Аквариумы от Чупы, или Фантасмагория в политическом контексте

О писателе и поэте Алексее Чупе говорят как о голосе с «той стороны», голосе, который рассказывает нам, как и чем жил его родной Донбасс. Сам же Чупа, по его собственному признанию, является временно перемещенным лицом: «Я – беженец с Донбасса, у меня и справка есть», – иронично говорит он о себе.

В 2014 году сразу два романа А.Чупы оказались в списке премии «Книга года ВВС». Несомненно, всплеск интереса к его творчеству вызван военными действиями на востоке Украины, и Чупа безо всяких оговорок, честно и неприкрыто описывает жизнь Донбасса – жизнь, которую, как оказалось, большинство жителей остальной Украины представляли себе весьма смутно и которую бросились изучать в попытке понять, почему с нашей страной произошло то, что произошло. Надо сказать, что книги А.Чупы в этом плане – просто находка, особенно два его романа – «Бомжі Донбасу» и «Казки мого бомбосховища».

Алексей пишет романы на украинском языке, хотя, как сам признается, родным языком для него является русский: «Я говорил на русском языке лет до 17-ти. А потом во мне проснулось желание изучить украинский, говорить на нем, писать. Такое решение было принято, наверное, в противовес тому совку, который царил на Донбассе, я старался показать, что не разделяю тех взглядов, которых придерживается большинство». Украиноязычность сделала Чупу белой вороной, и это ощущение инородности в русскоязычной среде было очень живо передано в «Бомжах Донбасу».

Нам удалось пообщаться с молодым донецким писателем во время его визита в Кировоград. Чупа представил на суд общественности свой новый роман «Аквариум». Для начала несколько слов автора об этой книге: «На самом деле «Аквариум» – это одна из моих ранних работ, я написал его до «10 слів про вітчизну», «Бомжів Донбасу» и «Казок мого бомбосховища». Но издатель решил, что его нужно выпустить сейчас. Я написал его в 2011-2013 годах под впечатлением от президентских выборов в Беларуси. Если помните, тогда на следующий после выборов день почти все оппоненты Бацьки оказались за решеткой. У меня возникло ощущение, что мы все живем в своего рода аквариуме, как лабораторные крысы, а наши вожди ставят на нас эксперименты».

По жанровой принадлежности «Аквариум» – это классическая фантасмагория. Нереальное событие (сыворотка, уменьшающая человека до размеров спичечного коробка) вклинивается в мир обыденных вещей. Ученый-садист, получивший в свое распоряжение необычную сыворотку, не придумывает ничего иного, как использовать ее на людях, которых он потом помещает в гигантский аквариум и ставит на них эксперименты в течение целых 10 лет. История героя этого романа – весьма правдоподобный (и, надо сказать, ужасающий) психологический портрет диктатора. В канву повествования автор вплетает картины из Оранжевой революции 2004 года, а в конце романа имеется эпизод, который можно отнести к событиям Революции Достоинства. Благодаря этим эпизодам история диктатора лилипутов приближается к украинским реалиям на пугающе близкое расстояние. Но хотел ли автор действительно напугать своего читателя? «Я, честно говоря, сам удивлен тем, насколько близким оказался этот роман к тому, что происходит сейчас, – говорит Алексей Чупа. – Его главного персонажа, которого лично я ассоциировал с Лукашенко, вы можете ассоциировать с Путиным. Но, по-моему, это все из-за того, что все диктатуры в основе своей одинаковые, все – аквариумы разных размеров и конструкций».

Алексей Чупа – уроженец Макеевки Донецкой области. Имеет два высших образования – филологическое и техническое. «На филологию я пошел для того, чтобы научиться нормально писать романы и стихи, – говорит писатель. – А вторая моя специальность – это химия. Учился я в Донецке, там же потом и работал на заводе. Довелось поучаствовать в местном Евромайдане – ощущения адреналиновые: на одном краю площади стоят твои сторонники с национальными флагами, и ты что-то кричишь в мегафон, а на другой – титушки, и этих титушек раза в три больше, чем нас. Сейчас я – переселенец, живу у родственников жены в Хмельницкой области. За полтора года издал уже 4 романа – по писательским меркам это много, чаще происходит наоборот, новый роман писатель издает раз в несколько лет. Но у меня есть одно преимущество – я могу уделить этому столько времени, сколько захочу. Я ведь сейчас не работаю. Работают жена, ее родители. У них довольно большой дом, и я за ним слежу, а в свободное время пишу».

К своему неожиданному успеху Алексей относится с иронией и считает, что успех – это результат долгих тренировок: «Чтобы научиться писать романы, нужно тренироваться – так же, как играть на скрипке или выполнять сальто. На одном только таланте далеко не уедешь. А еще нужно непременно помнить и все время себе об этом напоминать – первые результаты твоего труда, каким бы титаническим он ни был, никто не захочет издавать. Я начал писать еще будучи подростком, а издаваться – всего два года назад. Подавляющее большинство моих ранних произведений никогда не увидят мир – и, знаете, для мира это хорошо».

Виктория Барбанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 44

Добавить комментарий