В политику можно войти, а можно и вляпаться

О том, что это просто освежеванное и выпотрошенное тело небольшого животного, в Украине уже почти никто не помнит. У нас сегодня это слово имеет исключительно политический подтекст. «“Тушка” — термин, употребляемый в отношении депутатов Верховной Рады Украины, которые по личной материальной или иной заинтересованности в важных вопросах голосуют на стороне фракций, в которые не входят и в которые их избиратели не избирали». Так пишет Википедия в большой статье, посвященной этому уникальному украинскому явлению. Теперь — и кировоградскому явлению.


До открытия первой сессии новой Верховной Рады семью политиков Табаловых, по большому счету, в Украине, за пределами Кировоградской области, почти никто не знал. Но уже в среду, 12 декабря, они стали «суперзвездами» масштаба всей страны. Своим отказом войти во фракцию «Батьківщина» (а такое письменное обязательство оба подписывали) Александр Николаевич и Андрей Александрович заработали тумаки от «Свободы», крики «Ганьба!» и клеймо «тушек». Хотя, по большому счету, пока полноценными тушками их считать нельзя – они ведь не вошли в какую-либо иную фракцию парламента. Или — пока не вошли? Так или иначе, за эти несколько дней Табаловы узнали о себе много нового. В первых комментариях по радио и ТВ их называли то Баталовы, то ТОбаловы. Но вскоре все до единого журналиста выучили эту фамилию.

Естественно, в пятницу Табалов-старший был приглашен на шоу «Шустер live», где говорил, что вины за собой не чувствует, и предателями себя и сына не считает.

«Может, для кого-то это странно, но для меня, когда я выполняю обязательства, а передо мной не собираются выполнять — я считаю, что это абсолютно нормально, — отметил Табалов. — Если бы я поменял свои политические убеждения, я, может, был бы согласен. Оппозиция должна быть. И должна быть сильной. Но, когда начинаются размены, договоренности, — это не оппозиция». В общем, из многого сказанного в пятничный вечер можно было понять, что кто-то в руководстве объе­диненной оппозиции как-то нехорошо поступил по отношению к семье. Вроде бы Табаловых чуть ли не в приказном порядке отсылали к губернатору Сергею Ларину «договариваться». Так можно было понять из довольно туманных объяснений Александра Николаевича. Кстати, отношение к нему Савика Шустера, политолога Вадима Карасева и других было более чем лояльным в ситуации, когда напрашивались острые вопросы.

А вот младшему Табалову, Андрею Александровичу, в ту же пятницу в Кировограде пришлось гораздо труднее. Некоторые коллеги прозрачно намекали, что раньше в подобных ситуациях мужчины стрелялись. Табалов-младший стреляться не собирается и, как и отец, предателем себя не считает.

— В действительности я не написал заявление во фракцию партии «Батьківщина», и уже писать его не буду. Согласно законодательству, у меня была такая возможность и сейчас есть. Почему я не сделал это на первом заседании фракции? Кампания для меня была очень тяжелой. И слаженной работы с «Батьківщиной», к сожалению, не было. По многим причинам. Например, у меня был свой, отдельный от «Батьківщини» штаб, который я сам финансировал. На первых заседаниях фракции я был неприятно удивлен тем, что происходит, разговаривал с Арсением Петровичем. Я говорил, что все будет хорошо, дайте мне только время на размышления. Мы обсуждали, как будем работать над теми законопроектами, о которых говорили ранее. Но после того, что произошло, — вы видели, что получилось, — для меня расставлены все точки над «і».

К сожалению, я не обозначил свою позицию раньше, но я молодой политик. Но я никого не предавал, избирателей тем более.

— Так вы в оппозиции или где?

— Я депутат от города Кировограда. Я беспартийный, заявление о выходе из «Фронту Змін» я написал еще до начала кампании. У меня нормальные отношения с моими коллегами по «Фронту Змін», с некоторыми в партии «Батьківщина». Я являюсь оппозиционным политиком в городе Кировограде.

