«У меня растут года»

Скоро им, сегодняшним выпускникам школ, семнадцать. Где работать им тогда? Чем заниматься? Мы опросили учеников выпускных классов трех школ — Кировоградского коллегиума, окраинной городской школы №30 и бережинской средней школы. А еще поговорили с их сверстниками из профтехучилища. Мы задали молодым людям шесть вопросов: будут ли они поступать в вузы и куда, кем видят себя по окончании вуза, почему выбрали эту профессию или факультет, что знают о своей будущей профессии, как готовятся к поступлению и, напоследок, попросили помечтать, куда бы они поступали, если бы не были ограничены ни в средствах, ни в баллах? Сразу оговоримся: во всех учебных заведениях ситуация оказалась абсолютно разной: и с мечтами, и с подготовкой, и с выбором профессии.

«Инженером — хорошо, а доктором лучше»

На сегодняшний день почти все выпускники школ определились с тем, куда будут поступать. Из сорока двух опрошенных старшеклассников пока не выбрали вуз и факультет только двое. Остальные более или менее определились. Подавляющее большинство выпускников коллегиума и бережинской средней школы не только знают, куда будут поступать, но и представляют себе, кем хотят работать после окончания вуза. Из четырнадцати выпускников кировоградской школы №30 только четверо знают, кем хотят работать после вуза. Большинство из них собираются поступать в КГПУ, на психолого-педагогический факультет и факультет истории и права. Пятеро сказали, что собираются стать психологами, но не смогли ответить на вопросы, где сегодня нужны психологи, чем они вообще занимаются и сколько получают. Остальные аргументировали свой выбор просто: «Мне легко дается история» или «Люблю психологию» (в тридцатой школе преподают психологию, и, наверное, не последнюю роль в выборе факультета сыграла личность учителя).

Что касается остальных, то больше всего выпускников собираются стать медработниками. Из сорока двух опрошенных лечить людей планируют одиннадцать человек! Выпускники коллегиума собираются поступать в медуниверситеты: киевский им. Богомольца, одесский национальный, харьковскую фармакадемию. Что касается будущей профессии, то двое из них собираются поступать на факультет общей практики, одна девочка — на хирургию, одна — на фармакологию, одна — на педиатрию, есть здесь и будущий стоматолог. Надо сказать, все выпускники коллегиума, выбравшие профессию врача, понимают, на что идут. Все они знают, что учиться будут, как минимум, семь лет, знают, какую зарплату получает молодой врач, сколько работает и т.п. И речь ведь идет о коллегиуме, где углубленно изучают вовсе не химию и биологию, а иностранные языки! В администрации школы мне рассказали, что сами не понимают, в чем дело, — мол, в предыдущие годы в выпускных классах было разве что по одному врачу — в основном продолжатели врачебных династий. Такого врачебного бума ничто не предвещало.

И, тем не менее, это — не совпадение. Из двадцати двух опрошенных выпускников школы №30 и бережинской средней школы пятеро тоже собираются стать медработниками. Правда, уезжать учиться не планируют. Один бережинский мальчик собирается поступать в институт «Украина» на факультет физреабилитации и хочет стать массажистом, остальные — в медколледж им.Мухина. Большинство более или менее представляют себе будущую профессию. «Я хочу стать акушеркой, потому что моя мама работает акушеркой и любит свою работу. Это прекрасно — помогать ребенку появиться на свет. И эта профессия всегда будет нужна — во все времена и в любой стране», — объясняет ученица кировоградской школы №30.

Чуть меньше, чем врачей, среди сегодняшних выпускников будущих переводчиков и преподавателей иностранного языка. Две выпускницы коллегиума планируют поступать на факультет восточных языков в Киевский национальный лингвистический университет, остальные идут на иняз в КГПУ или институт Поплавского. На третьем месте, как ни странно, журналистика. Корреспондентами газет или ведущими телеканалов видят себя шестеро из сорока двух опрошенных выпускников. А вот технарей всего двое: один выпускник бережинской школы, который четко знает, что будет поступать в Черкасский строительный технологический университет на факультет «Эксплуатация строений и сооружений», и один выпускник школы №30, который собирается поступать в машиностроительный техникум. «Я с детства хотел быть строителем, мне нравится помогать на стройках, я смогу работать прорабом или начальником стройки. Эта работа всегда востребована, и можно нормально зарабатывать», — объяснил бережинский выпускник.

