«Такси подъехало. Выходите!»

Практически у всех работающих людей есть свои профессиональные праздники, когда на работе устраивают корпоративы, благодарные клиенты дарят подарки и т.п. Есть свой день и у таксистов — 22 марта. Правда, они, как выяснилось, свой день не отмечают, как, впрочем, не отмечают и почти все остальные праздники. Восьмое марта, Пасха, Первое мая — для них не просто рабочие дни, но еще и самые напряженные в году. Единственный праздник, который таксисты отмечают вместе со всей страной, — Новый год, да и то для большинства из них этот праздник безалкогольный.

— Тридцать первого декабря на работу выходят абсолютно все таксисты, — рассказывает администратор диспетчерского пункта «Альянс-такси» Ирина Гребенникова. — Но без пятнадцати двенадцать мы отключаем все телефоны и рации. За пятнадцать минут все водители успевают добраться до дома. Диспетчерам в это время разрешается приглашать на работу мужа, детей. На все про все — 45 минут. В 0.30 телефоны опять включаются, таксисты выходят на работу (не все, конечно, но большинство), и служба работает в обычном режиме.

«Такси — это как рыбалка»

Сегодня в Кировограде больше тысячи таксистов, большинство из них работают в службах такси, процентов двадцать — по старинке, «с бордюра». Сегодняшние службы такси существенно отличаются от советских таксопарков. Многие водители здесь работают на своих машинах и имеют собственные лицензии на автоперевозки. Служба такси предоставляет им услуги врача, механика (каждый таксист перед выходом на маршрут проходит медосмотр, а каждая машина — техосмотр) и, конечно, диспетчера.

Таксист — профессия довольно необычная, требующая определенного образа жизни и специфических умений.

— Конечно, далеко не каждый водитель может работать в такси, — рассказывает кировоградский таксист Сергей Чапенко. — Многие пробуют, но если отказываются, то обычно в первые же недели. Если человек проработал таксистом хотя бы год, то он останется таксистом навсегда. Даже если у него будет другая работа, время от времени он будет таксовать — в качестве хобби, что ли. Такси — это как рыбалка, затягивает.

— Опасная работа?

— Да, но не опасней, чем, например, работа электрика или каменщика. Конечно, неприятности случаются, но таксисты — народ очень дружный. У нас есть специальный позывной на случай, если на таксиста напали или не хотят платить, когда он звучит в эфире, на место тут же съезжаются все машины, которые есть поблизости.

— А когда выгодней работать: днем или ночью?

— Это тоже как рыбалка: кому как больше нравится. Многие любят работать ночью. Я тоже как-то работал, но понял, что это не по мне, уставал очень, даже похудел. А что касается выгоды, то, наверное, большой разницы нет — тариф-то тот же.

Тарифы и услуги

Современные службы такси — это не только перевозка пассажиров. Спектр услуг довольно большой. В службе можно заказать доставку продуктов и лекарств (в «Альянс-такси» это стоит от 20 грн.), услугу «Автопилот» — это если вам нужно перегнать собственный автомобиль (20 грн. + 3 грн. за каждый километр), таксист может даже отвезти по указанному адресу ребенка школьного возраста без сопровождения родителей. Впрочем, в службе признаются: большинство этих услуг только для постоянных клиентов, лишние проблемы таксистам не нужны.

— Если вы, например, звоните и просите купить продукты, — объясняет Ирина Гребенникова. — Таксист, который находится рядом, идет в магазин, покупает все за свои деньги, берет чек и едет к вам. Что ему делать, если клиент не выйдет за заказом? Да ничего: остается он с ненужными ему продуктами. Если вы постоянный клиент (а мы сразу видим по вашему номеру телефона, как часто вы пользуетесь нашими услугами), то мы, безусловно, выполним заказ. А если мы видим, что вы, например, вызывали такси, а потом не ехали, отказывались платить по тарифу и т.п., то рисковать не будем. Наших постоянных клиентов мы можем и в Борисполе встретить, а если звонок будет с телефона, которого нет в нашей базе, то вряд ли кто-то поедет — слишком большой риск.

— Куда не любят ездить таксисты в нашем городе?

— Только туда, где нет дорог: в Царское село, которое в Соколовке, на поселок Горный, на Маслениковку. А так водителю, в общем-то, все равно, куда ехать.

— А в какой район чаще всего вызывают такси?

— В спальные районы: Жадова, Попова, Пацаева. В час пик, когда все везут детей в школу, едут на работу, там часто даже не хватает машин. А вот на поселок Новый, например, такси вызывают нечасто — бывает 3-4 вызова в день. Просто это далеко — поездка обходится довольно дорого, вот и не ездят.

Кстати, о тарифах. Именно «Альянс-такси» первый в нашем городе ввел правило: называть стоимость поездки при вызове. Это оказалось очень удобно и для клиентов, и для самой службы.