— Но разве вы не брали обязательство вступить во фракцию оппозиции?

— Я всегда позиционировал себя в кампании как кировоградец. Кампания была сложная. Я помогал коллегам из «Батьківщини», работая в своем отдельном штабе, хотя другие мажоритарщики работали с областными штабами. Об этом вопросе, который вы задаете, я просто не задумывался. Я думал о работе, о том, что смогу сделать. К тому же до последнего момента я сомневался, что могу победить. Победа была отчасти для меня сюрпризом, до нее я о другом не думал…

Примечательно, что одновременно с Табаловым давал пресс-конференцию народный депутат, руководитель областной организации партии «Батьківщина» Валерий Кальченко. Компанию ему составили экс-соперник Табалова в 99-м округе Александр Ратушняк и лидер областной «Свободы» Александр Ромащенко.

Все они дружно осудили поступок Табаловых. При этом Валерий Кальченко заявил, что никогда не верил в искренность Табаловых, а поддерживал их только в целях соблюдения партийной дисциплины, опасаясь обвинений в расколе оппозиции. Да и узнал о том, что Александр Табалов занимает место в списке рядом с ним, только в день съезда, чему был немало удивлён. Сама идея «не пущать» изменников оппозиции в сессионный зал Верховной Рады якобы пришла в голову именно представителям ВО «Батьківщина», только почему-то успешно её выполнили депутаты от другого ВО — «Свобода».

В озвученном Валерием Михайловичем заявлении областной организации ВО «Батьківщина» сказано: «Мы считаем, что кировоградская областная и городская организации партии «Фронт Змін» должны извиниться перед избирателями за измену председателя областной партийной организации «Фронту Змін» Андрея Табалова. Областная партийная организация «Батьківщини» призывает избирателей, проголосовавших за Андрея Табалова, не признавать его народным депутатом, игнорировать как политика и требовать сдать свой мандат народного депутата».

Естественно, кировоградский политикум взялся бурно обсуждать и комментировать поступок Табаловых.

Элина Шишкина, екс-народный депутат от БЮТ:

— Вже все зрозуміло, сказано і подумано про тушок Табалових. Та від себе додам ось що. Про те, що батько і син Табалови — потенційні тушки, — рядові представники «Батьківщини» (не плутати з «Фронтом Змін») з Кіровоградщини знали вже давно, а ті, хто не знав, — явно здогадувалися. Я пам’ятаю реакцію співробітників штабу «Батьківщини» в Кіровограді, коли вони дізналися, хто балотуватиметься в місті (округ №99) від об’єднаної опозиції і на кого їм фактично доведеться працювати на виборах. Я пам’ятаю, як плювалися на зустрічах звичайні мешканці Кіровограда, коли дізнавалися цю новину і запитували, чи не знайшлося більш гідної кандидатури? Однак керівництву ОО хрін що скажеш і доведеш — всі ж дуже розумні і з великими коронами. Тому для дуже багатьох людей зрада Табалових не була новиною, а стала цілком прогнозованим їхнім вчинком. І не внаслідок начебто тиску чи шантажу під час виборів, а заздалегідь спланованим і добре завуальованим вчинком.

На жаль, для Кіровоградщини — це вже не перші тушки. А про питання відповідальності лідерів за якість списків, особливо прохідної частини, я вже мовчу.

Александр Шаталов, первый заместитель председателя облсовета, экс-кандидат в народные депутаты по 99-му округу:

— Я думаю, что перевыборов не будет. По одной простой причине — юридических оснований для этого нет. Разве только если Табалов откажется от мандата, а в этом я очень сомневаюсь. Ведь они в первую очередь боролись за мандаты, используя разные методы, в том числе и организацию подкупа избирателей. Что же касается его поступка… Свой результат он получил именно благодаря «Батьківщине», и люди поддержали его именно потому, что на всех встречах он заявлял, что является приверженцем этой политической силы. Чего, кстати, не скажешь об Александре Табалове, он подобного не говорил. Избиратели поддержали Андрея Табалова благодаря «Батьківщине», а он их предал. У них в оппозиции вообще прослеживается какая-то безответственность.

Подобным образом с избирателями когда-то поступил и Кальченко. Андрей Табалов вот дал комментарий, что не важно, какая политическая сила, а важно то, что будет выполнять обещания, данные в своей избирательной программе. Но можно зайти на сайт ЦИК и увидеть, что в его программе есть только три пункта, которые касаются города, а все остальное — это то же, что декларирует «Батьківщина». Интересно, как же он будет это делать самостоятельно, это будет очень сложно.

Я считаю, что прежде, чем требовать от Табаловых сдать мандаты, это должны сделать Яценюк и Кальченко, которые привели их на выборы. Если бы Кальченко хотя бы за неделю до выборов вышел к избирателям и поделился своими сомнениями насчет этих кандидатов, то конфликта можно было бы избежать и события развивались бы совсем по-другому.

Александр Ратушняк, экс-кандидат в народные депутаты по 99-му округу:

— Оскільки я підтримав Андрія Табалова після виборів і приєднався до його громадської організації «Кіровоград — моє рідне місто», то до мене звертаються представники ЗМІ за коментарями.

Перед виборами я не знімався на користь А. Табалова, бо вважав (і вважаю), що бізнесу не місце в політиці! Втім, приєднався до протестних акцій після виборів, щоб відстояти волевиявлення кіровоградців, яке О. Шаталов хотів скасувати через позови в суд. Я сприйняв Андрія як молодого і перспективного політика нового покоління, що здобув європейську освіту, який прагне привнести в український політикум якщо не традиції європейського парламентаризму, то принаймні свіжий погляд, нове бачення ситуації. Мені імпонувала його не заїжджена риторика, що лунає з уст досвідчених політиків, а ентузіазм і конструктив. Напевне, тоді він був щирим у своїх виступах на прес-конференціях і зустрічах з громадськістю. Тому не можу сказати, що ми в ньому помилилися. Скоріш за все, помилився він, а не ми! Але ця помилка коштуватиме йому кар’єри політика, якщо не більше. Зрадників не любить ніхто.

Вважаю, що в ситуації, яка склалася для Андрія Табалова, є єдиний вихід, щоб зберегти якщо не обличчя, то хоча б свою гідність — треба скласти депутатські повноваження і піти геть! Інакше його просто не зрозуміють!

Я не жалкую, що вийшов на захист волевиявлення кіровоградців! Шкодую лише за тим, що їхній обранець виявився не гідним цієї довіри. Мені прикро, що їх знову ошукано. Уже вкотре.

Александр Дануца, экс-кандидат в народные депутаты по 99-му округу:

— Я єдиний відверто і відкрито говорив про те, що так станеться, ще під час виборчої кампанії. Єдине, що мене вразило, — це швидкість, з якою це було зроблено. Власне, тут більше немає чого коментувати. Очевидно, що ми, кіровоградці, заслуговуємо на таке до себе ставлення. Щодо перевиборів в 99-му окрузі, то очевидно, що законних підстав для цього мало. Проте, відверто кажучи, після того, що сталося, Андрій мав би сам покласти мандат і відмовитися від балотування в майбутньому. Це було б чесно по відношенню до тих майже 30 тисяч виборців, які місяць тому підтримали його як опозиційного кандидата від партії «Батьківщина». Поруч з ним має покласти мандат і його «головний агітатор», керівник місцевої «Батьківщини» Валерій Кальченко.

