Смех и слезы дневного телевидения

О том, что СМИ манипулируют нашим сознанием, в последнее время сказано немало. Особенно хорошо это получается у телевидения, просто в силу того, что чтение газеты или поиск новостей в Интернете – процесс сознательный, а телевизор у многих работает круглосуточно, просто как фон ко всей остальной жизни.

О политических ток-шоу и новостных программах и без нас сказано немало, как и в целом о телевидении в прайм-тайм, то есть с 18.30 до 22.30, – считается, что именно в это время телевизор смотрит самое большое количество людей. Однако очень многие люди – домохозяйки, пенсионеры, студенты и школьники на каникулах – практически целый день поглощают информацию, которую им предлагает голубой экран. И это уже совсем другое телевидение. С 9.00 до 18.30 никто не говорит ни о войне, ни о международной политике – мало кто захочет в качестве фона к уборке, готовке или играм с ребенком слушать новости о погибших или споры политиков. Но, пожив пару дней с включенным телевизором (а ведь так живут сотни тысяч людей!), начинаешь физически ощущать, как разрушается мозг.

Посмеяться

Пожалуй, главная задача украинского эфирного телевидения в дневное время – рассмешить зрителя. «Вечерний квартал», «Рассмеши комика», «Країна У», «6 кадров», «Даешь молодежь!», «Файна Юкрайна», КВН – днем показывают программы в основном старые, двух-трех-, а то и семилетней давности, часто просто одни и те же выпуски изо дня в день (этим особенно грешит «ТЕТ»). Среди этих передач есть хорошие и качественные, есть и откровенно плохие, но дело не в этом. Почему в стране, где через день объявляют траур, цель телевидения – смешить любой ценой? Не обязательно слушать только классическую музыку, но зачем этот натужный смех?

В программе телеканала «ТЕТ», например, в будний день юмористические передачи занимают от пяти до шести с половиной часов. «К1» веселит в основном в выходные – в субботней телепрограмме 6,5 часов смеха. На других телеканалах юмористических шоу меньше, но, вовремя нажимая кнопки на пульте, зритель может хохотать целый день без перерыва.

Тем более что, кроме юмористических шоу, есть еще и комедийные ситкомы. В целом мы ничего не имеем против «Ворониных» – вполне себе добрый семейный сериал. Но почему на «Новом канале» ежедневно показывают по десять серий «Ворониных» (3,5 часа) и по семь серий «Счастливы вместе» (еще три часа)? Нет, мы понимаем, что канал, наверное, купил ситкомы за большие деньги и теперь собирается, как минимум, лет пять не париться насчет дневного эфира, показывая серии в произвольном порядке («Ворониных» на сегодня снято 285 серий, а ситкома «Счастливы вместе» – 374) …

Впрочем, ругать «дебильные российские сериалы», снятые по адаптированным западным сценариям, может только тот, кто не видел наш, украинский, продукт – «Витальку». Не хочется обижать нашего земляка Гарика Бирчу (который является не только исполнителем главной роли, но и автором, прости господи, сценария), но это ведь стыдно! Причем стыдно не только снимать, но и смотреть. Во время просмотра «Витальки» все время чувствуешь неловкость за то, что ЭТО вообще можно показывать по телевизору… Хотя, возможно, именно в чувстве стыда и неловкости, которое возникает у зрителя, – секрет популярности сериала. Потому что, кроме желания посмеяться, дневной украинский зритель, очевидно, имеет мазохистские наклонности и включает телевизор специально, чтобы испугаться, расстроиться, испытать боль и…

Поплакать

Тут безусловным лидером является канал «СТБ» с программой «Следствие ведут экстрасенсы», в которой странные люди расследуют кровавые убийства, страшные самоубийства или ищут пропавших детей. Не будем рассуждать об «экстрасенсах» и «следствии», хотя и то, и другое весьма сомнительно. Но главное в этих программах – не сами расследования (кажется, конкретных ответов экстрасенсы в этой программе не дают), а страшные подробности расследуемых историй, откровения и слезы родственников погибших. Людей, которые готовы выворачивать душу на программе, понять можно – они надеются понять, что же произошло на самом деле, и облегчить свою боль. И даже объяснение какой-нибудь пляшущей вокруг костра тетки, что дело, мол, в древнем родовом проклятии, как-то им помогает. Но мы-то почему так любим смотреть на их страдания и слушать, как с их любимой дочери после изнасилования сорвали скальп и бросили ее умирать в подвале гаража? Причем для наглядности нам не только рассказывают, но и показывают, что произошло, то есть к каждой программе снимается короткометражка: вот маленькая девочка приходит из школы домой, обедает, переодевается, делает петлю из своего шарфа, залезает на стул и привязывает шарф на гвоздь… А теперь слово маме этой девочки: пусть расскажет нам о своих чувствах! Просим! Просим!