Остальные специальности встречаются по одному разу: хореограф, учитель музыки, специалист по гостинично-ресторанному бизнесу, турагент, инспектор (!), нотариус, дизайнер, дипломат, актер, программист…

«Пусть меня научат!»

Что касается подготовки к поступлению, то, как ни парадоксально, больше всего сил и денег тратят на это ученики коллегиума. Почти все (за исключением одной девочки) имеют репетиторов, большинство — по нескольким предметам, многие ходят на курсы для абитуриентов, почти половина зарегистрировалась на пробное ВНО. Никто из учеников школы № 30 не занимается с репетитором, не ходит на курсы, половина — готовится к ВНО самостоятельно, остальные не готовятся вообще — полагаются на свои знания. Половина выпускников бережинской школы ездят на курсы по подготовке абитуриентов в «Украину» и КНТУ, с репетиторами, опять же, никто не занимается. Правда, и задачи ребята ставят перед собой разные. Той же журналистике выпускники школы №30 собираются учиться в КГПУ или институте «Украина», а выпускники коллегиума — в университете Шевченко, Киево-Могилянской академии или Львовском национальном университете.

И дело не в деньгах, и даже не в знаниях. Для большинства выпускников школы №30 факультет «История и право» КГПУ и есть предел мечтаний. Нет, они вовсе не глупее своих сверстников из коллегиума или бережинской школы, которые писали, что хотели поступить в МГУ, МГИМО, Гарвард и Калифорнийский университет, просто практичнее. «Моя б воля, я бы учился в Англии, — пишет один из выпускников школы №30. — Поскольку там решается судьба всех и можно стать одним из тех, кто решает. Но время сейчас нестабильное. И я просто хочу уехать за границу, чтобы быть более-менее уверенным в завтрашнем дне». Кстати, вопреки стереотипу, «за границу» — в Варшавскую академию международных отношений — поедет поступать только одна ученица — выпускница коллегиума, которая четыре года факультативно изучала польский язык. Почему? Говорит, там это бесплатно и без блата…

Еще одна тенденция: если в городских школах принято оканчивать одиннадцать классов, то в бережинской СШ модно уходить после девятого — в ПТУ, техникумы, лицеи и т.п. В 2009 году в девятом классе здесь было двадцать пять человек, сегодня в одиннадцатом — восемь. Говорят: так принято. Мы зашли в девятый класс той же школы. Из двадцати четырех человек оставаться в школе планируют только семь. В городские школы и лицей перейдут два. Остальные уйдут в техникумы и училища овладевать профессией. И правильно сделают! По словам Татьяны Бугаевой, самые востребованные сегодня профессии — продавец, слесарь, столяр, сварщик, швея, электрик, парикмахер, маникюрщица, монтажник, повар, штукатур и т.п. Чувствуете тенденцию? Все эти востребованные и, кстати, хорошо оплачиваемые профессии высшего образования не требуют, только среднее специальное.

Школьники с профессией

Ученики старших курсов профессиональных училищ по возрасту — сверстники старшеклассников обычных школ. Но отличаются от своих ровесников более взрослым мышлением и более прагматичными взглядами на жизнь.

В качестве респондентов были выбраны учащиеся старших курсов Кировоградского высшего профессионального училища №4, в котором готовят рабочие кадры для промышленности: станочников широкого профиля, электрогазосварщиков, слесарей-ремонтников, электромонтеров, операторов станков с числовым программным управлением, слесарей по ремонту автомобилей, монтажников санитарно-технического оборудования, секретарей, операторов компьютерного набора, бухгалтеров.

Судя по общению с юношами и девушками из ВПУ №4, они реально оценивают свои силы-возможности. И уже сейчас более-менее отчетливо представляют, что будут делать после окончания училища.

