Почти детективная история

Многие ли кировоградцы знают о художнике Григории Гнатюке? В художественном музее есть несколько его полотен, в Кировограде пару раз проходили его персональные выставки. А между тем заслуженный художник Украины Григорий Гнатюк всю свою жизнь прожил в Небелевке Новоархангельского района, ведя почти натуральное хозяйство (у него даже коза была, которую он, по воспоминаниям писателя Василия Бондаря, приучил к своему графику и доил раз в день). И рисовал тоже преимущественно Небелевку, только не радостно соцреалистическую и не депрессивную, а волшебную. Как пишет Владимир Босько в статье «Мастер из Небелевки», «Светоносные краски палитры словно образуют едва заметную дымку. И кажется, что художник смотрит на до мелочей знакомые сельские пейзажи через очки воспоминаний или цветных сновидений. Картины Гнатюка — это мир, увиденный глазами деревенского мальчика, но уже обогащенного опытом взрослого человека».

Там же, в Небелевке, Григорий Гнатюк погиб ровно год назад: ехал на велосипеде, задел камень и неудачно упал — ударился виском. Смерть его прошла почти так же незаметно для широкой общественности, как и жизнь. Друзья и почитатели его таланта (которых, оказывается, среди кировоградских любителей живописи немало) узнали о его трагической гибели только спустя десять дней, уже после похорон.

— Сегодня художников не расстреливают, не сажают в лагеря, не запрещают им выставляться, — говорит искусствовед Андрей Надеждин. — Их просто не замечают, не обращают на них внимания. После его смерти я позвонил в Новоархангельскую РГА, а там даже не знают, что в районе был заслуженный художник и он умер…

Такое странное невнимание натолкнуло друзей Гнатюка на предположение, что с его гибелью не все так просто. Андрей Надеждин в статье «Філософ світла й кольору», которая вышла в искусствоведческом журнале «АртАния», пишет: поговаривают, что его сбила машина. Друзья художника, которые спустя год после его смерти собрались в отделе искусств библиотеки Чижевского, чтобы инициировать создание официальной комиссии по увековечиванию памяти Григория Гнатюка, высказывали даже предположение, что и машина, мол, была не случайной…

Всегда очень обидно, когда люди, талант которых давно, кажется, признан в узком кругу профессионалов, становятся известными широкой общественности только после смерти.

Хотя, в общем-то, это понятно: Гнатюк был прекрасным художником и довольно молодым еще человеком (он родился в 1951-м, но, по воспоминаниям друзей, был очень крепким физически, следил за своим здоровьем и т.п.), только не слишком пробивным, обидчивым, ранимым и совсем не тщеславным. Казалось, время еще есть, и настоящая большая слава еще придет — просто не может не прийти. И она, рассказывает искусствовед Лариса Калюжная, была уже на пороге:

— Моя дочь, которая живет в Лос-Анджелесе, — говорит она, — всегда интересовалась живописью, знала и любила Гришу. Когда она увидела на сайте библиотеки Чижевского Гришины работы, то решила показать их своим друзьям в музее искусств «Метрополитен», те заинтересовались и предложили провести персональную выставку. Как только я приехала в Украину, сразу поехала в Небелевку, Гриша обрадовался, конечно, но говорит: поздно, все картины подарил племянникам, а то вдруг что случится… А потом говорит: это не проблема, я их все помню и могу заново нарисовать — прямо в США, чтобы не было трудностей с вывозом.

Но в США Григорий Гнатюк уже не полетел.

Хотя, в общем-то, выставок у Гнатюка было немало — и в Японии, и в Австрии, и в СССР, и в Украине. В 2006 году член комитета Национальной премии им. Тараса Шевченко, секретарь национального союза художников, искусствовед Александр Федорук в журнале «Образотворче мистецтво» писал о проблемах премии: «До списку домінантів, на моє переконання, нерідко потрапляють особи, яких відношу до категорії «агресивних середнячків» (…) Уявляю: Валерій Франчук у 2007 році стане лауреатом! Що тоді, як у такому випадку дивитися у вічі колегам направду талановитим Г.Гнатюку з с. Небелівки Кіровоградської області, О. Тістолу з Києва?..» Федорук называет еще десяток фамилий художников, по его мнению, «обласканных талантом», да и речь в данной статье не о Гнатюке, который так и не стал лауреатом Шевченковской премии. Но сам Александр Федорук, получив премию Осмеркина, отдал ее Гнатюку — как знак признания его таланта.

