Сергей Неделько: «Работодатели становятся к нам в очередь»

Вступительная кампания 2013 года официально начнется через две недели, и пока выпускники школ Кировоградщины делают выбор между местными вузами и ведущими учебными заведениями больших городов, абитуриенты из всей Украины и далеко из-за ее пределов готовятся ехать к нам, в Кировоградскую летную академию Национального авиационного университета.

Этот учебно-производственный комплекс, в котором заняты около 1300 работников, сегодня переживает настоящий ренессанс, полностью обновив свою немалую материальную базу, снова «встав на крыло», запустив целый ряд принципиально новых образовательных проектов и продолжая проводить прогрессивные изменения в режиме реального времени. Традиционно готовя кадры для украинской и мировой авиации — от пилотов и авиадиспетчеров до спасателей и менеджеров, вуз постоянно ищет новые возможности, удовлетворяя спрос работодателей других смежных отраслей — от туристического бизнеса до машиностроения. Среди 2500 курсантов академии — представители более 30 государств, ежегодно переподготовку и курсы повышения квалификации, поддержания профессиональных навыков здесь проходят пилоты со всего мира. Возможность учиться бесплатно, на бюджетной основе, в этом учебном году могут получить 220 абитуриентов, из них 50 — по направлению подготовки пилотов.

О сегодняшнем и завтрашнем дне учебного заведения, произошедших и происходящих сейчас кардинальных изменениях в его работе и постоянно расширяющихся перспективах выпускников летной академии нашему изданию рассказал начальник учебного заведения, доктор технических наук профессор Сергей Неделько.

— Пережив тот кризис реорганизации, который испытали на себе все вузы Украины после обретения ею независимости, когда дошло до того, что у нас не было ни одного самолета, аэродромы вышли из состояния готовности, мы очень серьезно занялись восстановлением инфраструктуры и обновлением парка воздушных судов, — рассказывает руководитель. — Сегодня мы восстановили те самолеты, которые у нас были, — 3 самолета НАРП-1, три самолета АН-2, три ЯК-18Т, а кроме того — получили 7 абсолютно новых самолетов Diamond класса NG, «новое поколение». Это принципиально новая техника, самое современное из того, что сейчас есть в мире. Их еще называют «самолеты со стеклянной кабиной». Но имеется в виду не стеклянный купол, а то, что у них основное приборное оборудование в кабине — дисплеи, это совершенно другая философия полетов и подготовки к ним. Таким образом, выпущенные нами пилоты будут готовы работать в любой, самой современной авиакомпании мира. Кроме того, за последние годы мы восстановили для полетов аэродромы в Кировограде, в Малой Виске, сертифицировали десятки служб, которые обеспечивают полеты, подобрали кадры. Есть еще несколько аэродромов, которые мы используем совместно с частниками, — один в Козельце под Киевом, другой — в Крыму. Сейчас мы как раз заканчиваем подготовку к тому, чтобы в зимний период летать на аэродроме авиационно-спортивного клуба в Заводском.

В восстановление аэродромов, ангаров, тренажеров, сертифицирование, поиск и набор кадров были вложены колоссальные средства и немало труда. По словам Сергея Неделько, с которыми сложно не согласиться, активизация научных исследований, открытие советов по защите диссертаций и т.д. — это надстройка, заниматься которой не было смысла до построения базиса на новой, современной основе. Но и современная материальная база — ничто без внедрения соответствующих стандартов обучения. К примеру, известны случаи, когда оборудование для учебных лабораторий, переданное вузам, годами простаивает… даже нераспакованным. В Кировоградской летной академии же подходы к обучению меняются вместе с требованиями времени:

