Великая сила традиций

Как и каждый год, в конце сентября кировоградцы массово выехали в выходной на Хутор «Надія» – на открытие 44-го фестиваля театрального искусства «Вересневі самоцвіти», который был посвящен актрисе Марии Заньковецкой.

Феномен «Вересневих самоцвітів», пожалуй, в том, что этот фестиваль как-то очень быстро стал всенародным праздником, в котором принимают участие не только заядлые театралы, но и люди, далекие от театра. Погулять по хутору, посмотреть спектакли на театральном поле и программы разных театров – профессиональных и аматорских, которые одновременно идут во всех уголках заповедника, – всегда приятно. Фестиваль – это не только грандиозное шоу, но и ежедневные спектакли в театре им. Кропивницкого и кукольном театре, а также гости – в этом году главной звездой фестиваля была совершенно необыкновенная актриса Национального академического драматического театра им. И. Франко Лариса Кадырова с моноспектаклем «Старая женщина высиживает». Много лет Лариса Николаевна играла Марию Заньковецкую в одноименном спектакле театра Франко, и сюда, на Хутор «Надія», приезжала не раз. Не на праздники, а просто за вдохновением, чтобы почувствовать атмосферу, в которой зарождался украинский профессиональный театр и расцветала ее героиня – актриса, игрой которой восхищалась императрица, которой поклонялись Чехов и Грушевский, Толстой и Петлюра.

В этом году мы ехали на Хутор «Надія» со смешанным чувством. С одной стороны, «Вересневі самоцвіти» – это действительно незыблемая традиция, неотъемлемая часть жизни Кировограда. С другой – как-то странно, что во время, когда денег в бюджете нет ни на что, средства на проведение такого масштабного мероприятия (а на фестиваль в этом году были приглашены десять профессиональных театров!) находятся. Но так получилось, что в заповедник мы добирались в автобусе благотворительной организации «Сердце матери», которая везла на праздник инвалидов. И сияющие глазки детей в инвалидных колясках, которые физически не могут попасть в игровые центры, на выставки и т. п., не катаются на каруселях и не играют в футбол, убедили: яркий, красочный (и, что немаловажно, бесплатный) праздник на свежем воздухе – это традиция, которую нарушать нельзя.

Кировоградский театр корифеев специально для выступления на Хуторе «Надія» подготовил спектакль о Заньковецкой, в котором четыре актрисы разных возрастов сыграли Марию в отрывках из спектаклей, которые ее прославили: «Назар Стодоля», «Наймичка», «Чорноморці» и «Житейське море».

– Я сегодня сидела, смотрела выступления коллег, и у меня слезы на глаза наворачивались, – говорит Лариса Кадырова. – Заньковецкая – это часть меня, моей жизни, я играла ее больше шестисот раз. Она была удивительной женщиной, спокойной, тихой, интеллигентной, она любила голубой цвет и фиалковые духи. Но когда она выходила на сцену, то преображалась. Антон Чехов, услышав, как она читает монолог Луизы из Шиллера, встал перед ней на колени. Он писал: «Заньковецкая – это страшная сила». И сегодня актрисам удалось передать эту силу. Здесь, где репетировала когда-то сама Заньковецкая, где растет посаженый ею дуб, где полюбил ее Николай Садовский, особая энергетика. Я бывала здесь, даже сажала здесь деревья, но в этот раз я не узнала Кировоград, не узнала театр, в котором играла тридцать лет назад Заньковецкую. Сегодня это чистый, ухоженный красивый город, а театр – вы сами знаете – потрясающий театр и потрясающие зрители, которые каждый вечер ходят на спектакли.

Надо сказать, в рамках проведения «Вересневих самоцвітів» было на что сходить. Открылся фестиваль спектаклем кропивничан «Назар Стодоля» по пьесе Тараса Шевченко. Мы писали об этой премьере, которую кировоградцам подарили к закрытию сезона-2013–14. Из рядовой (да простят нас шевченковеды), на первый взгляд, пьесы режиссер Евгений Курман сумел сделать зрелищный спектакль. Помогали ему в этом, кроме актеров, известные художники из Черкасс Сергей и Наталья Рыдванецкие – декорации и особенно костюмы просто роскошны. Еще раз рассказывать о спектакле не будем намеренно – предоставим кировоградцам возможность самим оценить его, сходив в театр.

Еще одним «стартовым» спектаклем фестиваля стали «Каникулы Кропа», показанные на малой сцене.