Но, к сожалению, отмечает заведующая отделом искусств библиотеки Чижевского Светлана Ушакова, чтобы оценить то, что рядом, обычно мы ждем его признания где-то там…

Но с творчеством Григория Гнатюка есть еще одна загвоздка — никто не знает, где его картины! Большая партия работ, например, в конце 80-х была закуплена минкультуры СССР для лондонской галереи «Красный квадрат» (так, кстати, значится и в официальной биографии художника), но, как выяснила та же Лариса Калюжная, такой галереи просто не существует… В те же смутные времена покупали у Гнатюка картины для японского музея, но их там тоже нет — ушли в частные коллекции. Известно, что какое-то количество его работ есть в частных коллекциях в Австрии, Германии, США, Канаде. Но самое странное: непонятно, куда делись те картины, которые оставались здесь, в Небелевке. По словам Ларисы Калюжной, художник говорил ей, что подарил их племянникам, он и завещание написал — оставил все сестрам и племянникам в равных долях. Но сами родственники, говорят члены инициативной группы, утверждают, что никаких работ у них нет и никогда не было… Может, это и неправда — в области, где случилась история с коллекцией Ильина, такую позицию родственников можно было бы понять. Но времена изменились, и никто, конечно, не может отобрать у родных наследство художника, но хоть бы глянуть, посмотреть одним глазком, сфотографировать, издать каталог, в идеале — устроить персональную выставку в музее и выкупить часть картин.

— Мы это говорим не потому ,что мы его друзья, — объясняет библиотекарь Людмила Иванцова. — Но это художник такого уровня, что его картины просто нельзя прятать, их нужно выставлять, чтобы люди могли их увидеть…

Участники инициативной группы решили обратиться в облгосадминистрацию с просьбой создать официальную комиссию по увековечению памяти Григория Гнатюка, поскольку сами писатели, художники, библиотекари и искусствоведы сделали все, что могли: прошла выставка картин художника из фондов худмузея, библиотеки им. Чижевского и музея Осмеркина, а также личных коллекций некоторых кировоградцев. Вышла статья Андрея Надеждина, о которой мы уже писали, статья Василия Бондаря «Пасторали про Григория Гнатюка» в журнале «Вежа». Но многие ли кировоградцы знают о художнике Григории Гнатюке?

Ольга Степанова, «УЦ».

Почти детективная история: 5 комментариев

  1. «Звонил художник и переводчик Гриша. Оказывается, рано утром к нему в мастерскую нагрянула страшно спешащая Залужная, подняла с раскладушки, сунула книгу, что-то протараторила взахлеб и, опрокидывая загрунтованные холсты, подрамники и банки с краской, умчалась в свою психушку. Гриша понял только одно: книга каким-то образом связана со мной — и, восстановив порядок, улегся досыпать. И вот только сейчас голод погнал его в магазин, и вот он звонит из автомата, а потом намерен продолжить сотворение шедеврально-эпохального аллегорического произведения «Свиньи периода опосля перестройки».»

    Это отрывок из моей фантастической повести «Без маски», написанной в 1991, а изданной в 1996. Именно о нем, о художнике Г. Гнатюке…

  2. В смысле, не повесть о нем, а говорится в повести именно о нем.

  3. Та «искусствовед», о которой говорится в статье. Именно от нее я и узнал о художнике Грише.

  4. Да, смачно ты её живописал, парой мазков и… во всей красе — узнаваема!))
    А вот с Григорием, увы, я знаком не был. Хотя в «Образотворчем мистецтві» он у меня присутствует. Между прочим в порядке исключения, поскольку представлялись в книге только горожане.
    Да, вот ещё…
    «…а потом намерен продолжить сотворение шедеврально-эпохального аллегорического произведения «Свиньи периода опосля перестройки».»/«Без маски», 1991г./
    А через полтора десятка лет твой товарищ, который ессесно ни сном, ни духом об этих строчках и «эпохальном» полотне, в своей книге открывает иллюстративную страничку о творчестве Г.Гнатюка(художника Гриши) КАРТИНОЙ «Маленький реквием», где центральное место занимает… свинья!!!
    Лёша, признайся, ты ещё и шаманишь?))))

Добавить комментарий