— Когда Кабинетом Министров принималось решение о приобретении для нас воздушных судов, в распоряжении было прямо указано, что мы должны полностью перейти на европейские стандарты обучения. Украина пока — не член Евросоюза, но авиация готовится к этому в числе первых. Мы полностью привели учебные программы и планы в соответствие с европейскими стандартами, уделяем серьезное внимание внедрению программы CBT (computer based training), компьютеризованной подготовки. В Европе решение о переходе на CBT было принято, чтобы максимально расширить возможности для подготовки пилотов — в том числе без участия преподавателей, инструкторов и дистанционно. У нас на базе академии работает научно-исследовательский институт аэронавигации, и его главная задача на данный момент — все специальности, подготовка которых ведется в вузе, перевести на компьютеризованные подходы, принятые в Европе и мире. Важной составляющей соответствия международным стандартам для нас является также изучение английского языка. Согласно стандартам международной организации гражданской авиации ИКАО, все члены летного экипажа и работники диспетчерской службы должны владеть английским языком на уровне не ниже четвертого по шкале ИКАО, и наши пилоты и диспетчеры уже сегодня подготавливаются с учетом этих требований. Более того, с прошлого учебного года мы начали эксперимент, в рамках которого все спецпредметы для пилотов со второго курса будут читаться на английском языке. В первый год мы расширили число часов, консультаций, факультативов для того, чтобы курсанты были в состоянии не только воспринимать информацию, но и отвечать, свободно общаться на профессиональном английском. И на сегодня больше половины курсантов-первокурсников подготовлены очень хорошо, сейчас по итогам сессии мы будем определять стратегию дальнейшего развития проекта. Начиная с нового учебного года мы включаем в него и другие специальности — авиадиспетчеров, специалистов по аэронавигационному обеспечению полетов, менеджеров туристической индустрии. То есть со следующего учебного года у нас будет целый ряд англоговорящих групп студентов разных специальностей, — рассказывает Неделько.

Но не авиацией единой — в академии стараются использовать все имеющиеся возможности собственной базы для удовлетворения меняющихся потребностей в специалистах самого разного профиля:

— На уровне самых высоких инстанций принято решение о том, что на базе бывшего военного аэродрома Канатово и его авиагородка будет создаваться технопарк, совокупность современных производств, лабораторий, научно-исследовательских центров. Практически все, что необходимо — транспортная инфраструктура, коммуникации, — в Канатово уже есть или находится в стадии подготовки. Но кто будет работать, если, к примеру, Samsung или любая другая глобальная компания завтра откроет здесь свое представительство? У нас в области готовятся специалисты высокого уровня по разным специальностям, но остается открытым вопрос знания английского языка, и, кроме того, подготовка должна носить другой, коммерческий характер, далекий от традиционного высшего образования Украины и других постсоветских стран фундаментального подхода. Потому что сама идея технопарков, как и других современных форм организации экономической деятельности, подразумевает коммерциализацию научных исследований и максимально быстрое внедрение их в производство. То есть в рамках технопарка производства и научно-исследовательские организации работают бок обок, разработали — сразу внедрили, только так динамично развивается мир. Поэтому сегодня мы наши специальности ориентируем на подпитку этого технопарка — с этого года открываем ряд IT-специальностей: автоматизация и интегрированные компьютерные технологии, информационно-управляющие системы и технологии, возможно, будет и третье направление. По ним мы будем готовить специалистов совместно с Национальным авиационным университетом, преподаватели которого готовы вести у нас часть предметов, также сразу на английском языке. То есть выпускники этих специальностей смогут прийти в любую фирму — иностранную или совместную, владея высокими технологиями и английским языком, и работать, — уверен начальник кировоградской летной академии.

Если приход мировых корпораций в регион — дело дня завтрашнего, то многие успешные компании, работающие на его территории, испытывают недостаточный приток квалифицированных кадров уже сегодня. Идя навстречу требованиям рынка специалистов, летная академия готова компенсировать этот дефицит:

