Высоцкий. Спасибо за что?

Первого художественного фильма о Владимире Семеновиче Высоцком ждали с нетерпением. Масштабная рекламная кампания, тайны относительно имени исполнителя главной роли только подогревали и без того огромный зрительский интерес. Еще бы: Высоцкий — личность культовая для многих миллионов. А угодить всем — нереально. Так, в общем-то, и получилось. Фильм вызвал как негативные, так и положительные отзывы.

В Кировограде картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» прошла с большим успехом. Как рассказала «УЦ» директор кинотеатра «Зоряний» Татьяна Краснощёченко, за две недели фильм посмотрело более 7300 человек. Таким образом, «Высоцкий…» стал самым кассовым на данный момент фильмом года в «Зоряном». Иностранные блокбастеры «Гарри Поттер и Дары Смерти-2», «Трансформеры-3», «Тачки-2», «Кот в сапогах», «Пираты Карибского моря: На странных берегах» собирали от 2200 до 3160 зрителей.

По словам Татьяны Краснощёченко, на этот фильм пришли даже те зрители, которые последние двадцать лет вообще не ходили в кино. Много было коллективных заявок от организаций, предприятий, школ.

Как уже говорилось, отзывы зрителей разнополярные. Кто-то хвалит, кто-то ругает. Это те, кто решился посмотреть фильм. Но есть и другая категория почитателей Владимира Семеновича — кто принципиально не стал идти в кинотеатр из опасений, что созданный авторами фильма образ Высоцкого не будет соответствовать образу ИХ Высоцкого. В их числе — братья Виталий и Дмитрий Капрановы, посетившие редакцию «УЦ» на прошлой неделе, главный редактор нашего еженедельника Ефим Мармер. «Хоть и сказано: “Не сотвори себе кумира”, Владимир Семенович — один из моих кумиров, — говорит главный редактор “УЦ”. — Высоцкий — часть моей жизни, он оказал огромное влияние на формирование моей жизненной философии. Опасения разочарования оказались сильнее ожиданий от фильма».

Директор Бюро металлического джаза «Берн», организатор в областном центре регулярных концертов Эдуард Гева фильм посмотрел, о чем не сожалеет, хотя впечатления остались неоднозначные.

«Я реально ждал выхода картины и пошел в кинотеатр сразу же на премьеру, хотел убедиться, насколько Высоцкий на экране соответствует действительности, — рассказывает Эдуард Гева. — Сразу скажу: обрадовало большое количество молодежи в зале. На моем сеансе был практически аншлаг. Мои знакомые потом ходили в кино в выходные, и то же самое — аншлаг на вечернем сеансе. Впечатления от фильма? Ждал чего-то такого большого и хорошего. По окончании картины вышел из кинотеатра на позитиве. Хорошо, что вообще сняли фильм о такой глыбе, как Высоцкий; хорошо, что много людей пошли в кино на имя “Высоцкий”. Но потом я начал анализировать уведенное и пришел к выводу, что, по моему мнению, в этом фильме Владимир Семенович показан не с той стороны. В конце 1970-х — начале 1980-х годов о том, что он употреблял наркотики, говорилось вскользь, и считалось, что таким способом его лечили от алкоголизма. Вроде как клин клином вышибают. Здесь же в фильме показано, что Высоцкий сидит на такой “системе”, что просто караул, но даже при смерти поехал на левые заработки в Узбекистан. Что возьмет для себя молодежь, увидев ТАКОЙ образ Высоцкого?..

Для меня коронная фраза фильма, конечно: “Мне и так на две затяжки жить осталось”, которую Высоцкий говорит полковнику КГБ. Кстати, в картине полковник КГБ показан чуть ли не главным героем, наряду с Высоцким. Понятно, в какой стране и за чьи деньги снимался фильм, кто у них находится у руля, но, к сожалению, даже здесь не обошлось без реверансов в сторону КГБ…

В главном персонаже мне не хватило эмоций. Грим хороший. Даже чересчур. Но нет эмоций. А Высоцкий на сцене, на съемочной площадке всегда был живой, эмоциональный. Здесь, к сожалению, эмоций Высоцкого я не увидел. Весь смысл Владимира Семеновича — его поэзия, его неповторимая подача материала. Был бы жив — он бы до сих пор собирал полные залы. И почему-то мне кажется, если бы он был сейчас жив, вряд ли прыгал бы на задних лапках перед властью…»

Известный кировоградский театральный режиссер Николай Горохов (сейчас работает режиссером-постановщиком областной телерадиокомпании) оценивал фильм не только с точки зрения сюжета, но и с технической стороны.

«Владимира Семеновича я слушаю давно, начиная с цикла песен к кинофильму “Вертикаль” — это 1960-е годы, — говорит Николай Горохов. — Откровенно говоря, меня всегда настораживают экранизации классических произведений и киноадаптации жизни определенных личностей, которые выходят за границы своего имени. Высоцкий — больше, чем поэт, больше, чем актер. Он стал знаковой фигурой своего времени, я бы даже сказал — духом времени, явлением нашей жизни второй половины двадцатого века. Поэтому сама идея снять фильм о Высоцком у меня вызвала определенные вопросы… Впечатления от картины — неоднозначны. Техническая сторона, в общем-то, удовлетворила. Во-первых, нужно отдать должное искусству гримеров, которые работали с “маской” Высоцкого. Понравились операторская работа, визуальные решения фильма. Картина снималась старой советской, я бы сказал — великой оптикой “анаморфот”, изобретенной нашими инженерами на “ЛОМО”. Такой же оптикой снимались все знаменитые советские полотна. Система линз «анаморфот» дает эффект широкого экрана. В противном случае такой эффект можно получить, применяя компьютерную графику, а это явление антихудожественное. Очень хорошо, до мелочей, в картине создан советский быт, это несомненная заслуга художников.

Актерские работы хорошие, но я бы не хотел оценивать игру актеров отдельно от основного “блюда”. В фильме абсолютно все должно быть подчинено одной цели.

Зачем фильм вообще? Вот здесь у меня большой знак вопроса. Я понимаю, о таком явлении эпохи, как Высоцкий, нельзя создать всеобъемлющее произведение. И, наверное, невозможно полностью раскрыть его образ в рамках полнометражного фильма. Но зачем рассматривать личность Высоцкого через его пагубную зависимость? Не знаю… Нельзя выдергивать из жизни какой-то отдельный эпизод, эпизод — больной для человека, эпизод, который, наверное, не характерен для его творчества. В этом ли раскрывается Высоцкий? В этом ли его суть? О чем фильм? О тех, кто рядом был? Вплоть до того, что и в КГБ — хорошие ребята?

Основные мои претензии — к сюжетной линии. В фильме не раскрывается Высоцкий-художник, не показано его творчество. Каждый художник понимает: когда плохо себя чувствуешь, когда испытываешь физическую боль, то не пишется и не творится. О каком творчестве может идти речь?

Поэтому я не могу однозначно сказать, хороший фильм или плохой. Что хорошего? Нас, стариков, картина обогрела воспоминаниями, напомнила то время и вернула в него».

В противовес можно привести мнение Татьяны Краснощёченко, которой фильм понравился без оговорок. Директор кинотеатра «Зоряний» считает, что в центре сюжета находится не наркозависимость главного героя, а предательство его друзей, давление на Высоцкого со всех сторон. И Никита Высоцкий (сценарист фильма, озвучивший главного персонажа) в первую очередь хотел показать не состояние отца, а причины: почему все случилось именно так.

В резюме — сухие цифры. С 1 по 11 декабря фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» посмотрело свыше 3,3 миллиона человек. Кассовые сборы за это время — больше $21 млн при бюджете картины $12 млн.

Подготовил Александр Виноградов, «УЦ».

Высоцкий. Спасибо за что?: 24 комментария

  1. Действительно, очень и очень неоднозначное впечатление от фильма.
    К качеству съемок вопросов нет, НО…
    Вместо живого, энергичного Высоцкого (при всех его жизненных проблемах) показали какого-то бесчувственного киборга со стеклянным взглядом, который не несет в себе никакого позитива, никакой мысли. То есть, извините, просто наркомана с гитарой.
    По этому фильму совершенно непонятно, почему ЕГО так обожали в СССР.
    КГБшники в фильме — вот цвет нации, вот соль земли — умные, благородные, великодушные, способные на поступок. Это на них должны были бы залы собираться. Но это другой разговор — это государственная политика России.
    Понимаю, что мой комментарий вызовет гнев многих, но хочется, чтобы сняли другой, более адекватный фильм про Владимира Семеновича, в котором основным было бы не портретное сходство с героем, а духовное.

  2. Если режиссер будет раскрывать полностью каждого своего главного героя, то это будет «Санта-Барбара»…и ни один продюсер не даст таких денег…
    И если бы было бы духовное сходство с самим бардом, то было бы сухо…
    ________________
    Согласен с Татьяной Краснощёченко, директором кинотеатра,
    на все 100%…

  3. Як тільки фільм почали показувати в кінотеатрах так всі зразу стали фанатами Висоцького….і старі, і малі…

  4. Да самого Высоцкого в этом фильме очень мало. Так, окружение.

  5. КГБисты оказались людьми, вот удивили. Я искренне смеялась.

  6. «Понятно, в какой стране и за чьи деньги снимался фильм, кто у них находится у руля, но, к сожалению, даже здесь не обошлось без реверансов в сторону КГБ»…-сомнительное утверждение,создатель фильма и особенно сын Высоцкого не прогибались под власть.Это уже продукт укр.пропаганды о диктатуре Путина,чтобы наши негаразды слаще воспринимались.

  7. Абалдеть, не встать. Alex признал существование у нас «негараздів». Как же так? Воспевать повсеместно святейших прдонов, исходить потоком гнева при малейшем упоминании их оппонентов и вдруг — «негаразди»…

  8. Воспевать повсеместно святейших прдонов, исходить потоком гнева при малейшем упоминании их оппонентов -приведите пример моего «воспевания».
    Когда Гуцалюк О.,в сотый раз,повторяла «жить стало лучше,жить стало веселей»-так она издевается над властью-я отвечал,что нынешнее правительство-камикадзе,учитывая те проблемы,которые оставили им апельсины,создал мировой кризис.Никакого процветания в таких условиях быть не может.Об этом говорили президент и премьер.Речь идет о выживании.А вот Тюлька другое дело.Не врите Виноградов.А посмотрите мои комментарии к Гуцалюк.

