Вы нам звоните, мы вам напишем

ДП «Центргаз» разослало своим абонентам так называемые письма счастья – уведомления с прилагающимися к ним анкетами, смысла которых большая часть людей не разобрала, но заранее насторожилась. И их можно понять – изменения в коммунальной сфере для рядовых граждан почему-то чаще всего оказываются к худшему.

Насторожил также договор на поставку газа, опубликованный в одном из июльских номеров газеты «Диалог» и на официальном сайте ОАО «Кировоградгаз». В электронном виде документ занимает целых 14 страниц, даже просто прочесть его для рядового потребителя газа – уже подвиг. А уж о том, чтобы понять, о чем он… За разъяснениями мы обратились к организации, чьи реквизиты стоят под договором, – ДП «Центргаз».

— И анкеты, и публикация полного текста договора – необходимые нормы, установленные Нацкомиссией по вопросам регулирования и энергетики для работы предприятий вроде нашего, – отмечает директор «Центргаза» Константин Старовойт. – Для полноценной работы в правовом поле мы должны заключить с абонентами газовой сети договор на поставку голубого топлива. Ранее эти договора заключались в индивидуальном порядке, что усложняло жизнь и предприятию, и самим абонентам – нужно было явиться в абонотдел в начале года, выстоять очередь и так далее. Чтобы этого избежать, была выбрана другая форма – публичный договор. Относительно текста самого договора – этот вопрос нужно задавать не нам, а в Нацкомиссию, так как текст составлялся и утверждался ими. Он одинаковый для всех областей. Различаются только реквизиты предприятия-поставщика.

Чтобы было понятно, о чем речь: публичный договор – это одна из форм общественного договора, в которой сторона-инициатор берет на себя обязательство по продаже товара, предоставлению услуг или выполнению работ всем, кто к нему обратится. Опубликовав текст договора в СМИ, предприятие (в данном случае ДП «Центргаз») берет на себя обязательство поставлять газ по установленной цене всем своим абонентам. Но зачем в таком случае еще и рассылать «письма счастья»?

— Со своей стороны мы как предприятие-поставщик товара заключаем публичный договор со своими потребителями. А потребители со своей стороны могут либо принять условия этого договора, либо отказаться. Как абонент газовой сети может подтвердить свое согласие с договором? Он может заполнить вот эту анкету и принести ее в абонентский отдел или просто оплатить потребленный газ. Факт оплаты – подтверждение согласия с условиями договора. На юридическом языке это называется договор-присоединение.

– Если участие в публичном договоре можно подтвердить просто фактом оплаты, зачем эти анкеты?

— Такова процедура, ее тоже придумали не мы. Предприятие обязано действовать в рамках закона, опубликовав полный текст договора и предоставив потребителям возможность подтвердить свое согласие или отказаться как путем прямого действия, так и через уведомление-анкету.

– Многие восприняли эту инициативу в штыки по незнанию. Может, было бы лучше, если бы эти анкеты разносили контролеры, заодно разъясняя, что это такое и зачем ее заполнять? И сразу относили бы заполненные анкеты в абонотдел.

— У контролера имеется свой перечень обязанностей, главная из которых отражена в самом названии должности. Это контроль правильности показаний приборов учета газа.

– Кстати, о контроле показаний: с марта нынешнего года энергетики обязали людей сообщать в абонотдел показания счетчиков до 5 числа каждого месяца – это помимо контролеров. Нам кажется, что уже можно говорить о первых результатах этого нововведения.

— Это нововведение, с одной стороны, значительно облегчило нам учет потребления газа населением, а с другой, усложнило работу. Мы предложили несколько способов сообщать показания – по электронной почте, с помощью СМС и т.д., но большинство людей, конечно же, звонят по телефону. А технические возможности телефонных линий газовой службы ограничены.

– А насколько добросовестно люди отчитываются вам? Есть ли какие-либо меры за несоблюдение?

— Мер на самом деле никаких нет, но в целом могу сказать, что население добросовестно подошло к этому решению, большинство абонентов отчитываются в срок. А тем, кто решил, что это им не нужно, хочу еще раз напомнить – идя нам навстречу, вы сами себе упростите жизнь, минимизировав шансы того, что вам, например, будет начислен долг в результате какой-либо ошибки. Более того, хочу отметить, что эта норма действует не только у нас. На Западе, куда мы так стремимся, она повсеместна.

Последнее утверждение мы решили проверить сами, связавшись со знакомыми и друзьями, живущими в разных странах Европы. И вот что они рассказали.

Германия: «У нас главный энергоноситель – электричество, готовим мы на электроплитах, у многих дома электроотопление. Показания счетчика мы сообщаем оператору один раз в год, на их основании поставщик делает расчет ежемесячного потребления электроэнергии на следующий год».

Бельгия: «Показания снимаются один раз в год, делятся на 12, и каждый месяц мы оплачиваем равные суммы, независимо от отопительного сезона. Газ здесь дорогой, так что мы все привыкли к жесткой экономии, например, у меня дома во время зимы выставляется дневной и ночной температурный режим. Дневной – 20 градусов, ночной – 16. Так практически все бельгийцы экономят энергоресурсы, ну и свои деньги, естественно. Такой же принцип снятия показаний по электричеству».

США: «Здесь такого, что вы описываете, вообще нет. Обслуживающие компании автоматически снимают деньги со специального счета, главное – вовремя его пополнять. Так проще, потому что, если ты хотя бы на день просрочил платеж, будешь платить большой штраф. Но ты при этом можешь на специальном портале посмотреть и посчитать все свои платежи, все прозрачно и понятно».

Франция: «Счетчики не находятся в квартирах, контролеры из коммунальных служб всегда имеют к ним доступ и практически не тревожат людей. Контролер снимает показания дважды в год, исходя из них потом рассчитывается абонплата за каждый месяц».

Думаем, что вы, дорогие читатели, сами сделаете выводы из прочитанного.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Добавить комментарий