Примерно половина из числа опрошенных учеников училища сказали, что будут поступать в университет. Все, кроме одного парня, — на заочную форму обучения. Чтобы, в первую очередь, работать, а потом — и получать высшее образование.

Ирина Кожухарь в ВПУ-4 приобретает навыки секретаря-оператора компьютерного набора. После училища собирается работать по своей специальности на одной из фирм, где ранее проходила производственную практику, параллельно хотела бы дальше учиться на деловода в Кировоградском национальном техническом университете (есть там такая специальность: «Документоведение и информационная деятельность»).

Ее сокурсница Алена Ощинская планирует продолжить обучение либо в КНТУ по такой же специальности — документоведение, либо в Кировоградском государственном педагогическом университете на учителя младших классов. Тоже заочно. Работать собирается на «Червоной зирке» секретарем. Уже наводила справки: на предприятии девушке сказали, что места будут, так что возможность устроиться на работу существует.

Будущий монтажник санитарно-технических систем Станислав Кароль после ВПУ будет устраиваться на работу по специальности, или на «Червоную зирку», или на «Гидросилу». (Он уже узнавал: на «Червоную зирку» в литейный цех нужны монтажники.) Планы по трудоустройству Станислав связывает только с крупными предприятиями: там официальное оформление с записью в трудовую книжку, легальная зарплата, начисление стажа — так спокойнее и стабильнее.

Сварщик Александр Бевза за время обучения в профессиональном училище проходил практику на «Элгране» и «Червоной зирке». На одном из этих предприятий он и хотел бы работать по окончании училища. Хотя профессия сварщика, специалиста ручной и полуавтоматической сварки, предоставляет возможность работать где угодно: на стройках, в автомастерских и так далее, молодой человек планирует устраиваться или на карьер, или на завод. Ему понравились условия работы на предприятии (где он трудился в качестве оператора сварочных автоматов и полуавтоматов с ЧПУ).

Слесарь по ремонту автомобилей Игорь Лещенко, наоборот, хотел бы работать где-то на мини-СТО. Если получится — планирует заочно учиться в КНТУ по специальности «Автомобильный транспорт».

Единственный из опрошенных старшекурсников ВПУ-4, кто собирается поступать в университет на дневную форму обучения, — Александр Костюков (сейчас учится на станочника широкого профиля). В его планах — получить высшее образование, так как с высшим образованием проще построить карьеру, есть шансы не вкалывать всю жизнь простым рабочим. Но после окончания университета Александр собирается уезжать из Украины. «Если все будет хорошо, уеду в Германию, — говорит молодой человек. — Там живут родственники, они помогут трудоустроиться. Даже если не получится выехать в Германию, поеду в Россию. Уезжать нужно в любом случае. Какие перспективы в Кировограде, в Украине? Заводов мало. Когда я проходил практику на предприятиях города, то видел, что в цехах за станками работают преимущественно станочники старшего возраста, молодых — намного меньше. Может быть, и говорят, что сейчас профессия станочника востребована, но все равно при таком уровне оплаты труда (для “новичков” — 1500-2000 гривен. — Авт.) перспектив я не вижу»…

Ольга Степанова, Александр Виноградов, «УЦ».

«Слава Богу, не юристы и экономисты!»

Комментарий специалиста:


Татьяна Бугаева
, начальник отдела организации профориентации областного центра занятости:

— Если говорить о специалистах с высшим образованием, то сегодня востребованы все технические специальности: инженер, конструктор, технолог и т.п. Очень жаль, что так мало детей собираются этому учиться. Что-то упустили в предыдущие годы… Сегодня (представляете?) в школах вообще не преподают черчение! Даже слесарь, умеющий читать чертежи, на вес золота. Особенно не хватает энергетиков, то есть с самого первого уровня: нет электриков, а специалистов-энергетиков вообще днем с огнем за любую зарплату не сыщешь.

