Взрослая жизнь Детского дома

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Совсем в других условиях живут и приобретают первый опыт взаимодействия с окружающим миром дети, лишённые родительской заботы.

Начало взрослой самостоятельной жизни – непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям-сиротам и выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Покидая Детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются абсолютно неготовыми к жизни, и у них начинаются проблемы: получая материальную поддержку от государства, они ведут иждивенческий образ жизни, нередко страдают от алкогольной зависимости, даже совершают правонарушения. Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. И вина здесь не воспитателей интернатов, которые желают добра своим подопечным, а, скорее, самой интернатной системы, которая сложилась в достаточно стабильном советском обществе и не претерпевала сколько-нибудь значимых изменений вплоть до нашего времени.

Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что родившиеся и выросшие в таких семьях дети, помнящие первые (далеко не самые лучшие) годы своей жизни, составляют «группу риска». Но специфика психического, или точнее психологического, развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по принципу «плохой» – «хороший». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, о которых часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

В Кировограде к решению этой проблемы подошли по-новому, переняв положительный опыт европейских стран и адаптировав его к украинским условиям. В 2007 году начал работу первый Детский дом нового типа «Наш дом». Вот уже почти шесть лет он существует, развивается и выполняет возложенные на него функции. Дети, которые здесь проживают, воспитываются иначе, нежели в традиционных интернатах: тут они сами учатся готовить себе еду, заботятся о своем внешнем виде, поддерживают порядок в собственной комнате и доме, сами делают покупки в магазине. Все воспитанники учатся в обычных школах, посещают кружки, спортивные секции – в общем, живут обычной детской жизнью. И каждый здесь имеет не только возможность, но и право участвовать в жизни всего дома, принимать важные решения и проявлять инициативу. Как тут не научиться быть самостоятельными и ответственными!

Об успехах, проблемах и просто о жизни этого проекта мы ведём разговор с первым директором, организатором и идейным вдохновителем системы «домиков» (именно так называют воспитанники и воспитатели свой новый дом) Сергеем Покидовым.

– Сергей, как прошли эти первые годы жизни «домика»? Что запомнилось больше всего?

– Поначалу было больше проблем, чем успехов. Дело новое, никто и никогда в Украине этим не занимался, опыта не было ни у нас, ни у властей, которые не знали даже, как нас оформлять. Создать «домик» удалось благодаря проекту, реализацию которого начал всеукраинский благотворительный фонд «Благополуччя дітей» при финансовой поддержке немецкого христианского фонда, польского товарищества «Наш дом» и инициативе Кировоградской городской администрации. Да и в Кировограде неравнодушных людей, готовых помочь, было очень много. И это не только крупные спонсоры, люди просто приходили и приносили, у кого что есть… Ремонт, мебель, бытовую технику оплатили европейские организации-партнеры и местные спонсоры, вот так и открылся первый «домик» в районе улицы Героев Сталинграда. Идея такого заведения подразумевает, что на каждого воспитателя приходится 2-3 ребенка, с которыми они будут постоянно работать, совместно решать проблемы и готовиться ко взрослой самостоятельной жизни. Даже высшее учебное заведение после окончания школы они должны выбирать вместе. Воспитатели закреплялись за детьми по обоюдному согласию. Наши воспитанники, помимо учёбы, должны уметь правильно расходовать средства, планировать свой бюджет, посещать различные кружки и спортивные секции. Однако их надо было приучать к элементарным вещам: готовить еду, убирать за собой. Последнюю проблему пришлось решать кардинально: многие наши воспитатели работали тогда на психологическом факультете одного из ВУЗов города. Вот нам и пришла в голову мысль стимулировать уборки достаточно необычным способом: мы попросили двух наших студенток под видом представителей санстанции прийти к нам «на проверку». Девчонки, переодевшись в белые халаты, нагрянули «внезапно» и устроили фирменный разнос. Даже я, зная всю подноготную, почувствовал себя неуверенно. А когда они «позвонили» своему начальнику и сообщили, что «домик» надо закрывать из-за грязи и беспорядка, то у детей был просто шок. Ведь им предстояло вернуться в интернат! После этого никаких проблем с уборкой не возникало, наоборот, приходилось останавливать некоторых особо ретивых блюстителей чистоты. А как-то раз, в самом начале, мы выдали им деньги на покупку продуктов и разрешили самим выбирать всё, что хотят. «Сникерсы» и мороженое на завтрак, обед и ужин быстро научили правильно формировать бюджет кухни!

Сейчас «домиков» два, через наши руки прошло более 60 детей, треть из них была усыновлена, столько же перешли жить к приёмным родителям, некоторые вернулись в свои родные семьи. А вот судьба остальных пока не решена, трое прошлогодних выпускников сейчас живут с нами. Это главная проблема. Но мы её решаем. На сегодняшний день благодаря спонсорам мы арендовали квартиру для выпускников (в дальнейшем планируем купить), где они смогут жить. Кстати, наши американские партнёры и спонсоры готовы помочь в покупке квартир для наших детей, но они ставят одно условие: часть денег на квартиру должна быть заработана самостоятельно. Для этого они готовы помочь с поиском работы, готовы даже провести для ребят стажировку в Америке. Причём часть заработанных самостоятельно денег может быть меньше, чем половина стоимости квартиры, главное – продемонстрировать готовность и способность к самостоятельной жизни!

