Запад нам поможет

ЗЕМЕЛЬНУЮ РЕФОРМУ ПОДДЕРЖАЛИ ШТАТЫ

Довелось на днях побывать в Днепропетровске на большом сеансе развенчания мифов об украинской земле и американском влиянии на процессы в Украине. Казалось бы, вещи не такие и совместимые? Отнюдь.

Для начала один из самых известных специалистов в сфере земельных отношений в Украине Павел Кулинич, старший научный сотрудник Института государства и права имени В. М. Корецкого, камня на камне не оставил от популярнейшего на Кировоградщине мифа об эталоне чернозема. У нас многие любят рассказывать, что в Париже хранится как эталон чернозема образчик кировоградского грунта. На самом деле знаменитый почвовед Василий Докучаев привез на парижскую выставку 1889 года куб чернозема с самым высоким содержанием гумуса. Вероятно, он взят был где-то в Полтавской губернии, во время известной полтавской экспедиции ученого. Так вот, после выставки никто куб забирать домой не стал — этого добра в Российской империи было миллионы гектаров. Французы не знали, что с ним делать, и отдали не в музей эталонов мер и весов, а в Природоведческий музей Сорбоннского университета, где он и хранился, покуда во время студенческих волнений в Париже 1968 года студенты… не использовали его в качестве материала для баррикад. И все.

Другой миф имеет отношение и к современности. Многие боятся, что после начала свободной продажи земли ее, благодатную, скупят иностранцы и будут вывозить эшелонами к себе, как немцы во время оккупации. Немцы, действительно, вывозили землю, наносили ее на свои малопродуктивные нечерноземные (подзолистые) почвы. Через 10 лет ученые исследовали, к чему это привело. А к тому, что завозной украинский чернозем деградировал до исходного уровня тех малопродуктивных земель, ничего не дав. Поэтому никто не будет ничего вывозить — научно обосновано, что это глупость.

Обо всем этом рассказывали на презентации нового проекта Агентства США по международному развитию — USAID. С организацией этой тоже связано немало мифов. Некоторые не очень далекие политики утверждали, что через нее Штаты «экспортируют цветные революции», и нашу оранжевую в частности. Реально через USAID в Украину вложены сотни миллионов долларов, 1,7 миллиарда, если быть точными. Но на какие вещи?

А, например, на зеленый туризм. До американской программы в Украине о нем и не слыхали. Лишь благодаря масштабной поддержке и пропаганде по всей стране у нас сегодня работают тысячи усадеб в живописной сельской местности, где отдыхают туристы-горожане, удя рыбу, катаясь на лошадях, лепя горшки из глины, питаясь блюдами украинской кухни из экологически чистых продуктов. Это и есть зеленый туризм, популяризированный у нас USAID.

Благодаря много лет работавшей бесплатной информационной линии для предпринимателей десятки тысяч украинцев открыли свое дело, получали любые бесплатные консультации — как открыть бизнес, как вести его и развивать. Условно говоря, туда звонили люди, желавшие открыть, скажем, сапожную мастерскую, и им рекомендовали, как это сделать лучше: регистрировать не ЗАО, а частное предпринимательство, оформляться на единый налог, а не на общие основания и т.д. Помощь в становлении нашего бизнеса они оказали колоссальную.

Много американцы помогали и помогают независимым СМИ, и «УЦ», в частности, тоже.

И вот теперь USAID запустило новый проект на 20 миллионов долларов, рассчитанный на 5 лет, для помощи в становлении украинского цивилизованного рынка земли. Называется проект «Агроинвест» и по целям вполне совпадает с позицией действующей власти касательно земельного рынка. Американцы также за продажу земли.

Проект масштабный, имеет несколько направлений. Первое — разработка стратегии реформирования всего агропромышленного комплекса, совместно с правительством и организациями сельхозпроизводителей и землепользователей (их 102 в Украине).

Проект начинает серьезную работу с банками. В Украине более 160 крупных банков, и лишь 20 из них как-то работают с сельхозсектором. И то это ничтожно малое сотрудничество. «Агроинвест» ставит задачу ознакомить банки, кредитные союзы и т.д. с инструментарием кредитования села, механизмами оценки рисков в таком кредитовании. Одновременно работа будет вестись и с желающими кредитных денег фермерами и прочими — как правильно составить убедительный для банка бизнес-план и т.д.

Большое внимание будет уделяться кооперативам и прочим объединениям производителей сельхозпродукции. Самой большой проблемой малого и среднего аграрного бизнеса в USAID считают отсутствие механизма выгодного сбыта продукции ее производителями, что лишь кормит посредников-перекупщиков. Это направление будет не только консультативным. «Агроинвест» готов давать живые деньги. Например, молочным кооперативам на покупку оборудования для первичного охлаждения молока, что очень важно для его продажи за нормальные деньги. Средства (до 25 тысяч долларов) будут выделять на таких условиях: молочный кооператив вкладывает 75%, остальное дает «Агроинвест».

Громадной проблемой Украины является отсутствие настоящих оптовых рынков для выращивающих продукты — таких, где у фермеров не скупают за бесценок, скажем, овощи, а предоставляют возможность выгодно продать свою продукцию. Сеть таких рынков в каждом районе и городе сможет выровнять страшный дисбаланс цен, существующих сегодня, когда фермер сдает выращенное перекупщику за гривню, а тот ее продает потом за пять. Запустить такие рынки, где рынок и фермер — партнеры, — цель проекта.

Предусматривается и консультативное направление работы «Агроинвеста». Запланированы и будут проведены тысячи тренингов как для малых и средних агропредпринимателей, так и для госчиновников, связанных с земельным и аграрным сектором, распространение информматериалов по всей стране и многое, многое другое.

Многие, конечно, стараются увидеть во всем этом коварные планы империалистов по захвату и скупке наших земель за бесценок. USAID не ставит таких целей, его цель — содействовать рыночным преобразованиям в стране, чем агентство и занимается уже 19 лет. Правительство США не имеет видов на наши черноземы. Но частная позиция специалистов «Агроинвеста» такова: чем больше покупателей, тем выше будет цена украинской земли. Отсекая иностранцев, сокращаете количество покупателей. Но законодательно Украина уже определилась — иностранцам продавать запрещено. USAID в это не лезет, к принятию законов отношения не имеет и согласно с такой позицией украинских властей.

Хотя в самом законодательстве специалисты видят немало непростых моментов, несовершенство проработки. Например, отсутствие приоритетного права покупки земли соседями, которое существует во всем мире и способствует консолидации земель. Или приоритет покупки земли государством: вот скупит оно земли, а что будет с ними делать дальше — стратегии нет. Есть большой конфликт между нормами закона о рынке земли касательно банков. С одной стороны, они не имеют права владеть, с другой — при непогашении кредита банк отбирает землю и может полгода ею владеть до продажи и т.д.

Но главной проблемой Павел Кулинич считает элементарную техническую. Уже сейчас известно множество случаев, когда реально существует 1 гектар земли, а документы на него выданы пяти разным владельцам. Как делить, чтоб никого не обидеть? Многие документы на землю оформлены еще в середине прошлого века, когда не было GPS, размеры участков определялись очень несовершенно и с большой погрешностью. Специалисты «Агроинвеста» прогнозируют множество проблем и конфликтов, так сказать, «за межу». Но будут помогать их решать.

Первые офисы «Агроинвеста» открываются в регионах — в Виннице, Крыму и Днепропетровске. Собственно, потому и позвали кировоградцев на его презентацию в Днепропетровск — Кировоградщина к нему будет относиться. Хотя в перспективе — открытие офиса или создание с местными инициативными партнерами представительства и в Кировограде.

«Агроинвест» предполагает масштабные информационные кампании среди разных слоев заинтересованных в аграрной реформе людей, так что мы еще не раз о нем услышим.

Геннадий Рыбченков, «УЦ», Днепропетровск — Кировоград.

Запад нам поможет: 4 комментария

  1. К вопросу Запад-Украина
    из последних новостей,а подобных-море
    «Первым и главным заявлением «помощника заместителя» Аппатурая стали слова о разочаровании руководства НАТО недавними политическими событиями в Украине. При этом он пригрозил, что страны-члены НАТО «могут обсудить данные события в контексте выполнения украинской стороной ежегодной национальной программы сотрудничества Украина–НАТО на 2011 г.». Г-н Аппатурай при этом сообщил как именно, а точнее где Украина могла бы «загладить» свою вину. В этой связи он озвучил инициативу США пригласить президента Януковича на весенний саммит НАТО по Афганистану, «где украинским коллегам будет предложено рассмотреть возможные варианты вклада Украины в проводимые НАТО операции».

  2. Все это прекрасно. Но не надо забывать, что благими намерениями дорога в ад вымощена. Задача амеров, оф коз, не помощь нашим фермерам. Вероятнее всего все как обычно. Рассорить с Россией и окружающими соседями, создать очередную проблему, как дележ земли. Это позволит держать народ в напряжении и при случае выводить на демонстрации или рулить голосами на выборах, если правительство Украины будет неугодно юсерам. Читайте новости и сопоставляйте: Юлю судят, а чернобыльцы и афганцы раду штурмуют. Так и с землей. А скупать землю им незачем. Если надо, то чиновники марионетки даром отдадут.

  3. Бывший дипломат Ес от Литвы Палецкис говорит:
    «— Ситуация, сложившаяся в украинском обществе, чрезвычайно напоминает положение дел в Литве в то время, когда наша страна добивалась вступления в ЕС. Украинская элита демонстрирует слабость и несамостоятельность, особенно в вопросах внешней политики. На государственный курс Украины РЕШАЮЩЕЕ влияние оказывают ВАШИНГТОН и БРЮССЕЛЬ, поскольку страна не обладает собственной концепцией общенационального развития.»