Это, конечно, апофеоз жанра. Для тех, кто боится крови, есть лайт-варианты: «Семейные мелодрамы» на «1+1», «Кохана, ми вбиваємо дітей» на том же «СТБ» и т. п. Причем если «Семейные мелодрамы» – это, опять же, короткометражки «на основе реальных событий», то «Кохана, ми вбиваємо дітей» – это реалити-шоу, в котором мы, по идее, наблюдаем за реальными семьями, в которых родители избивают детей, дети ненавидят родителей и т. п. Что заставляет эти реальные семьи (если они реальные) выносить свои проблемы на суд домохозяек всей страны, тот еще вопрос. Главное – такие шоу не только вызывают слезы, но и удовлетворяют еще одну базовую потребность зрителя – …

Подсмотреть

Бабушки, зорко следящие за соседями из-за занавески, – сегодня исчезающий вид. Потребность подсматривать за другими людьми, обсуждать и осуждать чужую жизнь можно полностью удовлетворить, не вставая с дивана. К услугам тех, кто живо интересуется жизнью чужих людей, реалити-шоу: «Панянка-селянка», «Зважені та щасливі», «Хата на тата», «Вагітна у шістнадцять» и т. п. Вполне можно понять сельскую девочку, которая хочет три дня пожить жизнью какой-нибудь «аптечной принцессы»: посидеть в дорогом ресторане, купить платье, сделать прическу и маску для лица в салоне. Можно понять и «аптечную принцессу», которая решается на трехдневный экстремальный тур с коровами, печкой, стиркой в реке и тремя гривнями в день. Ясны мотивы и уставшей домохозяйки, которая уезжает на неделю в жаркие страны, оставляя детей на мужа и съемочную группу. Заслуживают огромного уважения бывшие наркоманы, люди с ВИЧ, трансвеститы, которые идут на ток-шоу, чтобы, приняв удар на себя, показать всему миру, что люди с такими же проблемами, как у них, – совершенно нормальные члены общества. Но почему, например, самая обычная женщина желает обсудить со всей страной проблемы излишнего оволосения или отсутствия оргазма? Что ею движет? Во многих реалити-шоу и ток-шоу типа «Давай поговорим о сексе» («СТБ») или «Говорит Украина» («Украина») принимают участие какие-то ментальные эксгибиционисты. Сидя на диванчике в студии, со счастливыми улыбками на лицах они рассказывают всему миру о проблемах, о которых обычно говорят только с близкими друзьями и врачами. Мы не против обсуждения этих проблем на телевидении, но в этих откровениях в студии и в том, с каким упоением мы, зрители, смотрим и слушаем, есть, согласитесь, что-то ненормальное. Ну какое нам дело до излишнего оволосения незнакомой тетки?

Но ментальных эксгибиционистов еще нужно найти, поэтому часто мы имеем дело с псевдо-реалити-шоу, в которых нам показывают «почти реальность». Особенного внимания заслуживают «Судебные дела» и «Семейный суд» на «Интере». Обе программы обещают нам присутствие на реальных судах, и хотя любой человек, который хоть раз был в суде, понимает, что это не так, рейтинг у них довольно высокий. Однако совсем не из-за обещанных создателями шоу «практических знаний о том, как исполняется правосудие, что написано в украинских законах, как следует вести себя в конфликтных ситуациях», а опять же, из-за вывернутых на всеобщее обозрение внутренностей чужой жизни. Судьи, адвокаты, прокуроры, участники процесса ведут себя в этих передачах очень и очень странно. Например, при рассмотрении совершенно обычного иска об алиментах на содержание несовершеннолетних детей адвокаты бывших супругов приглашают свидетелей: друзей семьи, троюродного брата жены, любовницу мужа, которые зачем-то рассказывают суду подробности своей личной жизни. Некоторые свидетели приходят сами, «потому что не могут больше молчать», их появление становится неожиданностью для обоих адвокатов и судьи, но это ничего – их выслушивают, заносят их слова в протокол и т. п. Все это (о чудо!) никак не влияет на решение суда об алиментах. Но день прошел не зря: после оглашения вердикта судья высказывает свое личное мнение о ситуации, дает бывшим супругам мудрые советы и ласково журит любовницу мужа…