«Каникулы Кропа» – это моноспектакль режиссёра и актёра, заслуженного артиста Украины Юрия Жеребцова, первоначально созданный для «Театра в музее», но заново переосмысленный для малой сцены театра им. Кропивницкого и подготовленный специально к открытию «Вересневих самоцвітів».

Кропивницкий – великая фигура украинского театра. Основатель. Антрепренёр. Режиссёр. Драматург. Актёр. Таким и играет его Юрий Жеребцов. Но сами воспоминания Кропивницкого посвящены эпизоду из его детства – когда он впервые узнал о том, что есть такие вещи, как цирк и театр. В итоге исполнитель играет и взрослого человека, и мальчишку (если сказать точнее – того же взрослого человека, но так глубоко ушедшего в свои детские воспоминания, что они заново обретают ребяческую яркость и подлинность). И всех остальных действующих лиц: меняются выражение лица, интонация – и перед зрителем уже другой персонаж. А когда Ю. Жеребцов (устами юного Кропивницкого) рассказывает, как труппа въезжает в город, кажется, что видишь эту картину собственными глазами: и коней, и едущих на них циркачей, и клоуна, заранее потешающего завтрашнюю публику…

Херсонский театр им. Н. Кулиша привез на фестиваль спектакль, поставленный по довольно популярной в свое время (премьера состоялась в Нью-Йорке в 1954 году) пьесе Н. Ричарда Нэша «Продавец дождя». Небольшой городок изнывает от засухи, страдают посевы и скот. Такая же «засуха» царит и среди людей, в частности, в семействе Карри. Старший сын Ной – и в самом деле праведник, стремящийся всегда говорить правду, иногда во вред другим, – весь в управлении делами семьи и хозяйством. Младший – Джим – шалопай, необычно решение представить его в качестве парня с особыми потребностями. Их сестра Лиззи – некрасивая девушка, безнадежно влюбленная в помощника шерифа Файла и отчаявшаяся выйти замуж. Появление в доме семейства Карри мошенника Билла Старбака, который обещает за 46 долларов вызвать дождь, приносит надежду не только на долгожданные осадки, но и на перемены в самих героях пьесы. Главное, считает Старбак, – верить в то, чего очень хочешь. И финал пьесы – долгожданный ливень и предложение руки и сердца, сделанное наконец-то Филом Лиззи… Пьесу стоит посмотреть тем, кто не уверен в себе, у кого низкая самооценка. Она и в самом деле заставляет о многом задуматься, и актерам херсонского театра удалось донести это до зрителя. По крайней мере, многие, выходя из зала, говорили о каких-то необычных ощущениях и впечатлениях от пьесы.

Безусловной вершиной фестиваля стал моноспектакль актрисы Национального академического драматического театра им. И. Франко, народной артистки Украины, лауреата Шевченковской премии Ларисы Кадыровой (на фото) по пьесе польского драматурга Тадеуша Ружевича «Старая женщина высиживает».

Первое появление пожилой женщины в несуразном наряде, претендующем на шик, со стулом и сумкой на колесах, которая из большущей кучи мятых газет (реквизитом послужила «Украина-Центр», между прочим) «выкапывает» столик, достает из этой огромной сумки кучу сумочек и пакетов поменьше, делает себе сама кофе, размешивая его пальцем, «отстегивает» огромные накладные ресницы, вызывает у зрителя смешки. Однако каждое слово монолога этой немного несуразной дамы, сказанное далее, каждое ее действие заставляют задуматься о ее одиночестве, о невыполненной роли женщины, о судьбе человечества наконец. Вдруг почему-то сами собой на глаза наворачиваются слезы, и дышится как-то «через раз», и ты сам не в состоянии понять свои эмоции… И вот уже возгласы «Браво!», и включен свет, и актриса стоит с цветами, а ты еще пытаешься прийти в себя и понять свои ощущения от спектакля… Наверное, это и есть высочайший класс мастерства, подаренный нам истинным ТАЛАНТОМ.

На Хуторе «Надія» мы встретили Гария Войченко, который был одним из создателей «Вересневих самоцвітів» и за 44 года не пропустил ни одного фестиваля.

– В этом году людей меньше, чем обычно, – говорит он. – Многие районы не смогли приехать, просто не нашли денег на бензин и размещение. Время такое… Главное, что фестиваль есть, что он проходит, как и каждый год. Традиции – это очень важно.

Ольга Березина, Ольга Степанова, Анатолий Юрченко, фото Павла Волошина и Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий