто горожане жертвовали богадельням проценты с вложенных в банк капиталов или завещали средства городу с условием о направлении этих сумм на содержание богоугодных заведений. В экспозиции представлена выписка из журнала заседания Елисаветградской городской думы о принятии пожертвования елисаветградской мещанки Елизаветы Пашковской в сумме 500 руб., вложенных в банк, на содержание христианской богадельни.

А это удивительно интересный документ — обращение купца Ивана Афанасьевича Шуйского к городской управе от 30 ноября 1913 года: «Владея на праве полной собственности в городе Елисаветграде недвижимым имуществом, находящимся на Бульварной улице и состоящем в дворовом месте с постройками, я желаю принести таковое в дар городу с тем, чтобы мне и моей жене Евдокии Максимовне было представлено право пожизненного в нем проживания. После же нашей смерти в этом доме должна быть устроена богадельня, и ни на какие другие цели указанное имущество не может быть обращаемо городом… На содержание указанной богадельни мною 14 декабря 1909 года внесен в Елисаветградское отделение государственного банка вклад на сто десять тысяч рублей (! — Авт.). Вклад должен быть неприкосновенен, проценты должны быть расходуемы на содержание богадельни. В случае, если Городская Дума изъявит согласие принять дар, обязуюсь на свои средства совершить дарственную на имя города».

На выставке также представлены документы Елисаветградского комитета Российского Общества Красного Креста, касающиеся подготовки сестер милосердия. Оказывается, кроме профессиональной подготовки (а на сестринских курсах преподавали практикующие врачи), огромное внимание уделялось религиозному воспитанию. В историческом очерке деятельности общества говорится, что с будущими сестрами милосердия работал священник, посещение обедни для них было обязательным, а в общежитии, где жили сестры, был заведен обычай постоянно поддерживать огонь в лампадке перед образами.

Вот что подумалось: может, нашим чиновникам поменьше ездить за опытом за рубеж и опираться на советы международных консультантов (хотя, правду сказать, без этого тоже никак), а постараться взять что-то и от той системы паллиативной помощи, которая существовала в Елисаветграде 100 лет назад?..

Ольга Степанова, «УЦ».

100 лет без милосердия: 3 комментария

  1. Оля, спасибо!

    На открытии выставки Оксана Макарук, начальник городского управления здравоохранения, говорила о том, что сейчас идет изготовление проектно-сметной документации на паллиативное отделение. Его планировалось открыть в центральной городской больнице, что на Валах, к концу 2013 года.
    Потом она сказала, что может к концу 2013 года и не успеют…
    Может кто-то из знающих людей прокомментировать, что на самом деле происходит в этом направлении?

  2. Алина, в бумажной версии есть еще отдельная статья о собственно выставке и о том, что там говорилось (здесь просто давно висит «фотофакт», поэтому заметку уже не ставили) посмотрите.

Добавить комментарий