Кировоградская «аварийка»: развал или обновление?

Накануне тяжелейшего отопительного сезона в Кировограде разворачивается очередной коммунальный скандал: под шумок так называемой реформы ЖКХ нормально работающую аварийно-диспетчерскую службу (АДС), похоже, собираются ликвидировать, считает экс-руководитель предприятия Виктор Козлов, уволенный с должности в конце августа. Представители городского руководства утверждают обратное. Кому верить? Судите сами.

О чем речь

На сегодня единая аварийно-диспетчерская служба с коротким телефонным номером 1580 — предприятие, работники которого принимают звонки горожан и выезжают на аварии во внутридомовых сетях жилого фонда — водопровод­ных, канализационных, отопительных, электрических. Работает круглосуточно, обрабатывая 20-30 вызовов в день, а в отопительный сезон — и все 50-70. Учет звонков и запись разговоров с работниками службы ведется компьютеризированной системой. Кроме того, служба собирает информацию о проводящихся ремонтных и прочих работах от предприятий, поставляющих коммунальные услуги, — облэнерго, водоканала и т.д., любой обратившийся может получить исчерпывающую информацию.

В распоряжении АДС — три полностью укомплектованных всем необходимым для проведения ремонтов микроавтобуса, это позволяет обеспечить оперативность оказания услуг — ремонтники на место аварии приезжают в течение 10 минут — максимум получаса, у мастеров есть с собой все, чтобы провести требуемый ремонт (инструменты и комплектующие). В службе есть и производственное оборудование — токарные и другие станки, чтобы оперативно изготовить любую необходимую, в том числе нестандартную деталь необходимых размеров. По итогам прошлого года кировоградская АДС признана лучшей службой такого рода в государстве среди организаций разных форм собственности, стала «Золотым номинантом» в своей отрасли (за четыре года — три первых и одно третье место).

Как было

— До 2006 года, если ночью в многоквартирном доме случалась какая-то авария — водопровод, канализация, тепло, — ЖЭК держал у себя аварийных дежурных, которые выполняли эти работы. Была и аварийная служба, ее вызывал ЖЭК, если сам не справлялся. И платил за эти услуги деньги. Так как ЖЭКи у нас нищие, у них долги по зарплате, по налогам и так далее, служба начала угасать — вместе с качеством и своевременностью услуг аварийного обслуживания. Было принято решение создать в городе коммунальную аварийную службу, которой бы платили не ЖЭКи, а которая бы финансировалась из городского бюджета, — рассказывает Козлов.

Он утверждает: по состоянию на первое сентября у службы нет долгов — ни по зарплате, ни по налогам. Что для коммунальных предприятий Кировограда — большая редкость. У кировоградских ЖЭКов и КРЭПов, к примеру, 16 миллионов долгов по налогам — согласно информации «коммунального» заммэра Геннадия Осетрова.

Еще о деньгах

По словам Виктора Козлова, на сегодня горсовет финансирует только 87% зарплаты работников службы, частично — оплату коммунальных услуг и частично — ГСМ.

— Нам средства выделяются только под жилой фонд. Все остальное — если мы едем в школу, садик, это уже нецелевое использование средств бюджета. Поэтому с отделом образования, культуры и так далее мы заключаем договора, и за счет этого зарабатываем. В прошлом году до нашего бюджета нам недодали 536 тысяч. На конец года мы пришли с нолями, — утверждает экс-руководитель.

Также служба оказывает услуги по откачиванию, извините, фекалий, и, по словам Козлова, могла бы зарабатывать, оказывая услуги сварки и так далее, вплоть до капитальных ремонтов в зданиях бюджетной сферы, которые проводятся ежегодно силами частных организаций. Последние на этом неплохо зарабатывают — за счет городского бюджета.

Коллизия

Учитывая упомянутые выше показатели и регалии, увольнение (неподписание нового контракта) стало для Виктора Козлова полной неожиданностью.

— У меня контракт заканчивается 31 августа — только в последний день мне сказали, что со мной не будут подписывать новый договор. Хотя Хачатурян — прямой мой начальник, подписал, что он ходатайствует о продолжении контракта. Осетров говорил, что «все нормально», буквально до последнего дня… Как обосновали? А никак. Я спрашиваю: «У вас ко мне претензии есть?» — «Нет». «К работе предприятия претензии есть?» — «Нет». И при этом у меня контракт заканчивался 31, а меня уволили 29, — утверждает экс-директор АДС.

Он также подчеркивает, что, по трудовому законодательству, работодатель должен был уведомить его об увольнении за две недели до конца срока действия контракта.

Вопрос шире?

