На родине композитора Кароля Шимановского в селе Тимошовка Каменского района и в музее Пушкина и Чайковского в самой Каменке мы побывали в рамках XI музыкального фестиваля им. Кароля Шимановского, который проходил в Кировограде.
Надо сказать, что в маленькое, но очень симпатичное и ухоженное село Тимошовка ежегодно приезжают поклонники и исследователи творчества Шимановского со всего мира. Едут, просто чтобы побывать на родине своего кумира: в Тимошовке почти ничего не осталось от Шимановских. На месте, где когда-то было имение, в котором композитор написал большинство своих произведений, сегодня здание общеобразовательной школы, разумеется, имени Шимановского. Здесь же, в школе, скромный музей. Он создавался как народный, но в 90-х сельсовет принял, пожалуй, мудрое решение перевести его из неотапливаемого и непосещаемого клуба в школу. Из оригинальных экспонатов в музее — барельеф с изображением Шопена, мебель из дома Шимановских. Все это принесли местные жители — потомки тех самых крестьян, которые в 1917-м не столько грабили господское имение, сколько уничтожали все, что было дорого польским панам, а им, крестьянам, казалось непонятным. Именно поэтому, наверное, мебель в музее, скорее всего, из людской половины — не слишком вычурная и практичная. У самих Шимановских, судя по фотографиям, обстановка была более роскошная. Сразу за школой — тот самый искусственный пруд, в котором, как пишет Григорий Гусейнов в повести «Друга соната», крестьяне, завершая короткую и бескровную местную революцию, зачем-то утопили рояль…
Большинство экспонатов музея — копии документов и фотографий, точно такие же можно увидеть в музее Шимановского в Кировограде. Впрочем, один документ меня заинтересовал — свидетельство об окончании Елисаветградского земского реального училища, выданное дворянину Карлу-Матвею Станислав-Бонавентуре-Марьяновичу Шимановскому 21 сентября 1882 года. Шимановский окончил училище на год раньше, сдав после пятого класса экзамены за шестой, — это известный факт, о котором учителя обязательно рассказывают детям: мол, талантливый человек талантлив во всем. Но на самом деле в свидетельстве у Шимановского одни трояки (по пятибалльной системе)! Четверки только по немецкому, французскому, истории и географии. Музыка в реальном училище не преподавалась, и учиться там мальчику, который с пятилетнего возраста уже знал, чему посвятит свою жизнь, видимо, было просто скучно.
Честно говоря, музей Шимановского — не самое интересное место. Но заехать сюда, посещая Каменку, стоит — от райцентра до Тимошовки всего-то километров пять.
Почему-то кировоградские турагентства, которые организуют туры в Каменец-Подольский, в Светловодск и в Винницу, Каменку игнорируют. А зря: ехать туда около часа, а Каменский историко-культурный заповедник — место очень интересное. В составе заповедника, расположенного на территории бывшего имения Давыдовых, — музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, исторический музей, парк Декабристов и Тясминский каньон. Поскольку наша поездка была посвящена Шимановскому, то нас больше всего интересовали последние Давыдовы, жившие в этом имении в начале прошлого века. Точнее последняя — жена Дмитрия Давыдова Наталья Гудим-Левкович, первая украинская художник-модельер, создававшая городские костюмы с потрясающими вышивками по эскизам Казимира Малевича и Александры Эстер, которая была близким другом Кароля Шимановского и до революции не пропускала ни одного его концерта не только в Елисаветграде, но и в Европе. О трагической судьбе самой Натальи Михайловны можно писать очень много, и, наверное, мы о ней еще напишем. Здесь же хочется вспомнить, что именно из переписки Натальи Давыдовой и Кароля Шимановского историки больше всего узнали о елисаветградском периоде жизни композитора.
«Зеленый домик» официально называется мемориальным музеем Пушкина и Чайковского, но здесь есть залы, посвященные и роду Давыдовых, происходящему от потомка Чингисхана Минчака Косаевича, и декабристам. Надо отметить, что нам очень повезло с экскурсоводом — Людмила Ивановна Гуренко, которая работает здесь уже 45 лет, знает историю рода досконально, читает на память письма Пушкина и до сих пор со слезами на глазах рассказывает о казни декабристов. Здесь, в Каменке, «Южное общество» собиралось в 1820-1825 годах. Чтобы не вызывать подозрений, собрания устраивали 24 ноября — в день рождения матери декабриста Василия Давыдова, племянницы Потемкина, Екатерины Николаевны Давыдовой (в первом браке — Раевской!). В то же время гостил в Каменке и Пушкин, впервые приехавший сюда по приглашению Николая Николаевича Раевского. Помните в «Евгении Онегине»:
«Но там, где ранее весна
Блестит над Каменкой тенистой
И над холмами Тульчина»?
После восстания декабристов Василий Давыдов был приговорен к пожизненной каторге, Александра Давыдова стала одной из первых декабристских жен, поехавших в Сибирь. В Каменке она оставила шестерых детей! В Сибири родились еще семеро. Старшим детям от этого брака пришлось дважды менять фамилию: Александра Ивановна жила с Василием Давыдовым с 1819 года, а обвенчались они только в 1825-м. В сентябре 1826-го по ходатайству Н. Н. Раевского старшим четверым детям разрешено было носить фамилию отца. Но детям государственных преступников в России было запрещено поступать в высшие учебные заведения, в 1842 году Николай I сделал исключение для детей декабристов с условием, что они не будут носить фамилий отцов. С предложением согласились только Давыдовы. В 1843 году Василий, Иван и Лев были приняты в Московский кадетский корпус под фамилией Васильевы. Лев Васильев, которому в 1856 году вернули дворянство и фамилию, женился на сестре Чайковского Сашеньке. А когда вышел в отставку, вернулся вместе с женой в родительское имение в Каменку. Следующие двадцать пять лет Петр Ильич, который был очень привязан к сестре, проводил в Каменке летние месяцы. Здесь для своих маленьких племянников Чайковский написал «Детский альбом» и первую, детскую, одноактную версию «Лебединого озера», которая позже стала основой «взрослого балета».
В музее сохранился рояль, на котором играл Чайковский. На нем разрешают играть и сегодня, правда, только профессиональным музыкантам. А кировоградцам, наверное, интересно будет увидеть в музее картину Константина Ломыкина, на которой изображены Петр Ильич Чайковский и Мария Заньковецкая. Экскурсовод объяснила, что актриса, побывав на концерте Чайковского, вручила ему лавровый венок с лентой «Бессмертному от смертной», а композитор несколько лет спустя, увидев ее на сцене, преподнес ей серебряный венок «Бессмертной от смертного» (на картине, правда, Чайковский дарит Заньковецкой букет, но это не меняет сути истории о взаимном восхищении двух талантливых людей).
Ольга Степанова, «УЦ».