– Вопрос напросился сам собой: ты уже не директор «домика», а просто воспитатель. Почему?

– Причин несколько: во-первых, в ближайшее время в Днепропетровске, Николаеве, Донецке и Киеве будут созданы подобные заведения для детей (Сергей принципиально не называет «домик» интернатом. – Авт.). Мне придётся выезжать туда, подготавливать коллектив, проводить тренинги и вести консультативную работу, а также делиться опытом. Совмещать руководство «домиками» с такими поездками просто невозможно. А во-вторых, возникла новая идея: я планирую создание собственного предприятия, где будут работать выпускники и воспитанники «домиков». Да и процесс здесь уже налажен, основные проблемы фактически решены, так что оставлять это дело не страшно.

– Что это за новый проект? Каким образом вы планируете обеспечить своих ребят работой?

– Наши дети – хорошие! Но нельзя допускать, чтобы они паразитировали. Ведь, когда они получают всё бесплатно, они злоупотребляют этим и начинают считать, что эта «манна небесная» не прекратится никогда. У нас же с четырнадцати лет все хоть чуть-чуть, но работают. Три года назад мы установили правило, что каждый ребенок, достигший 14 лет, должен учиться зарабатывать свои собственные деньги. Начинали с Треста зелёного хозяйства. Мы официально, в соответствии со всеми требованиями законов, отправляли воспитанников убирать город и зарабатывать свои первые деньги. Понятно, что такая работа ни морально, ни материально не удовлетворяет, но она несёт воспитательную функцию. Я им сказал: «Ребята, у вас есть выбор: либо учитесь чему-то, либо вот так будете всю жизнь зарабатывать или воровать и попрошайничать». Мы вообще-то усиленно занимаемся профориентацией, даже скорее профессиональным определением, постепенно выясняя, кому что интересно, кто чем может заниматься. Первая у нас была Маша, она захотела стать парикмахером. Учась ещё в девятом классе, она пошла на годичные курсы парикмахеров (мы нашли спонсоров, которые оплатили эти курсы и приобрели все необходимые инструменты). В самом начале нашего проекта я общался с американскими меценатами, которые сказали, что могут помогать обувью, одеждой, но это их не устраивало. «Сапоги порвались – покупай, это не выход. Лучше дать в руки инструмент, и пусть работают». Потом определилась со своей будущей работой другая наша воспитанница – Вика. Она начала заниматься фотографией, и нам помогли оборудовать фотостудию, приобрести всю необходимую для профессиональной работы технику. Этот проект был поддержан американской компанией Ukietech, которая является постоянным партнером «Нашего дома». Это солидная американская фирма, которая занимается ІТ-технологиями и маркетингом в Чикаго. Они предлагают, чтобы мы стали их филиалом в Украине, и готовы предоставлять заказы на выполнение работ. Ещё одна наша подопечная, Наташа, занялась компьютерным дизайном, уже умеет качественно делать банеры для сайтов и даже начала выполнять реальные заказы. Недавно сделала банер для московской фирмы – им очень понравилось. А у нас в городе такого уровня работу, похоже, никто не делает! Кстати, в работе фотостудии задействовано несколько человек: кроме Вики-фотографа, фото обрабатывает на компьютере Наташа, Славик и Ира занимаются менеджментом, а Настя – профессиональным визажем. Уже подрастает «новое поколение сотрудников». Видя успехи своих друзей, наша молодёжь начала к ним тянуться и перенимать опыт. Мы им помогаем, вот купили новый компьютер для графического дизайна – пусть учатся. Пригодится! Вот это и есть новый проект. Главная его идея – обеспечить возможности к развитию самостоятельности.

Мы уже начали «зарабатывать». Ребята прошлись по школам и предложили свои услуги для изготовления виньеток для выпускников. Причём предложили свой, авторский дизайн, такого в городе нет нигде! Некоторые согласились, но с оплатой проделанной работы возникла проблема: мы же пока не зарегистрированы как предприятие. Но и её мы решили: на базе интерната нового типа для детей-сирот «Наш дом» создан одноимённый благотворительный фонд. Вот на его счёт и поступили благотворительные взносы от довольных качеством работы родителей выпускников. А фонд уже и закупает всё необходимое для работы.

К сожалению, существующая система не позволяет делать всё так, как нам хотелось бы. Если поначалу мы имели возможность сами закупать нужные продукты и одежду, то потом оказалось, что закон этого не предусматривает! А чтобы его изменить, необходимы изменения даже Бюджетного кодекса. Как ты понимаешь, это нереально. Сейчас всё нам завозят централизованно и без нашего участия. Вот раньше было так: как-то дали наши спонсоры всем детям по пятьсот гривен на одежду. Одна девочка пошла и купила себе шикарные сапоги, а когда похолодало, пришла просить новую куртку, а мы ей сапоги показываем: надевай их и ходи в старой куртке. Так воспитывалось умение распределять средства, а теперь этого механизма у нас нет. Однако надежды не теряем, будем и дальше помогать ребятам всем, чем сможем…

Алексей Гора, «УЦ».

Добавить комментарий