Причину собственного «впадения в немилость» у нового городского руководства Козлов видит в несогласии с официальной линией горсовета в вопросе реформирования ЖКХ, в том числе создании жилищно-эксплуатационных объединений (ЖЭО).

— Почему на меня такие гонения пошли? Я Осетрову говорю: то, что вы начинаете сегодня делать, — полный бред. Если делать реформу ЖКХ, ее надо начинать после окончания отопительного сезона, максимум в апреле. К тому же если вы планировали делать что-то в направлении реорганизации, нужно было делать это поэтапно. Взять эти три ЖЭКа, пусть они поработают месяц-два-три, посмотрите позитив и негатив, сравните все и определитесь, что нужно делать дальше. А сегодня в любой подвал заглянуть — там палец о палец никто не ударил, никто ничего не делал, потому что они (руководители и работники ЖЭКов. — Авт.) уже знают, что дальше там работать не будут. «За бортом» осталось не менее, чем 300 человек, — утверждает Козлов.

В качестве примера нерациональности новых подходов Козлов приводит пример ЖЭКа №10 — единственного, который работал без долгов. В его структуре было создано подразделение, которое получило все необходимые лицензии, привлекло специалистов и само занималось ремонтом 300 лифтов в обслуживаемых предприятием многоэтажных домах. Без привлечения сторонних частных фирм.

— Все лифты работали, плюс экономилось около 50 тыс. бюджетных гривен каждый месяц — частникам ведь надо платить. Господин Осетров снова передал обслуживание этих лифтов частному предприятию, — утверждает экс-директор АДС.

Кому выгодно?

По мнению Козлова, то, что происходит сегодня с аварийно-диспетчерской службой, — первые шаги к ее ликвидации.

— Я хочу сохранить эту службу. Там работают целыми семьями. Молодых ребят брали прямо из училища, обучали, и сегодня они все — настоящие специалисты, — говорит он.

Казалось бы, зачем уничтожать нормально работающее предприятие, услугами которого ежедневно пользуются десятки горожан? По этому поводу звучат разные мнения, в том числе о том, что делается это якобы с целью отдать «в нужные руки» здание и территорию, где располагается служба, — в самом центре города, между улицами Дворцовой и Шевченко.

Официально: службе — быть

Представители горсовета опасения скептиков считают надуманными.

— Ликвидировать АДС не будут, здание — не тронут, старого начальника уволили с соблюдением норм законодательства, нового назначили на три месяца, и по истечении этого срока он должен дать рекомендации по улучшению работы коммунального предприятия, — заявил и.о. городского головы Кировограда Иван Марковский в эфире Кировоградского интернет-телевидения.

— «Аварийка» работала, работает и будет работать. Ни о каком нефинансировании речь не шла. Аварийно-диспетчерская служба будет финансироваться в будущем году не в меньших объемах, чем было в бюджете 2014 года. Город нуждается в ее услугах — сети у нас старые, часто возникают аварийные ситуации. Аварийной службе — быть, — говорит Геннадий Осетров, комментируя ситуацию для «УЦ».

Говоря о незаключении нового контракта с Козловым, заместитель городского головы отмечает: в соответствии с приказом Кабинета Министров люди, достигшие пенсионного возраста, не могут занимать руководящие должности.

— В данном случае — человек отработал, мы поблагодарили его за работу. Человеку 66 лет. Я думаю, у нас в Кировограде достаточно молодых, перспективных, энергичных людей, которые хотят внести свою лепту в развитие города. Старыми инструментами нового будущего не построишь, нужны новые формы управления и администрирования предприятиями для того, чтобы они были не убыточными, — аргументирует Осетров.

Впрочем, убыточность АДС, по сравнению с другими коммунальными предприятиями, не представляется такой уж однозначной. Кстати, наиболее достойным среди «молодых, перспективных и энергичных» кандидатов на пост директора службы городское руководство посчитало Игоря Найдича. До недавнего времени он был директором автотранспортного предприятия «Укравтоинвест», к которому Осетров имеет самое прямое отношение.

У нового руководителя и чиновников горсовета есть три месяца, чтобы доказать искренность своих намерений. Будут ли в действительности «применены новые подходы, чтобы сократить расходы на администрирование и увеличить их на предоставление услуг», как прогнозирует заммэра, или все будет сделано по старинке, как опасается Виктор Козлов, — увидим уже в декабре-январе.

Андрей Трубачев, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Кировоградская «аварийка»: развал или обновление?: 1 комментарий

  1. Абсолютно зрозуміло, що йде підготовка до приХватизації бази підприємства. Подивіться в ці «чесні очі» цих двох горе-керівників і все буде зрозуміло.

Добавить комментарий