  9. И снова абалдеть. Апельсины (фрукты?) создали мировой финансово-экономический кризис. А я-то, глупый, думал, что причина кризиса — крах мыльного ипотечно-банкового пузыря в США. А оказывается, фрукты и там наследили. Alex, минус за оффтоп. если комментить — по теме

  10. более адекватный фильм про Владимира Семеновича
    Наверное, вы хотели сказать «другой фильм, чтобы режисер видел Высоцкого так, как я»

  11. Бедный Алекс. Опять заело пластинку. Тема про Высоцкого, а он снова про тюльку.

  12. Мне фильм не понравился. Какая то, непонятная мне чернуха. Зачем такая, завеса кто играет. Видно, что куча компьютерной обработки, и бред. Кому надо развенчать, идеал миллионов, я бы о своем отце такой правды не снял. Вдавится в причины того что, я не понял не хочу- со временем сам разберусь. Но я Воспитан на Высоцком, знаю наизусть , его песни и стихи. Просмотрел все фильмы с его участием. Он и его герои помогли мне стать в поступках мужчиной, и в выборе профессии- нет, я не Жиглов, скорей поручик Брусинцов. И на его песнях и фильмах я стараюсь воспитать своего сына. Для современного поколения, перед тем как показать этот фильм, необходимо, крайне необходимо было провести показ всех его фильмов, записей с концертов и программ, а затем показывать этот фильм. Ведь современное поколение Высоцкого толком и не знает. Политики в этом фильме я не увидел.

  13. Иван, если не ошибаюсь, по ICTV показывали «Место встречи» как раз в преддверии проката фильма. По российским каналам — вообще был вал документальных картин, хроник, художественных фильмов о и с Высоцким. Другое дело, смотрели ли их представители «современного поколения»?

  14. Это в России. Я считаю, что необходимо, было проводить тематические уроки в школах. Но, поэзия Высоцкого находится в разряде зарубежной литературы, в Украинской школе — мнение мое , нет слов. А ограничатся показом одного, до дыр заезженного фильма, по всем каналам это не работа, в преддверии полномасштабного показа, так разрекламированного фильма. Для меня В.С.Высоцкий будет жив всегда, но не в этом фильме!

  15. Интересно слушать или читать утверждения людей, что Высоцкий в фильме не такой, как был при жизни,а вы сами знаете какой он был. Многие великие поэты, художники, актеры в обычном быту хмурые и одинокие люди. Фильмы, программы, концерты — это не то, дома человек совсем не такой. Поэтому судить о характере не зная лично человека, только по его ролям, нельзя.

  16. 2 Karandash 22.12.2011 в 11:38
    КГБисты оказались людьми, вот удивили. Я искренне смеялась.
    ==============================
    И напрасно. Через пару-тройку часов иду воТку пьянствовать в том числе и с одним бывшим КГБистом. Умный, остроумный, порядочный человек. Может и второго КГБиста позовем. Афган прошел. Да и сам я КГБист, в Погранвойсках служил.

    Избавляйтесь от штампов, Karandash!

  17. Я Высоцкого не знал лично. Но мне не понравился фильм, то, что показали. Да я знал, из публикаций, что Высоцкий был болен. Но не показали почему, он делал это, для чего, его духовные переживания, это я хотел увидеть. По рассказам его друзей, описывающих его переживания, о людях, стране, любимых женщинах, друзьях. Ведь и сами авторы говорят и подчеркивают что только 10% правды, в фильме.
    О КГБ, и МВД- везде есть люди. Задам Вам задачку. Вы опер, участковый, ппсник — поймали малолеток с бульбулятором и хорошей хапкой драпа, которого хватит на уголовное дело на всех. Что вы будите делать, результат, раскрытие.
    Или ……………………………….. Что сделал я расскажу потом.

  18. 2 NOVO 23.12.2011 в 14:14
    Что вы будите делать, результат, раскрытие.
    ==============================
    Да напугал бы до энуреза, родителям сообщил.

  19. Да до энуреза. Один сразу пи — пи захотел. Потом через два года, одного встретил в форме курсанта МЧС второго МВД, спасибо говорили. А что, в тюрягу или срок условно, так еще хуже станет. Да и к фильму это не относится.

  20. А как вам! Не на актера, а на зомби смотреть компьютерно-киношного. Мне бы, было страшно. Она имеет на это право. Это мое мнение. И о снятие фильма, я думаю она была осведомлена. И думаю, лучше знала В.С.Высоцкого в его поведении, чем сын , которому на тот момент 1979года, было лет 15-16, и по существу толком общения с отцом не было.
    P.S. Я люблю и ценю творчество В.С. Высоцкого, и говорю Ему, за стихи, песни –Спасибо что живой!

Добавить комментарий