Нино Сухишвили: «Родина – там, где мы!»

Более 2000 городов, 90 стран, более 300 концертных туров – это далеко не полный перечень выступлений Национального балета Грузии. Именно так называется теперь ансамбль Сухишвили, ведь балет — это не обязательно классика, он может быть разным — характерным, фольклорным, зажигательным и экспрессивным.

Глядя на Действо, которое происходит на сцене, забываешь обо всём. Грузинские танцоры нарушают все законы гравитации. Даже воздух в переполненном зале областной филармонии становится лёгким и отчётливо напоминает горные ароматы летнего разнотравья. На концерте зритель окунается в атмосферу настоящей Грузии, с высокими горами и виноградными долинами необузданной красоты.

О самом балете говорить можно бесконечно, он стал первым и единственным фольклорным ансамблем, который выступает на подмостках знаменитого театра «Ла Скала». Ансамбль занесен в Книгу рекордов Гиннесса, отобрав свой мировой рекорд у самогО великого Карузо. После выступления ансамбля имени Сухишвили занавес под овации зрителей поднимали 14 раз, а после концерта Энрико Карузо – «только» 11 раз. В коллекции балета Сухишвили — награда королевы Великобритании, во время гастролей на Бродвее выступление грузинского национального балета было названо лучшим шоу года, а сам коллектив — лучшим балетом Бродвея. Все награды мира имеют полное право лежать у ног этого великолепного коллектива. Национальный балет Грузии не случайно называют «Восьмым чудом света»: соприкосновение с высоким искусством этого коллектива — всегда праздник. В их танце есть все: и храбрость грузинских воинов, и божественная красота грузинских женщин, и горячий темперамент горцев. В пластике движения артисты несут зрителю богатейшее наследие своего народа — его многовековые традиции, ритуалы и фольклор.

Благодаря помощи (в который раз!) руководства областной филармонии журналисты «УЦ» получили эксклюзивную возможность побеседовать с миниатюрной и чарующе красивой женщиной – руководителем балета Нино Сухишвили. Есть такое неписаное правило: женщину никогда нельзя спрашивать о возрасте, но тут оно и не пригодилось, озорной восемнадцатилетний бесёнок в глазах говорил сам за себя. Такое комфортное единство Величия, Красоты и Простоты редко встретишь у обычного человека.

— Нино, давайте попробуем поговорить с вами о чём угодно, только не о танцах, ведь ваш великолепный коллектив и так известен и любим многими в Кировограде. Скажите, каково ваше отношение к политике? Не было ли у вас мыслей стать чиновником или депутатом, как это сделали многие деятели культуры и спорта в разных странах постсоветского пространства?

— Честно говоря, у меня не было таких мыслей, да и желания нет, но предложения были. Мне предлагали пост министра культуры Грузии, предлагали участвовать в разных предвыборных кампаниях. Я всегда отказывалась: это не моё, и нет никакого желания этим заниматься. Политика, конечно, даёт большие возможности, но и создаёт большие проблемы. Как гражданин своей страны я не могу остаться в стороне от тех событий, что у нас происходят. Во время недавних выборов в коллективе были даже споры, за кого голосовать. Я лично считаю, что Грузия достигла очень многого за последние 8-9 лет. Именно во время правления Михаила Саакашвили. Ощутимо много положительного было сделано для страны, невзирая ни на что. Когда к нам в страну приезжают гости, которые не были в Грузии даже один-два года, они удивляются. Конечно, всё не было так, как хотелось бы. Допустили много ошибок, думаю, что как раз за эти ошибки партия Саакашвили и поплатилась, проиграв выборы. Но главное, что, даже проиграв, правящая партия отдала власть спокойно, что, несомненно, является одним из важнейших ее достижений. Думаю, что Грузия поднялась на новый, цивилизованный уровень. Надеюсь, что и новое правительство, если не выполнит свои обещания, тоже спокойно передаст власть преемникам. Но я надеюсь на лучшее, я же оптимист! Всегда верю: всё, что происходит, – обязательно к лучшему. Но пока прошло мало времени, и прогноз делать очень трудно. Поживём – увидим. Хотя я ни в одной стране, где мы побывали, не видела такого правительства, которое полностью устраивало весь народ. Такого, наверное, никогда и не будет. Всем ведь не угодишь…

— Каковы ваши взаимоотношения с государственными органами? Государство вас поддерживает, как-то помогает?

— Конечно, мы же государственный ансамбль, бюджетная организация. Получаем зарплаты, это не много, но лучше, чем ничего. Мы и сами себя содержим, на одних бюджетных деньгах не протянешь. Гастроли, гонорары, концертные туры — это всё нам помогает. Ведь на содержание такого коллектива нужно много денег. Мы к вам в Кировоград привезли 70 артистов, в Киеве в марте будет больше сотни. Всех нужно поселить, накормить, да ещё и костюмы…

— Вы представляете уже третье поколение одной семьи, которая руководит ансамблем, а среди танцоров есть семьи, которые образовались в балете? Как у вас с «семейственностью»?

— Есть она у нас, и мы этим гордимся! Есть сёстры, есть братья, есть дети бывших танцоров, которые тоже попадают в ансамбль из поколения в поколение. На протяжении стольких лет с основания ансамбля было создано очень много семейных пар. И сейчас у меня шесть девочек в декрете, в этом туре их нет, но в будущем они, надеюсь, снова появятся. Есть очень много неженатых и незамужних молодых, так что надеемся, что пары еще будут (смеется).