— Один из примеров уже имеющихся договоренностей — решение о создании научной лаборатории и преобразовании предприятия, которое уже есть здесь. Ведь есть два пути создания инновационных компаний — либо с нуля, либо на базе уже существующих мощностей. И как раз по второму пути мы пошли, создавая совместно с группой «Гидросила» на базе академии научную лабораторию, где будут готовить машиностроительные кадры, которые пойдут работать в том числе на заводы группы. В перспективе мы рассчитываем в рамках технопарка создать так называемый авиационный кластер, чтобы в будущем производства, которые могли бы выполнять заказы для авиастроения, размещать в Кировограде. В частности, на заводах «Гидросилы», производящих современное гидрооборудование, ведь самолет насыщен гидравликой, наверное, больше, чем любая другая машина. Такая инициатива есть, мы договорились о создании общей научной лаборатории. Сегодня «Гидросилу» интересуют инженеры-механики, которых готовим именно мы, ведь авиация находится в авангарде прогресса, это одна из наиболее высокотехнологичных отраслей, и инженер, подготовленный для работы в этой отрасли, справится с чем угодно. К тому же мы уделяем большое внимание изучению английского языка, преподаванию на нем специальных предметов, а все современное технологическое оборудование сегодня — импортное, и сопроводительная документация к нему — на английском. То есть инженеры, которых мы выпускаем, имеют целый ряд преимуществ, — уверен Сергей Неделько.

Не нами сказано: подготовить специалиста — только полдела. И для вуза, и для самого выпускника намного важнее вопрос трудоустройства. Сегодня в летной академии он поставлен во главу угла. Именно логике востребованности специалистов на рынке труда подчинены изменения, которые претерпевает вуз:

— Чтобы трудоустроить выпускника, нужно досконально знать заказчика, его возможности, потребности и пожелания. Поэтому построение отношений с работодателями для нас является вопросом номер один, — утверждает начальник вуза. — Еще вчера у нас не было самолетов, и нашим пилотам приходилось идти к полетам на современной технике, в крупных авиа­компаниях, по очень долгому пути. Сегодня у нас есть самолеты, после которых можно сразу переучить на самый современный «Аэробус» или «Боинг», плюс мы даем глубокое знание английского языка. И отношение работодателей к нам тут же изменилось. Те заказчики, которые еще вчера говорили, мол, «что с вас возьмешь, базы нет, смысла нет…», сейчас становятся к нам в очередь. Но главная задача, которой мы сегодня занимаемся, — подготовка всего спектра специалистов для технопарка, потребности которого в кадрах будут настолько большими, что наших объемов подготовки может оказаться недостаточно, и их придется расширять. К примеру, мне пришлось побывать с делегацией в технопарке г. Инчхон в Южной Корее, созданном за пять лет на искусственном острове в море — офисные небоскребы, парк отдыха, жилье, торговые комплексы и все остальное. В целом там будет жить и работать около 2,5 миллионов человек. Причем работать в области новых технологий — биотехнологий, IT, других сферах. Все это обеспечено инфраструктурой для работы, жизни, быта и в том числе образования — там открываются и учебные заведения. Конечно, и наша мечта — чтобы здесь, в Канатово, был создан подобный участок ускоренного развития. И мы очень заинтересованы в том, чтобы поддержать этот проект по максимуму и подготовить те кадры, которые там будут необходимы. Вообще технопарк — это голубая мечта любого вуза, это интенсивное развитие науки, задействованность наших преподавателей, ученых и гарантированное трудоустройство выпускников. Поэтому сегодня мы перестраиваем многие наши учебные цели и подходы под этот проект. Например, за лето мы должны создать вертикали «квалифицированный рабочий — младший специалист — бакалавр — магистр» по всем нашим основным специальностям. Технопарк предполагает огромное количество туристических объектов, в первую очередь — гостиниц, а значит, там смогут быть заняты менеджеры туристической индустрии, которых мы выпускаем. Если говорить о пилотах, то предусматривается, что в технопарке Кировоградской области будет создан отряд по обработке сельхозугодий с воздуха с использованием новых средств и технологий. Для этого вида работ нужны даже не бакалавры, а младшие специалисты, но они должны быть специально подготовлены для полетов на сверхмалых высотах. Для этого нужны отдельные программы, ничуть не менее сложные, чем для пилотов пассажирских авиалиний. Кроме того, будет и потребность в специалистах по поиску и спасению, по этой специальности мы также хотим организовать в одном из ПТУ подготовку квалифицированных рабочих, открываем авиационный колледж для подготовки младших специалистов, дальше — бакалаврат уже в академии. Это как раз та вертикаль, о которой я говорил. Набор в колледж мы планируем открыть со следующего учебного года — еще нужно пройти лицензирование. Кроме того, мы готовим авиационных инженеров-механиков, также всех уровней квалификации, я уже говорил о совместном проекте с «Гидросилой», понадобятся они и в Канатово. То есть в ближайшее время мы планируем серьезно работать в первую очередь на технопарк. Потому что это на сегодня — самое «острие», там самые высокие требования к кадрам, к уровню их подготовки, и если мы сможем удовлетворить потребности технопарка, то наших выпускников с удовольствием примет любой, самый требовательный работодатель.

