Школа нашей мечты

Выбирая для ребенка школу, мы ориентируемся на ее репутацию, материально-техническую базу, расположение. И чаще всего забываем, что школа – это в первую очередь учителя: влюбленные в свой предмет, способные увлечь учеников или скучающие и, как следствие – скучные.

Нередко случается, что в класс приходит новый учитель, и все вдруг начинают любить историю или биологию или, наоборот, начисто теряют интерес к предмету.

– Для меня лично идеальный учитель – это Валентина Александровна Король (школа № 16, физика), – говорит начальник Управления образования Кировоградского горсовета Лариса Костенко. – Это моя учительница, она работает и сейчас. Мы были ее первыми учениками, физику у нас любили все – и отличники, и двоечники. Благодаря ей я решила поступить на физмат и стать учителем физики.

Именно о таких учителях мы хотим написать в проекте «Школа нашей мечты». Помочь нам выбрать самых-самых мы попросили экспертов – специалистов Управления образования Кировоградского горсовета, центра методической и социально-психологической службы и института последипломного педагогического образования. Мы не спрашивали о заслугах и регалиях, мы спрашивали: «А если бы вы выбирали учителя математики (английского, истории и т.п.) для своего ребенка?» Специалисты оценивали, конечно, и объективные показатели, например, количество подготовленных победителей областных и всеукраинских олимпиад, результаты ВНО и т.п. Но одно очень тесно связано с другим: ежегодно готовить победителей олимпиад или вдохновить полкласса сдавать ВНО по физике может только очень талантливый педагог.

Если говорить об объективных показателях, то, по словам Ларисы Костенко, «идеальная школа» – это гимназия новейших технологий. Именно там самый высокий средний балл ВНО по городу – 9,3, а значит, самый высокий уровень образования. На втором месте – коллегиум № 11, на третьем – гимназия им. Тараса Шевченко №5.

Однако, готовя эту статью, мы выяснили парадоксальный факт: лучшие учителя далеко не всегда работают в лучших школах. Но давайте по порядку.

Самые главные учителя – это, конечно, педагоги начальной школы. Именно от них зависит, будут дети ходить в школу с удовольствием или, наоборот, с неохотой, считать учебу увлекательным занятием или нудной тяжелой работой. Знания можно подтянуть, но отношения малыша со школой складываются в шестилетнем возрасте раз и навсегда. Именно поэтому нашим экспертам было очень сложно назвать лучших. Кто-то объективно дает лучшие знания, готовит детей быть победителями – их ученики принимают участие во всевозможных конкурсах и часто побеждают, кто-то больше воспитывает, учит учиться. Кто-то использует новые технологии, а кто-то еженедельно водит детей на экскурсии и на природу. 

– Главная задача учителя начальных классов – сформировать ключевые компетенции, приоритетная из которых – научить учиться, – говорит директор городского центра методической и социально-психологической службы Марцелина Пахоливецкая, – чтобы дети, придя в пятый класс, сразу включились в работу, чтобы им было легко. Оценить работу учителя начальных классов сразу очень сложно. Вот он выпустил один класс, взял следующий, учит их четыре года, и если потом учителя-предметники средней школы хотят взять класс именно этого учителя, то его можно поздравить – это хороший педагог.

Наши эксперты назвали несколько лучших, по их мнению, учителей начальной школы, которым они бы доверили образование своих детей. Нина Ивановна Чухрий (школа №4) видит каждого ребенка, помогает каждому раскрыть его способности. Людмила Алексеевна Горщак (школа №6) лучше всех готовит детей к дальнейшему образованию, именно ее классы «расхватывают» предметники в средней школе. С Оксаной Владимировной Никитчук (школа №16) первоклассники имеют шанс безболезненно адаптироваться, ее ученики действительно любят ходить в школу. Надежда Николаевна Мироненко (тоже школа № 16) использует на уроках сказкотерапию, а Светлана Борисовна Биндич (школа №17) – театральную педагогику. У одной учительницы дети запоминают новые темы, придумывая сказки о гласных и согласных звуках, у другой – сами наряжаются в костюмы «слагательных», чтобы показать, что от их перестановки сумма не меняется. А Галина Александровна Лисицина (школа № 34), по мнению экспертов, сильно опередила ученых-педагогов: она давно разработала и успешно использует собственную методику обучения малышей, при которой материал подается блоками. И у все этих учителей неизменно высокие результаты в формировании тех самых «ключевых навыков», которые пригодятся их ученикам не только в средней, старшей и высшей школе, но и в дальнейшей жизни.