— Мы сразу же избавились от многих проблем, — говорит директор предприятия «Альянс-такси» Андрей Буткевич. — Во-первых, таксометры в любом случае имеют погрешность до 10-15%. А если вам сегодня поездка обойдется в 50 грн., а завтра — в 55, вас это, наверное, не обрадует. Во-вторых, раньше у нас было по пять-шесть жалоб в день именно на то, что водитель, по мнению клиента, взял больше, чем нужно. Приходилось разбираться, проверять. Сегодня таких жалоб нет вообще.

— А в целом на таксистов часто жалуются?

— В последнее время — нет. Любая служба такси заинтересована в том, чтобы водители были вежливы, корректны, чтобы пассажиры были довольны. Поэтому, если жалоба поступает, мы обязательно разбираемся. Более того, если с вами некорректно разговаривал диспетчер, вы можете перезвонить и ему же на него самого нажаловаться — он обязан зафиксировать все ваши претензии, все разговоры у нас записываются, так что это легко проверить. Сейчас мы устанавливаем на все машины JPS, чтобы можно было контролировать и все перемещения такси.

Хочу сказать: если теряете что-то в такси, обязательно звоните в службу. Кошельки, телефоны, сумочки — все обязательно возвращают. Для нас это вопрос чести. Только звоните сразу же: если в такси после вас были пассажиры, то, к сожалению, вероятность, что вам вернут утерянное, намного меньше. Водитель ведь может не видеть кошелька на заднем сиденье, а пассажир, который туда сядет, заметит обязательно.

— Телефоны, кошельки теряют очень часто, — говорит Сергей Чапенко. — Забывают и ноутбуки, и кастрюли, когда с шашлыков едут. Когда-то ведро груш забыли. А был у нас случай совершенно дикий: мама забыла в такси полуторагодовалого малыша. Звонить маме в таком случае, как вы понимаете, бесполезно, пришлось везти ребенка к диспетчеру и обращаться в милицию.

Большинство таксистов работают по восемь часов в сутки, как и все остальные. Но, в общем-то, люди они вольные: начало и конец рабочего дня, перерывы и т.п. устанавливают себе сами.

— Если плохая погода или водитель просто чувствует, что устал, то может и через четыре часа закончить работу, — рассказывает Андрей Буткевич. — А если, например, он везет человека в Киев, ждет его, а потом везет обратно, то тут уже как получится — в целом может и двенадцать часов выйти.

— А тарифы до Киева, Знаменки рассчитываются так же, как цена проезда по городу?

— Нет. По городу мы сегодня рассчитываем проезд по секторам, то есть один-два километра могут вообще не влиять на стоимость поездки. За городом один километр стоит три гривни, если вы едете в обе стороны (например, встречаете кого-то в Борисполе и возвращаетесь назад), то обратный путь вдвое дешевле. А что касается Знаменки, Александрии, Новоукраинки, то тут у нас фиксированные тарифы — так удобнее и службе, и пассажирам. Ведь если мы будем считать дорогу до Знаменки по загородным тарифам, то стоимость проезда с Полтавской и, например, с Жадова будет отличаться гривен на сорок.

По словам Андрея Буткевича, за последние десять лет кировоградцы стали пользоваться услугами такси в три раза чаще. Теперь привыкаем к тому, чтобы вызывать такси по телефону, а не ловить на дороге.

— Если десять лет назад где-то шестьдесят процентов таксистов работали «от бордюра», а сорок — в службах, — говорит директор «Альянс-такси», — то сегодня соотношение примерно 20 на 80. А скоро, надеюсь, все пойдут в службы. Кировоград — чуть ли не единственный город в Украине, где такси «с бордюра» стоит дороже, чем вызванное по телефону. Абсурд, конечно, но службы вынуждены конкурировать между собой, поэтому держим тарифы, а частник может назвать любую сумму, а там уже пассажир соглашается или торгуется. Очень хочется, чтобы клиенты поняли: заказывать такси по телефону не только дешевле, это еще и вопрос безопасности. Служба несет ответственность за работу всех своих таксистов.

Ольга Степанова, фото Павла Волошина, «УЦ».

«Такси подъехало. Выходите!»: 2 комментария

  1. Среди таксистов немало стукачей. И не удивительно, мвдешник, в 40 лет ушедши на пенсию, разве пойдёт работать слесарем, руки марать машинным маслом ? Правильно, нужно искать более выгодную и чистую работу )

  2. Как служба несет ответственность?
    Как-то спешил на последний автобус в Знаменку, чтобы успеть к поезду. Позвонил в Альянс-такси минут за 30-40 до автобуса. Сказали мне: «Ждите, машина едет.» Через 20 мин звоню, снова «ждите». Я даже вышел на улицу встретить у подъезда, чтобы время не терять. В итоге еще через 15-20 минут снова позвонил, обругал, а мне в ответ «Ну извините». Кстати, это в спальном районе.

    И какая тут ответственность?

Добавить комментарий