Александр Ромащенко, глава Кировоградской областной организации ВО «Свобода»:

— Що я можу сказати? Не гарно, коли кандидат не виконує взятих на себе обов’язків. Якщо людина йде на вибори, вона повинна дотримуватись своїх обіцянок. Взагалі я був скептично настроєний стосовно таких людей, як Табалови. Гадаю, це в черговий раз доводить виборцям, що голосувати треба за тих кандидатів, які не переходять із фракції у фракцію і дотримуються принципів совісті, честі і моралі. Я б на місці Табалова взагалі склав би мандат і пішов би займатися своїм бізнесом. Це був би найкращий вихід, бо вчинив він не гарно…

Геннадий Рыбченков, Алексей Гора, «УЦ».

В политику можно войти, а можно и вляпаться: 33 комментария

  1. хай відпрацюють для Кіровограда на суспільно-корисних роботах з віником чи лопатою…

  2. Выстрелили дуплетом,и опять по воробьям.Не понять людей,которые опередили время.Менопауза длилась долго.А реакция не удалась.Я вступаю в партию Тобаловых.

  3. А ведь это клеймо на всю жизнь! Для всех современников эта фамилия будет ассоциироваться с предательством. Стоило ли оно того? Это депутатство! И свободовцы такие отчаянные! Не боятся, что пошли против очень богатых людей.

  4. а партія буде називатися ПЗТ партія зрадників і тушок, що випереджають час…

  5. Да уж,физиономия свободовца Мирошниченко впечатляет.Кстати,»благодаря» ему,евреев в «незалежно», можно будет безнаказанно называть «жидами».Это тоже клеймо на всю жизнь.Для Мирошниченко и державы..Failed state

  6. Alex, Вы явно за Табаловых, но не переводите стрелки. Свой своего, как рыбак — рыбака. Предательство есть предательсво, хотя в отличии от Вас, Табаловы не украинофобы.

  7. Ну как я мог голосовать за Табаловых? Кто они такие?

  8. «Свободовцы» напинали в зад нашим миллионерам-бомжам публично. Но как их, перед тем, понагинали, напинали регионы, можно только догадываться. Может им еще надо и посочувствовать?

  9. Кто о чем,а мыши о кошках.Алекс,вам не надоело?Массовое «тушкование» началось в 2010 году,когда Конституционный суд,в разрез с положениями выборного закона,разрешил формировать большинство в ВРУ не фракционно,а как депутатам заблагорассудится!И первая «тушка»-кировоградец Березкин,а не Табаловы.Вы задолбали «Свободой» и «жидами».Не делаете выводов из полемики -то есть узколобы и предвзяты!

  10. Что касается предательства — ПР и К* для того и изменили избирательную систему на частичную мажоритарку,что бы такие «тушки» помогали формировать «большинство» в ВРУ!

  11. А некоторые,даже здесь,при обсуждении,предлагают полную мажоритарку!Голосовать за мажоритарщика(если он конечно не из власти) — все равно,что дать гранату обезьяне!И то шансы с обезьяной выше — 60% где-то,что выживем.В конце концов она просто может не догадаться выдернуть чеку.

  12. Дануца — прагматик-циник!Даже когда он прав,а я был согласен с ним на 90%(все таки оставлял Табаловым и себе какую то надежду),его прагматичность коробит.Пусть сам я за Табалова не голосовал горький осадок от его поступка остался.Меня не радуют мои аналитические данные.

  13. Алекс,извените!Я был груб -пост был написан вами до нашей полемики на ветке по русскому языку!Я не учел временной фактор.

  14. В табаловських магазинах безкоштовно роздають газетки з інтерв’ю Андрія Табалова, де він стверджує провів чимало зустрічей і бачив сотні, тисячі людей, для яких важливо щоб працювала каналізація і.п., 90% з них не цікавить політика.
    Андрію:
    1) за Вас проголосувало значно більше — десятки тисяч
    2) абсолютно більшість тих, для кого важливо щоб працювала каналізація і т.п., голосувала за Шаталова, який разом з командою, нехай через адмінресурс, але заставив чиновників працювати, в місті багато чого зроблено (що приємно порадувало).
    Так що не треба прикриватися шаталовськими виборцями. Коли важко сказати правду, то нащо видумувати?