Остаться недовольным

Казалось бы, насмеявшись и наплакавшись, узнав, как плохо и неправильно живут люди вокруг, дневной зритель должен быть почти счастлив. Но не тут-то было! Несколько лет на «Интере», также в дневное время, в расчете на пенсионеров и домохозяек, выходила программа «Знак качества», в которой тестировались различные продукты питания. Продукты проверяли в лабораториях и т. п., находили какие-то несоответствия состава, нарушения технологий, бывало, и глистов в селедке найдут (мертвых, слава Богу), и пальмовое масло в сгущенке, но все это довольно спокойно и без истерик. Однако, кажется, именно эта передача стала прародительницей целого жанра – «Как страшно жить». Передачи о мышах в хлебе, кошачьих хвостах в колбасе, жуткой токсичности средств для мытья посуды и смерти в муках от отравления меланином, которое наступает при использовании пластиковой посуды, на некоторое время заполонили дневной эфир. Со временем это прошло, от всего великолепия остались «Иллюзия безопасности» и «Среда обитания», которые можно смотреть без ужаса и даже черпать из них какую-то минимальную информацию. Где-то на стыке жанров родилась программа «Ревизор» на «Новом канале». То есть первое время это была довольно информативная программа (насколько может быть информативной ревизия в ресторанах и гостиницах Ялты для жителя, например, Ульяновского района, который в Ялту никогда не поедет). Однако со временем передача набрала оборотов, эволюционировала, превратившись в шоу-скандал, и стала практически визитной карточкой канала. Безупречная Ольга Фреймут, которая приходит в ужас при виде пыли и не может сдержать крик, заметив пятно на матрасе, отважно инспектирует холодильники, срывает наволочки, трогает своими руками грибок в ванных и т. п. Наверное, по большому счету, мы все должны быть благодарны программе «Ревизор» за то, что хозяева гостиниц и ресторанов теперь знают, что постельное белье в номере должно быть белым, а коварные клиенты иногда клеют жвачки под столешницу. Но главное в программе –уже давно не жвачки, а скандал: Ольгу Фреймут не пускают – она врывается, ругает официанток за недостойный внешний вид, требует кофе с собой в кафе, где на вынос ничего не продают, просит администратора гостиницы принести собачку или срочно найти лекарство, ворует бутылки с вином и звонит из гостиничного номера за границу… Иногда, чтобы было смешно, Ольга Фреймут проводит свои ревизии в генделыках на рынках и вокзалах, предъявляя к ним те же требования, что и к пафосным ресторанам – ищет там, например, отдельные холодильники для свежего мяса или интересуется, почему на пирожках нет стикеров с датой изготовления, а у персонала – помещения для отдыха. Или вдруг пускается в объяснения, почему все так плохо в украинских ресторанах: «Молодым шеф-поварам у нас очень мало платят. Я узнавала: 6,5 тысяч! Разве это зарплата?» В общем, все направлено на то, чтобы продемонстрировать: зажравшаяся Ольга Фреймут живет в совершенно ином мире. И, конечно, среди оскорбленных официантов, администраторов и поваров есть немало желающих оскорбить ведущую – чтобы они могли высказаться, создана отдельная передача «Страсти по ревизору». Все это длится часами и самое примечательное, что, случайно оказавшись перед телевизором, уже невозможно оторваться от разглядывания пятен на матрасах, жира в вытяжках и последующей ругани. Быть недовольной – профессия Ольги Фреймут (на самом деле она, разъезжая по стране, вероятно, все-таки где-то живет и что-то ест), но сколько домохозяек, очарованных ее образом, зайдя в кафе перекусить, шарят руками под столешницей и ищут отпечатки пальцев на стакане с соком?

Еще одна странная особенность – из десяти эфирных каналов («Первый национальный», «Мега», «5 канал» и «М-1» мы, по понятным причинам, в расчет не брали) только на «ТЕТ» заметили, что сейчас каникулы у школьников, но и там детские программы заканчиваются в 12.00. На остальных каналах передачи для детей если и есть, то в какое-то совсем уж странное время, типа Kids Time на «Новом» – с 5.30. до 6.40.

Мы не ставили перед собой цель проанализировать весь дневной эфир – это поверхностные наблюдения человека, прожившего неделю с включенным телевизором. Конечно, днем показывают и другие программы, и даже художественные фильмы иногда. Но в целом напрашивается вывод: дневное телевидение призвано воздействовать на эмоции и ни в коем случае не тревожить разум зрителя, а наличие хоть какой-то информации в программе делает ее автоматически непригодной для дневного эфира.

Ольга Степанова, «УЦ».

Смех и слезы дневного телевидения: 3 комментария

  1. Призывая бойкотировать товары оккупантов на полках наших магаинов, телемагнаты продолжают покупать российские телесериалы и впихивать их в наши квартиры.

  2. Спасибо! Я узнала сколько всяко гадости я не смотрю.
    Хотя, справедливости ради,должна сказать, что зерна пользы есть почти во всех перечисленных программах. Основной посыл:Так не надо делать!
    «От пацанки до панянки»- дочка после просмотра пары выпусков сказала «ффу-у-у» и пацанкой быть не захотела
    «Меняю жинку»-ценить то, что имеешь, ну и брать что-то хорошее из чужого опыта. это те передачи, которые смотрела года два назад, а сейчас почти ничего,новости и то не всегда.

  3. ну только не надо на «Витальку» наезжать

Добавить комментарий