101я годовщина

Сегодня как раз 101я годовщина Первой Мировой и так совпало, что я сейчас читаю Макса Хейстинга «Первая мировая война. Катастрофа 1914 года».  Книга хоть и не художественная, но написана интересно, много воспоминаний очевидцев и вообще, хорошо передается предвоенная атмосфера.

А особенно интересно ее читать, тоже,  именно сегодня. И немного страшновато, из-за ощущения узнаваемости происходящего. Очередная книга о том, как История (и мы вместе с ней), ходит по кругу.  Из века в век, одни и те же мотивы, одни и те же эмоции, одни и те же грабли.

Вот, например, Германия 100 лет назад. Читаешь о далеком и чужом прошлом, а видишь что-то пугающе знакомое, сегодня и совсем недалеко по соседству:  обида за подмоченную репутацию армии, правитель  окруживший себя военными и министры, назначаемые в соответствии с его личными симпатиями, бряцание оружием, жажда новых ратных побед и пышные торжествах в честь прошлых, романтизация войны, истерические обиды на соседей. Государство – напоминающее скорее военизированную автократию, нежели демократию. Ничего не напоминает?

Макс  Хейстинг««В мае 1912 года британский военный атташе в Берлине подполковник Алик Рассел с тревогой отмечал зреющее недовольство. «В душе немцев, – писал он, – закипает обида за подмоченную репутацию армии фатерланда, раздражение на французскую заносчивость и явная неприязнь к нам».  В результате «возникают настроения, способные в тот момент, когда будет решаться вопрос – мир или война, склонить чашу весов в определенную сторону». Озабоченность Рассела нестабильностью Германии, иногда доходящей до истерии, прослеживалась во всех его донесениях и за следующие два года только усилилась.

Страна стояла на пороге конституционного кризиса<…> Рабочий класс был бесконечно далек от правительства, состоящего из консервативных министров, назначаемых в соответствии с личными симпатиями кайзера.

Устройство Германии напоминало скорее военизированную автократию, нежели демократию. Самым мощным ее институтом была армия, и ее коронованный руководитель любил окружать себя военными.

В своей паранойе немцы готовы были любое сомнение в международном авторитете Германии расценивать как посягательство. Кроме того, на всем протяжении июльского кризиса Германия, как и Австрия, систематически врала по поводу своих действий и намерений…»»

Или вот это:

«Многие немецкие рестораны удалили из меню французские и английские названия блюд, оставив, к немалому замешательству обедающих, только описания на родном языке.  Во Франции пиво Pilsner стало продаваться под маркой Bière de la Meuse («Маасское пиво»).

На 18 октября 1913 года кайзер Вильгельм II назначил пышные торжества в честь столетия победы над Бонапартом в «Битве народов» при Лейпциге. Вдохновленные императорским примером, крупные магазины отвели обширные торговые площади под юбилейные диорамы.  Прилавки заполонила продукция с милитаристской символикой. Губная гармоника Wandervogel – в честь одноименного австро-немецкого молодежного движения – продавалась в упаковке военно-почтовой службы. На самом инструменте была выгравирована надпись «Durch Kampf zum Sieg» – «Через битву к победе!».

По свидетельству Томаса Манна, немецкая интеллигенция воспевала войну, «словно соревнуясь друг с другом, увлеченно и страстно, будто ни они сами, ни народ, чьим голосом они служили, не видели ничего лучше, ничего прекраснее, чем сражаться с полчищами врагов»

И такая атмосфера  царила тогда не только в Германии, но и в Австро-Венгерской и в Российской империях.  Генералы толкали политиков к войне, рассчитывая, что в случае успеха всю славу получат они, а в случае неудачи, ответственность ляжет на плечи политиков. А политики, в свою очередь, не задумываясь использовали генералов в своих политических играх и сиюминутных интересах.

Одновременно с этим, власть начинает понимать все возможности входящих в силу  СМИ,  а те, с готовностью несут «нужные» мысли в головы населения.

Из воспоминаний: «Одни держат газету, другие заглядывают им через плечо. <…> Люди встают в полный рост в автомобилях и экипажах, перегибаются на мостовую, вглядываются, ожидают определенности. <…> Никогда прежде на улицах столько не читали. <…> Читают все, и элегантные дамы в кафе Kranzler, и цветочницы на тротуаре перед кафе»

«В 1910 году один немецкий писатель предрекал, что в период политической и военной напряженности, предшествующий любому конфликту, огромным влиянием (к добру ли, к худу ли) будет пользоваться пресса.