— А как проводится отбор в ансамбль? Как пополняется коллектив, когда девочки уходят в декрет?

— У нас есть своя школа, там учится около 700 детей разных возрастных групп, от 5-6 лет — самые маленькие, а старшие — до 17 лет, и многие из них уже готовы выступать в основном коллективе. Не все, конечно, многие учатся просто «для себя». Не все становятся профессиональными танцорами. Мы проводим кастинги и отбираем для себя лучших, которых сами и готовим. Школа наша частная, она содержит сама себя и даже помогает ансамблю.

— Балет – концертные туры, школа – обучение, а кроме школы и балета, чем ещё живёте?

— Ещё у нас есть благотворительный фонд имени моего отца, Тенгиза Сухишвили. Фонд помогает артистам, которые уже не танцуют, ведь не секрет, что профессиональный танцор, как и профессиональный спортсмен, часто уходит со сцены раньше официальной пенсии. Танцор в 40 лет уже пенсионер. А жить-то надо. Конечно, некоторых наших мы берём педагогами в школу, но всех же не устроишь. Вот фонд и помогает таким людям дожить до официальной пенсии, некоторые ведь, кроме танца, ничего не умеют делать. Тем, кто покинул сцену из-за травмы, мы помогаем, причём не только танцорам, а тем, кому нужно. На всех, конечно, не хватает, но стараемся изо всех сил. Но главным, конечно, остаётся балет. Если до конца не отдаваться своему делу – ничего не получиться! Не будет успеха, не будет высокого качества.

— Вскоре у вашего коллектива замечательный юбилей: 70 лет на сцене. Как планируете праздновать? Чем порадуете зрителя?

— Действительно, через два года нам исполнится 70 лет, но это время, которое считается с момента официального присвоения статуса, а сам ансамбль начал своё существование ещё в 30-е годы. Мой дедушка работал во многих ведущих театрах тогдашней страны: в Киевском государственном театре оперетты (до этого он назывался Театр музыкальной комедии), в Ленинграде, ставил танцы и в Большом театре, и в театре Станиславского. Даже вместе с моей бабушкой принимал участие в постановках для джаз-оркестра Леонида Утёсова. А ещё он участвовал в концерте во время знаменитой встречи Большой тройки в Тегеране в 1943 году. Но это всё было до тех пор, пока ансамбль не получил государственного статуса. Очень трудные бывали времена у ансамбля, как и у всего грузинского народа, приходилось буквально бороться за выживание. Вплоть до сегодняшних дней приходится бороться. Моя бабушка часто любила повторять: «Я – боец! Я всю жизнь борюсь за своё искусство». Эту истину надо усвоить всем, да и не только людям искусства. Такова жизнь, и прожить её надо в борьбе за своё собственное Я. Иначе не будет качества.

А к праздничной дате мы, как всегда, подготовим новую программу, подарим зрителям новые танцы, поделимся своим праздником.

— Вы чаще находитесь за границей, чем дома. Не теряете связи с родной Грузией?

— Ну не всегда мы за границей, у нас был очень перегружен гастролями 2011-й, 2009-й, ну ещё
2010-й. Хотя … да (смеётся). А если серьёзно, Родина — это там, где мы! Я считаю, что наш ансамбль — это маленькая Родина, которая передвигается по всему миру. Особенно это заметно, когда мы встречаем эмигрантов, которые сейчас разбросаны по всему миру. Они говорят, что мы привозим им частичку Грузии. Творчество ведь происходит из народа, но каждый хореограф должен уметь его использовать, чтобы создать что-то своё.

Кстати, об эмиграции: я встречала несколько её этапов. Я ещё помню от дедушки и бабушки разговоры о самой первой эмиграции. Первая волна, которая после революции уехала, — они совсем другие. А нынешняя эмиграция от неё очень отличается, уровнем, социальный уровень стал тяжелый. Сейчас люди уезжают за деньгами, а тогда покидали Родину за идею. Нынешние эмигранты иногда не могут себе позволить прийти на наш концерт, это очень обидно и больно. Но все грузины за рубежом дороги для нас. Я считаю, что мы несём с собой Родину, Грузия — это наша программа, наш концерт. На протяжении двух часов вы можете побывать в Грузии, тут и традиции, и история. Это рассказ о Грузии в пластике, который мы возим по всему миру. Такая гордость, когда стоишь на сцене в финале концерта и зритель аплодирует стоя и кричит «Да здравствует Грузия!». Это и политика, и патриотизм, и всё вместе…

— За сорок дней тура по Украине у вас тридцать четыре концерта. Это невообразимо много. Понятно, вы приезжаете большим коллективом, который надо содержать, наверное, поэтому так много выступлений? Может, проще сделать меньше выступлений и чуть дороже билеты?

— Это же не мне решать, так решают организаторы тура. Мы от кассы не зависим, у нас фиксированная оплата, так нам предпочтительнее: меньше проблем – больше времени для творчества. Я в эту кухню не лезу, чем больше концертов – тем для нас лучше…

Жаль, конечно, разговор «не о танцах» у нас не получился, да и как можно говорить с таким человеком о чём-то другом, кроме Его Величества Танца?!

Алексей Гора, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий

Добавить комментарий