Украинский язык. Лучшая учительница украинского – Наталья Николаевна Котляренко, как ни странно, работает не в профильной гимназии, а в школе № 33. ВНО по украинскому языку сдают абсолютно все выпускники, поэтому здесь можно положиться на объективные критерии. Именно ученики Натальи Николаевны получают на ВНО наивысшие баллы – 195-198. Кроме того, все (!) опрошенные нами эксперты отдавали первое место именно ей. Галина Александровна Ткаченко (гимназия им. Тараса Шевченко №5) регулярно готовит победителей и призеров всеукраинских олимпиад по украинскому языку. А Вера Владимировна Соколова (школа №26) – звезд местного масштаба, зато массово. Эксперты говорят, что среди победителей городских олимпиад по украинскому языку ежегодно не один, а обязательно пять-шесть ее учеников.

Математика. Лучшим учителем математики эксперты единогласно назвали Валентину Федоровну Донец (школа «Виктория П»). Именно она готовит большинство победителей областных и всеукраинских олимпиад по математике, а ее выпускники стабильно показывают высокие результаты на ВНО. Но главное – ее ученики (даже те, у кого совершенно иной, гуманитарный, склад ума) считают математику интересной и захватывающей наукой. «Я вам приведу пример, – говорит одна из экспертов, – я не слышала, чтобы кто-то из ее учеников искал себе репетитора по математике, зато к ней как к репетитору часто обращаются выпускники других школ». Блестящие результаты демонстрируют также ученики Виктории Викторовны Кобрин (школа № 25).

Английский язык. Если бы наши эксперты могли выбирать учителя английского для своих детей, они выбрали бы Максима Александровича Совенко (школа № 18). «Человек он импульсивный, – говорит одна из экспертов, – для администрации школы, наверное, не очень удобный. Но и дети, и родители в восторге от его методики преподавания, при этом уровень знаний в его группах очень высокий».

Среди лучших отметили также Анну Викторовну Дудич (гимназия им. Тараса Шевченко №5), которая сама активно пользуется международными программами, чтобы ездить по миру и повышать квалификацию, а также учит этому школьников.

Мировая литература. Лучший учитель по этому предмету, по мнению всех наших экспертов, – Светлана Олеговна Тихоненко (гимназия №9), которая подготовила нескольких победителей всеукраинских олимпиад. Отмечают также Ольгу Александровну Гузь (школа № 26) – автора разработки уроков по новым программам для пятого-восьмого класса. Лауреатов и победителей среди ее учеников может быть и меньше, зато практически все они любят читать – не ради оценки и не только по программе, а просто для удовольствия.

История и право – это те предметы, которые могут быть и захватывающе интересными, и ужасно скучным. Тут практически все зависит от подачи. Лучшим историком наши эксперты назвали Игоря Васильевича Котова (школа № 4). Его выпускники на ВНО показывают самые высокие результаты. А вот лучшая учительница права – Валентина Николаевна Семионова – работает в гимназии № 9. В этом году сразу двое ее учеников стали призерами всеукраинской олимпиады по праву (и это притом, что кировоградские школьники никогда не только не выигрывали олимпиады по этому предмету, а даже до всеукраинского этапа не доходили).

Физика. Николай Васильевич Кожухарь («Виктория П»). Это у него рекордное количество учеников идут сдавать ВНО по физике, и все всегда сдают! Кроме того, он дважды Соросовский учитель – призер премии Сороса для учителей физики, математики, химии и биологии. Вы знали о существовании такой премии, совершенно не зависящей от властных структур, администрации школ, квалификации учителя и т.п.? Сотрудники фонда Сороса просят студентов ведущих вузов страны ответить на вопрос, кто был их лучшим преподавателем в школе. На основании этих опросов и анкет учителей составляются рейтинги. Николай Васильевич Соросовскую премию получал уже дважды.

Очень хорошая учительница физики, по мнению экспертов, и в школе № 6 – Людмила Авксентиевна Коломиец.