  4. К вопросу о продаже земли Украины.
    Вместо эпиграфа «…Земля – национальное богатство! …Товаром должно быть все, что произведено или добыто руками человека или машины!»
    1. Потенциальные последствия от снятия моратория на продажу земли.
    Появляются реальные объективные возможности и проблемы в обществе, а именно:
    — Скупка, как перевод земли в частную собственность, а значит и возможность распоряжаться ею по единоличному усмотрению владельца этой земли.
    ** Определение вида и способа ее использования. Причем не всегда совпадающего с необходимостью и интересов общества.
    ** Реальная заинтересованность большей части возникших после скупки земель новых владельцев ее перепродажи, в том числе иностранным покупателем на спекулятивной основе. Объективным следствием чего, будет законный захват территории через возможность заселения иностранцами, как дешевой рабочей силой на уже иностранных производствах.
    ** Как следствие предыдущих возможностей, отток большей части финансовых доходов за рубеж, резкое падение материальных доходов населения, углубление проблем питания местного населения из-за низкой покупательной способности, создание объективных условий для деградации всего общества.
    ** Создаются реальная возможности у частных землепользователей и их объединений влияния на развитие промышленности, экономики, науки и пр., в своих интересах, игнорируя интересы общества.
    ** Резко сокращается реальная, объективная возможность у большинства населения обеспечения условий своей жизнедеятельности, за счет резкого сокращения возможности деятельности на земле.
    ** Создаются реальные условия уничтожения села, как системы жизнедеятельности людей, с естественным прекращением выполнения селом создания условий деятельности и развития общества, как естественное, объективное следствие своей жизнедеятельности.

    2. Причины заинтересованности определенного круга населения в снятии моратория на продажу земли.
    ** Реальная возможность быстрого обогащения, за счет спекулятивной деятельности перепродажи земли внутри государства и в основном , иностранным гражданам, играя на разнице стоимости земли у нас и за рубежом.
    ** Реальная возможность контролирования рынка продукции произведенной на земле и цен на эту продукцию в своих интересах.
    ** Создается реальный механизм концентрации земель в финансовых структурах, через искусственное создание условий банкротства мелких и средних землепользователей, с последующей спекуляцией в своих, а не общественных интересах.

    3. Некоторые предложения для модели организации пользования землей обществом в Украине.
    Мало показать народу ужасающие последствия снятия моратория на продажу земли, надо предложить модель механизма обеспечивающего порядок использования земли в интересах всего общества. Тем более, сегодня в мире назревает ситуация, что кто будет иметь и использовать землю по назначению, тот «будет владеть миром». Важность недопущения разрешения процесса распродажи земель « с молотка», состоит и в том, что все земли в Украине, реально проданы и получены в аренду, причем с регулярной оплатой этой аренды, притом, что уже годами она не обрабатывается. И еще, сегодня усиленно происходит транспортировка плодородного слоя почвы земли за границу через морские порты и железнодорожный транспорт.

    Предложение общей концепции организации пользования землей обществом в Украине:
    — Земля, недра, воздух принадлежат всему народу Украины.
    —Народ, как единое общество, делегирует полномочия распределения и контроля за использованием земли государству.
    — Государство есть арендодатель земли с возможностью пожизненного наследуемого пользования ее лицам и организациям имеющим желание ее обрабатывать в соответствии и согласно законов Украины.
    — Государство берет на себя функцию контроля над использованием и сохранением плодородия земли. Нарушение этих законов и технологий есть первоочередной причиной для принудительного прекращения условий договора аренды и других санкций, согласно действующих законов Украины.
    — Государство выступает гарантом перед финансирующими структурами, инвесторами и другими структурами обеспечивающих начало и развитие деятельности хозяйственных и производственных структур в интересах своего производителя и интересах своего общества.
    — Контролируя соблюдение правил использования земли, в целях сохранения и улучшения ее качества, как главной, жизне определяющей ценности всего общества, в то же время государство создает все условия для возможности проведения таким действий производителем.
    — Инвестор, в том числе иностранный, должен иметь право на получение возврата вложенных средств, согласно договорных обязательств, при гарантии государства в денежном или товарном выражении, без возможности выкупа в свое частное владение.
    — Как вариант максимального полного использования возможностей деятельности на земле и сохранения ее основной структуры — села, как системы жизнедеятельности людей в интересах создания условий развития всего общества, предлагается модель организации деятельности на земле, как единой системы.
    Основные структуры этой системы:
    • Координационный центр, как структура организующая и обеспечивающая создание условий начало организации и развитие всей системы.
    • Создание системы коопераций с привлечением к участию в деятельности всего трудоспособного населения и во взаимодействии с существующими производителями и заинтересованной частью городского общества.
    • Как обязательное условие, структуризация села, как системы самоуправления на демократических началах, при взаимодействии с существующими государственными структурами и законами Украины.
    • Изначальное планирование общей структуры системы на основании объективных научных экономических, математических, общественных, философских законов организации и развития общества.
    При этом, сами хозяйственно производственные структуры этой системы и их связи организуются на добровольной взаимовыгодной основе и могут иметь все возможные масштабы и формы собственности, не противоречащие интересам общества и системы.

    Руководитель общественной организации «Возрождение села»
    автор моделей организации деятельности села
    Литвиненко Алексей Федорович . г. Одесса тел. 0671825110
    litvinenk1@ rambler.ru nasheselo.pp.ua

Добавить комментарий