В нашей области медработников сегодня катастрофически не хватает, особенно в сельской местности. Дай Бог, чтобы все эти дети не изменили своего решения. Проблем с трудоустройством у них, конечно же, не будет. Провизор и стоматолог — менее востребованные специальности, но все равно такие вакансии всегда есть, а педиатр, врач общей практики, медсестра, акушерка, фельдшер — это специалисты, которых с руками отрывают. Другое дело, что сегодня молодые люди часто не выдерживают нагрузки — уходят с работы врача, но за семь лет, пока они будут учиться, многое может измениться. То же касается медсестер, фельдшеров и акушерок. Вакансии будут — дай Бог, чтоб дети захотели работать.

Переводчики… Несколько лет назад они были очень востребованы. Сегодня работодатели делают ставку не на переводчиков, а на специалистов со знанием языка: инженер со знанием иностранного языка на вес золота, журналист, менеджер, врач — да кто угодно! Понятно, что переводчик с японского без работы не останется. Что же касается немецкого, английского, то тут гарантировать работу можно только синхронным переводчикам — а это большой труд и большой талант…

Журналист, дизайнер, программист — это в первую очередь дар. Меня всегда удивляет, сколько выпускников хотят стать журналистами. Я пятнадцать лет работаю в центре занятости и за это время видела две вакансии журналиста. Я понимаю, что местные СМИ существуют, что там кто-то работает, но людей туда набирают не по образованию, а по умениям! Очень хотелось бы, чтобы будущие журналисты это понимали. Я склоняю голову перед ребенком, который хочет стать программистом. В нашей стране программистов очень не хватает, в лучшем случае есть сисадмины, которые умеют переделать программу под себя. Надеюсь, он останется тут — в Украине. Дизайнер дизайнеру рознь. Дизайнер, знающий архитектуру, всегда будет востребован. Ландшафтный дизайн или дизайн интерьера в нашей области пока не нужен. Но, может быть, будет нужен через пять лет…

Что касается психологов, то нельзя сказать, что это вообще невостребованная профессия: психологи есть в каждой школе, в идеале любое крупное предприятие должно иметь собственного психолога — не могу сказать, сколько имеют. Но вакансий психолога я никогда не видела. Зато человек с таким образованием может найти работу в смежных областях: в социальной сфере или на предприятии — менеджером по персоналу. То же самое касается выпускников «Истории и права» — это хорошее гуманитарное образование. В Украине сегодня очень не хватает квалифицированных экскурсоводов — вот вам и ниша для выпускников истфака.

Что касается всех остальных, то единицы всегда пробьются. Слава Богу, нет нашествия юристов и экономистов. Один нотариус, безусловно, нужен, а если он будет хорошим нотариусом, то нужен вдвойне!

«У меня растут года»: 11 комментариев

  1. Проблема выбора профессии школьниками лежит в недостаточном раскрытии этого вопроса учителями. Что видят сейчас школьники? Что врачам нужно обязательно дать взятку (и думают: «ага, врачами быть выгодно — всегда есть деньги»). Что психолог только говорит о жизни с учениками («ага, тут вообще учеба шаровая — только болтать нужно научиться»). Что переводчики работают в посольствах или с иностранцами («ага, так вот как я из страны съеду»).

    Но ребятам не рассказывают о тенденциях развития разных сфер в городе, области, стране. Не рассказывают какие профессии сейчас действительно востребованы. Не рассказывают варианты карьерной лестницы. Не видят к чему склонны дети в школах. Точнее, видят, но не обращают внимания.

  2. Меня поразило то, что молодым людям не нравится зарплата простого рабочего 1500 — 2000 гривен. Кстати, такая зарплата не только у новичков, но и у многих аксакалов с 30 — летним стажем ! Что же им делать ? Кстати, те молодые, которые рядом со мной работают, многие учатся заочно в ВУЗах. Не из любви к знаниям, конечно, а чтобы потом стать начальником, хотя — бы небольшим. Такая вот хитрожопая психология у многих обычных людей. Ведь все не могут быть начальниками, это очевидно ?

    О психологах. Они в наши времена не только учат справлятся с душевными проблемами. Но и учат, как убивать, и не испытывать особых угрызений совести (военные «психологи»). Также советуют, как расположить товары в супермаркетах, чтобы их быстрее купили. Советуют, какую музыку включить в магазине, чтобы «!возбудить» пукупателя на покупку. Даже в том случае, если товары неизвестного качества. Это попахивает проституцией, а не психологией.То есть психологи уже не те, что раньше…

    Н — да, а вы не забыли, то, что я писал раньше ? Почему у простого рабочего такая маленькая зарплата ? Потому что на каждом, наверное, предприятии понабирали «своих» людей, чьи — то зятья, кумовья, сыновья, которые есть нахлебники, и без которых можно обойтись. УЦ, не забывайте, рабочих объедают не только миллионеры, которые назначают себе огромные зарплаты, но и такие вот протые «свои» люди. Какая разница для простого трудяги, кто его объедает — один миллиардер или миллион «своих» людей ???

  3. Дети сами не очень представляют, куда им податься. Там мало платят, там не престижно, а то зазорно. А вот в России профессия ветеринара, например, очень востребована, но что-то не очень хотят дети идти в ветлечебницы работать. Да и вообще сейчас вся молодежь, в основном, желает быстрых денег без особых усилий. А работать……. :scratch:

  4. Я считаю, что виноваты в этом 4 стороны:
    1. Родители не могут найти время, чтобы нормально обсудить эти вопросы с ребенком.
    2. Учителя как-то мало заинтересованы, чтобы правильно направить учеников. Высокие результаты на выпускных экзаменах — да. А что дальше — мало интересует.
    3. ТВ и СМИ. Пиарится только шоу-бизнес, политика и криминал.
    4. Власть, которая также не уделяет внимание вопросам правильного настроя у выпускников.

    Почему бы не проводить лекции для школьников в 7-8-9 классах, где докладчиками будут работодатели и специалисты из разных сфер?

  5. Почему бы не проводить лекции для школьников в 7-8-9 классах, где докладчиками будут работодатели и специалисты из разных сфер?

    Просто поразительно, почему такая мысль не приходит в голову Президенту и правительству ??? А ?

  6. Совершенно, с Вами Кировоградец, согласна. Но есть еще один факто, не маловажный — это финансовое состояние семьи. Даже если ребенок и пожелает поступить в то или иное учебное заведение, то родители не всегда могут потянуть такое обучение. А еще хотелось бы понять, как можно устроится на работу после учебы, если везде требуют 3 года рабочего стажа? опять молодежь отсекают.

  7. «Меня поразило то, что молодым людям не нравится зарплата простого рабочего 1500 – 2000 гривен. Кстати, такая зарплата не только у новичков, но и у многих аксакалов с 30 – летним стажем !»

    Дык,аксакалам она тоже не нравится…что ж тут странного???

  8. Интересно, а где это в Кировограде так требуются энергетики? У меня мама имеет и образование, и 20-летний стаж, предлагают те же 1000-1500 грн.

  9. Олег говорит:Потому что на каждом, наверное, предприятии понабирали «своих» людей
    ———————————————————
    Совершенно согласна, потом 1 человек работает, а 10 за его работу зарплату имеют.

  10. Для несостоятельных семей есть разные льготы. Плюс гос.места. Да и вузов с разными ценами много. А вот в США родители на образование ребенку начинают собирать деньги еще за несколько лет до поступления.

    Насчет 3-летнего стажа — это официоз и архаизм (если я правильно употребил эти понятия ;)). Толковый руководитель возьмет перспективного молодого бойца к себе в штат, если увидит, что тот желает работать, развиваться и учиться дальше. А если руководитель не толковый — то зачем к такому устраиваться?

  11. Выбор профессии должен основываться на знании собственных интересов.
    Я, как мать двоих детей, могу сказать, что никогда не навязывала свой выбор детям. Я им рассказываю, что работу надо выбирать не по прибыльности, а по душе. Ведь, когда человек не любит это, деньги будут и не в радость.

Добавить комментарий