Подготовил Андрей Трубачев — специально для «УЦ».

Сергей Неделько: «Работодатели становятся к нам в очередь»: 6 комментариев

  1. будь — ласка, покажіть чергу з роботодавців і випускникам вишу. Бо якщо в тебе не має «блата» в системі люди шукають роками роботу по спеціальності, чи ідуть на іншу. Це я говорю і як мати студентки , і як керівник. Через Центр зайнятості ми шукали собі офіс — менеджера. Так ось, 60-75% тих, хто до нас приходили, за направленням ЦЗ, це як раз випускники ДЛАУ.

  2. блогер-
    Ув. Редактор у вас были такие хорошие статьи о больших ВУЗах. Будут ли еще?

    редактор- Будут и о больших и о маленьких. Если забашляют.

  3. Думаю, что у статьи крайне неудачный заголовок. Ведь ректор сказал нечто другое:
    «Сегодня у нас есть самолеты, после которых можно сразу переучить на самый современный «Аэробус» или «Боинг», плюс мы даем глубокое знание английского языка. И отношение работодателей к нам тут же изменилось. Те заказчики, которые еще вчера говорили, мол, «что с вас возьмешь, базы нет, смысла нет…», сейчас становятся к нам в очередь. »
    Здесь четко сказано, что ситуация изменилась только сейчас.

  4. Сергей Николаевич, скажите, а почему с дипломом летной академии большинство выпускников не могут найти роботы, т.к. их специальность в ограниченом понимании является «гражданской»?! Ведь не для кого не секрет, что отрасль гражданской авиации Украины переживает кризис сейчас (в виду банкротства компании «Аэросвит»). Какая работа предпринимается ВУЗом в этом направлении?! Возможно ли введение в специальность дополнительных «гражданских» специализаций, которые дадут возможность студентам не искать себя в сезонных трудовых работах, а полноценно и круглогодично трудиться?! :yes:

  5. Приятно читать такие с позитивным настроем статьи. И хочется пожелать успехов и исполнения планов. Но здесь уместно всё же заметить, что выпускник ВУЗа становится всего лишь лицом с высшим образованием. Алгоритм превращения лица с высшим образованием в специалиста требует ещё минимум 5-7 лет т.к. надо пройти путь, например, у конструкторов через третью,вторую,первую категорию, стать ведущим и тогда можно говорить,что лицо с высшим образованием превратилось в специалиста.
    Интересный эксперимент совместной работы с «Гидросилой». Согласен, что на первых курсах программа общетехнических дисциплин идентична. Но на последних курсах пути расходятся. Поэтому выпускник лётной академии будет отличаться от выпускника КНТУ как Боинг-747 от Дон-1500.
    Оставляю комментарий неоконченым. Возможно, по ходу дискуссии будет необходимость в продолжении.

  6. Отвечает помощник начальника академии по связям с общественностью Ольга Кушнир: «Вопрос интересный, требующий далеко не односложного ответа… Мы готовы и отвечать, и к диалогу… На самом деле — есть что сказать и по этому поводу тоже… Но для конструктивного общения с руководством академии — обращайтесь, пожалуйста, непосредственно к нам, в учебное заведение: через функцию обратной связи нашего официального сайта, или непосредственно заходите, звоните ко мне в центр общественных связей. У начальника есть специальные дни для приёма по личным вопросам, а ещё мы регулярно проводим дни открытых дверей. Добро пожаловать!

Добавить комментарий