Тимош, Розанда и Александр Сергеевич

«Сенсация! На Кировоградщине нашли портреты Тимоша Богдановича Хмельницкого и его жены Розанды, украденные из Львовского исторического музея более полувека назад» — на прошлой неделе эта новость облетела всю Украину. Краденые шедевры на интернет-аукционе пытался продать таинственный коллекционер из нашей области, но к делу подключилась СБУ, и портреты возвращены государству. На фотографиях портреты выглядели очень внушительно, и мы все гадали, что же это за таинственный коллекционер, торгующий краденым…


Но на пресс-конференции в нашем художественном музее, где сейчас находятся портреты, мы узнали, что никаких спецопераций СБУ не было. Да и коварного коллекционера не было. А был Александр Сергеевич Маркосян (на фото), который торгует на блошином рынке в Александрии. Знакомые приносят ему на продажу разное, часто предметы старины. На этот раз принесли два портрета — явно старых. Хозяин портретов рассказал, что его друг купил старый дом и, когда выбрасывал хлам, нашел их на чердаке. Посоветовавшись с рыночными «экспертами», Александр Сергеевич купил оба портрета за 250 грн. Решил попробовать продать на интернет-аукционе и, может, заработать пару сотен. Выставил женский портрет и сначала очень обрадовался, когда увидел, что цена очень быстро растет: 500 грн  - 700 — 1000. Но, когда через пару часов ему предлагали 27 тысяч, он уже не просто подозревал, а точно знал, что что-то неладно. Позвонил администратору аукциона, чтобы попросить снять лот, а та сразу сказала: «Я как раз собиралась вас разыскивать. Вы знаете, что, возможно, этот портрет украден из львовского музея?» Администратор дала Александру Сергеевичу мобильный телефон директора музея, и он сразу же позвонил.

— Покупатели просили: «Сфотографируйте заднюю сторону», а вот этот угол крупнее, я все фотографировал, - объясняет он. - Я ведь даже не знал, что это музейные номера.

На портретах сохранились все музейные бирки — коллекции мецената Владислава Лозинского, который в 1913 году завещал ее городу Львову, Национального музея им. Яна III, в котором портреты хранились до 1930 года, и Львовского исторического музея. Любой коллекционер, искусствовед, музейный или даже библиотечный работник увидел бы их сразу. Сложно в это поверить, но ни таинственный злоумышленник, который украл портреты из музея в 1960-м, ни многочисленные владельцы «дома с хламом», ни Александр Маркосян на эти бирки даже внимания не обратили.

Александр Сергеевич рассказывает, что директор Львовского исторического музея Роман Чмелик звонку обрадовался, но сразу же объяснил, что сегодня на рынке очень много подделок, в том числе и подделок под пропавшие музейные ценности, поэтому вполне возможно, что и эти портреты — один из таких новоделов. В Кропивницкий из Львова сразу же выехал эксперт Сергей Богданов, чтобы подтвердить или опровергнуть подлинность картин (точнее подлинность тех самых музейных бирок, потому что о самих картинах искусствоведу известно было мало, но об этом позже).

На пресс-конференции журналисты несколько раз спрашивали и. о. начальника Управления СБУ в области Юрия Кулинича, какова роль его службы в этой истории. Но СБУшники, видимо, проходят какие-то специальные курсы, на которых их учат произносить пространные монологи, из которых окружающим непонятно ничего. Ситуацию прояснил Александр Маркосян:

— Я очень испугался. Да, эксперт едет, но что делать мне? У меня дома две краденые картины, очень дорогие… И когда директор музея сказал мне, что он может позвонить в СБУ, чтобы картины забрали на экспертизу, я выдохнул с облегчением.

Сегодня собственником картин (уже официально) остается Александр Маркосян. Он передал их на хранение в Кировоградский областной художественный музей, но собирается передать в дар львовскому музею. Говорит, что поскольку он потратил на них всего 250 грн., то компенсировать ему, по сути, нечего, но если музей захочет его поблагодарить за возвращение ценностей, то он, конечно, не откажется.

Теперь о самих портретах. Увидев их вблизи, мы были очень разочарованы. И дело не в деформированных от неправильного хранения досках и т. п. Дело в том, что даже на наш, очень дилетантский взгляд, художественная ценность этих портретов невелика. И искусствоведы это подтвердили.

— Возможно, это самодеятельный какой-то художник, - говорит сотрудник художественного музея Анатолий Кимнатный (на фото с картинами). - Но дело в другом. Если будет выяснено, что это прижизненные портреты Тимоша и Розанды, то они имеют историческую ценность.


Если… И это «если» — главное. Дело в том, что эти портреты никто никогда не исследовал. В 40-е годы во львовском музее было очень мало искусствоведов, картины описывали просто работники музея — бывшие военные и т. п. Они и записали, что портреты, вероятно, семнадцатого века. Но эту вероятность никто никогда не проверял. Собственно, и украли их из музея потому, что эти две небольшие картины (меньше школьной тетради) просто лежали на столе. Ценностью они стали уже после исчезновения — посетителям стали показывать их фотографии, рассказывать об их таинственном исчезновении, и за 56 лет эти скромные портреты превратились чуть ли не в сокровища Атлантиды.

И все же возвращение этих портретов — сенсация. Потому что, как рассказала редактор интернет-портала «Музейний простір України» Леся Гасинджак, на сегодняшний день в розыске больше тысячи предметов, украденных из украинских музеев. Если за год находят какую-то одну картину, у музейщиков уже праздник. Да и находят чаще всего на таможнях или в других государствах — возвращают долго и мучительно через дипломатов и т. п. Такого, чтобы человек сам позвонил в музей и сказал: «У меня, кажется, ваша картина, заберите», не было никогда! Очень хочется надеяться, что Львовский исторический музей оценит поступок Александра Сергеевича по достоинству.

Ольга Степанова, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 39

Добавить комментарий