  15. sasho говорит:
    23.12.2012 в 03:51
    ===============
    Да ну о чём вы говорите, за чистой мажоритаркой будущее…

  16. sasho говорит:
    23.12.2012 в 04:07
    ===============
    Я вижу, что вы человек понимающий, но для политики не годитесь априори… Ничего личного… Просто это следует из ваших слов…
    А Дануца правильно всё говорит… И не притворяется так или иначе… Его прямота заслуживает уважения…

  17. І взагалі, Андрію, досить ховатися по кущах.
    Шаталов хоч і не такий «грізний татамщик», але не боїться і приймає участь в обговоренні на УЦ. (Вірогідні виправдовування А.Табалова, що не читав, не знав про обговорення його особи — не приймаються. Якщо сам і не читає, то його прес служба однозначно моніторить місцеві видання).

  18. Чистая позапартийная мажоритарка — это единственный способ видеть за кого голосуешь…
    ===========
    Табаловы не в счёт…они шли под брендом оппозиции…

  19. Alex говорит:
    20.12.2012 в 14:17
    ==============
    Alex, не обращайте внимания… У «обманутых вкладчиков» сейчас везде заговор да измена кажется повсюду…

  20. Нет,не заслуживает!Он циник,а значит,при всей его великоречивости,первый претиндент на «тушкование»- будет говорить,потом, о пользе его поступка для народа.

  21. Да — не гожусь в политики(был им на городском уровне в переходный период СССР-Украина).Тогда грязи было,по большому счету,поменьше,но она была.И пусть мне и предлагали балотироваться на следующих выборах,я отказался.Отчасти из принципа независимости,отчасти из-за ,не знаю как выразиться,инертности что ли.

  22. Неправы все(я не про диалог Табалова с общественностью) — и Табалов,и Шаталов,и вы.Для местных проблем есть местные выборы.

  23. Мы выбираем не лоббистов конкретных територий,а депутатов всей Украины.Они,законодательно,должны создавать правовые,экономические,экологические и тд условия развития Украины.Пока мы все не поймем это — ничего не изменится.

  24. При нормальном гражданском обществе — да!

  25. Не-е, Табалов на диалог не пойдет. Кишка тонка. Он же прекрасно понимает, что тут хоть и пинков в зад не надают (физически, как в парламенте), но и «лапшу вешать» тоже не получится.

  26. Чому скільки уваги саме табаловим, березкін зробив те ж саме і тепер в перших рядах товче опозицію завдяки якій прийшов в парламент…

  27. sasho говорит:
    24.12.2012 в 02:26
    —————————————————-
    Слова не мальчика, но мужа(с) :good:

  28. Кто-то лоханулся,а негатив нам снимать.Оказывается истинные бютовцы голосовали за Михалёнка,типичный мальчиш-плохиш.А то шо Михалыч пиарил.больше антиреклама.Дуля в кармане сработала,и это самое главное.

  29. sasho говорит:
    24.12.2012 в 01:43
    Нет,не заслуживает!Он циник
    ========================
    Извините, но ваши слова больше попахивают цинизмом и какой-то неудовлетворённостью, обидой я бы сказал… :unsure:

  30. sasho говорит:
    24.12.2012 в 01:53
    =================
    Так может в этом и проблема…вы не самореализовались?…

  31. Саша,вы о чем?Я,кстати,тоже Саша.Какая проблема,причем тут самореализация?Обида на кого — Дануцу?Что он,лично мне,сделал плохого?

  32. Цинизм?Я в депутаты не лезу,поэтому моя правда всего лишь реалии жизни.Неудовлетворенность есть — развитием нашего общества,не более.

Добавить комментарий