Какой бы мощной ни была армия <…> в XX веке призвать миллионы граждан на войну можно лишь убеждением, что они будут воевать за правое дело <…> война, которую немецкий народ не желает, не понимает, а значит, не одобряет, будет чрезвычайно опасным предприятием. Если народ сочтет, что война – это прихоть властей, которая нужна лишь затем, чтобы помочь выпутаться из затруднения правящему классу, она начнется с того, что мы будем вынуждены стрелять по собственным подданным.

Именно поэтому в июле 1914 года Мольтке [начальник Генерального штаба, изо всех сил приближавший эту войну] так старался выставить Германию – прежде всего в глазах собственного народа – невинной жертвой, а не агрессором».

И все ближе была кровавая дата – 28 июля 1914. Утром 25 июля 1914 года Германская пресса писала:

«Несмотря на опасность, что все мы окажемся втянуты в войну, люди аплодируют твердой позиции Австрии…».

А в Сербии, в это же время, «ходят слухи – соответствовавшие действительности – о дислоцирующихся на границе австрийских войсках, однако паники пока не было: сербы со своей неистребимой способностью смотреть на жизнь через розовые очки надеялись, что как-нибудь обойдется…»

Тогда, не обошлось…

.

101я годовщина: 7 комментариев

  1. Привет, Степаныч! Молодец, что читаешь. Сейчас это мало, кто делает. А уж найти того, с кем можно было бы обсудить ту или иную книгу, и подавно непросто.
    Я сейчас читаю Милана Кундеру «Смешные любови». Приобрел на и»Поле чудес» (местном) за 5 грн. Автор весьма неплох. И это мягко сказано. Он необыкновенно хорош… Впрочем, он переведен на все языки мира и считается самым крупным писателем конца 20-го века.

  2. На жаль. Степанич я не читав цю книгу і мабудь найближчим часом не прочитаю.Але ви своїм блогом дійсно передали основний зміст,який прекликається з сьогоденням. Так, дійсно,якщо сильні мира сього починають бряцкати зброєю, то в кінці кінців вона почне стріляти. Напевно нам требу бути готовими до великої війни.Напевно…але товтологія..бути готовим до війни…до неї не можно бути готовим…це все одно, що бути готовим вмерти…Який вихід?

  3. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.»

  4. Россияне ,в плане организационном,немцам и в подмётки не годятся!Поэтому проигрыш в противостоянии с Западом им гарантирован,оккупируют они Украину,или нет.Другое дело:выйдет-ли Россия из поражения с честью?Нет,не выйдет.Станет-ли Украина достойным государством?Безусловно!Но при условии,что у нас появится власть, не кучка хамовитого ,безмозглого ворья,которое уже 24 года издевается над Украиной.

  5. Слай, привет! Я бы не сказал, что нас — любителей почитать, так уж и мало. Помнишь, мы и здесь тоже разные книги обсуждали.
    «Смешные любови» не читал, попробую найти. Правда, я сейчас больше в электронном виде читаю, чем в бумажном — поищу в инете! Спасибо за наводку )

  6. Так самое же страшное не в самом бряцании оружием правителей — это всегда было, больше или меньше. Страшно, когда когда это народу начинает все больше нравится. Народ сначала заводят и натаскивают, как бойцовского пса перед боем. Вопрос, на кого он потом эту злость и агрессию выплеснет.
    Особенно, когда вводят в раж со всех сторон и планомерно. Это и политики (с этими все ясно), и придворные журналисты (особенно если других не остается) и т.н. творческая интеллигенция, обласканная властью…
    А уж когда и церковь (особенно набирающая силу и влияние) присоединяется к процессу, совсем тоскливо становится. Вот например, 1914 год, Германия:

    «Католический архиепископ Фрайбурга в проповеди называл войну Heimsuchung – испытанием, которое Господь посылает верующим. Один капеллан призвал во всеуслышание: «Бушуй по всей Германии, великая освободительная война! Спали дотла всю гниль и заразу, исцели язвы на теле немецкого народа, и да вырастет на пепелище новая раса, исполненная благоговения перед Господом, преданности долгу и братской любви!»
    Австро-венгерский епископ Секауский пребывал в радостном убеждении, что война послужит духовному возрождению: «Настанет конец безбожию, неверию в Христа и конец большой политике без оглядки на религию»».

    А вот, 2015, Россия, Отец Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества:
    ««Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться: армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых „хомячков“ вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми.» (протоиерей Всеволод ЧаплинРусской Службе Новостей)
    «Никто не пойдет умирать за рынок, никто не пойдет умирать за демократию, а необходимость умирать за общество, за его будущее всегда, рано или поздно, возникает. Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава богу, не будет. Почему я говорю „слава богу“ — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет.» (отец Всеволод Чаплин, Эхо Москвы).
    Как говорится, найдите разницу…

Добавить комментарий