География. Лучший географ – Надежда Богдановна Яковлева – работает в школе №8. «Она умеет просто и доступно объяснить все, – говорит одна из наших экспертов. – Ее всегда приглашают консультировать детей перед олимпиадами и ВНО. И на самые сложные вопросы она дает неожиданно простые и понятные ответы». Также прекрасная учительница географии в школе № 25 – Майя Николаевна Романова. Она уже несколько лет ведет свой сайт, на котором размещает задания, материалы и рекомендации для учеников 6-10 классов. И все ученики с удовольствием этим сайтом пользуются.

Биология. Лучшими учителями биологии эксперты считают Людмилу Александровну Тасенко (школа № 16) и Ирину Николаевну Бармак (педлицей). За обеих говорят результаты ВНО их учеников и количество победителей олимпиад.

Химия. Елена Афанасьевна Иванащенко (школа № 18) и Ирина Геннадьевна Михайлова (школа №8) – единогласно и без вариантов. Эти две учительницы являются авторами рабочих тетрадей по химии, которыми пользуются все украинские школьники.

Информатика. Если по другим предметам мнения всех наших экспертов часто совпадали, то с информатикой оказалось сложнее. ВНО по этому предмету не сдают, всеукраинские олимпиады по информатике никто из кировоградских школьников никогда не выигрывал. Среди лучших назвали Мердак Наталию Анатольевну (школа № 25), Залевскую Алевтину Анатольевну (№6), Мирошниченко Светлану Леонтьевну (№6), Сакун Оксану Анатолиевну (№11) и Тимофееву Елену Леонидовну («Виктория П»).

Русский язык. Сначала мы думали не включать в наш «идеальный рейтинг» учителей немецкого, французского, польского, русского просто потому, что эти языки преподаются у нас на минимальном уровне, просто для общего развития, ВНО по ним никто не сдает, в олимпиадах не побеждает. Но наш эксперт убедила: «Учителям русского языка сегодня очень сложно, они как будто должны доказать, что преподают не язык Путина, а родной язык многих учеников, чтобы они могли не только говорить, но и грамотно писать». Лучшей учительницей русского считают Викторию Владимировну Качур (школа № 12), которая организовала в школе курсы «Искусство общения», где дети учатся выступать на публике, аргументированно вести дискуссию и т.п. А также Наталью Васильевну Рябуху (№ 22).

Трудовое обучение. Лучшие трудовики, безусловно, работают в школе № 30. Это Владимир Филиппович Король и Ольга Павловна Виватенко. И девочки, и мальчики из тридцатой школы ежегодно (!) становятся победителями и призерами всеукраинских олимпиад по трудовому обучению. Замечательная учительница трудов – Елена Валериевна Горобец – работает в школе № 20. Это учитель-волонтер, она показала девочкам, что рукоделие – это не только вышивка крестиком, но и полезные вещи для фронта. После уроков девочки собираются, чтобы шить одежду для военных, плести маскировочные сетки и т.п.

Музыкальное искусство. Лучшая, по мнению экспертов, учительница музыки – Елена Викторовна Калашникова – работает в начальной школе «Мрія». Учительница, у которой малыши любят этот урок, уже заслуживает наивысшей похвалы (родители младших школьников меня поймут).

Изобразительное искусство. Шлеенкова Татьяна Николаевна (школа №24). В 2011 году Татьяна Николаевна победила во всеукраинском конкурсе «Учитель года». Но это, конечно, не главное. Главное – что все коридоры двадцать четвертой школы завешаны работами ее учеников. Здесь все от первого и до девятого класса клеят, лепят, рисуют на бумаге, на ткани, на керамике – и на уроках, и после.

Физкультура. Физрукам сегодня сложно – нормативов и оценок больше нет и им нужно искать новые пути, чтобы мотивировать школьников не сидеть на лавочке во время урока, а бегать, прыгать, заниматься гимнастикой. Это прекрасно удается Владимиру Васильевичу Ульдякову (школа № 26) – в прошлом году команда 26-й школы заняла третье место на всеукраинской школьной олимпиаде. Среди лучших также назвали Василия Филипповича Коломийца (№ 32), Сергея Владимировича Жадова (№ 16) и молодую учительницу (и это очень приятно!) Екатерину Александровну Берландину, которая работает в школе № 16.

Защита Отечества. Сергей Иванович Саенко – военрук школы № 16 – практически единственный у нас учитель, имеющий специальное военно-педагогическое образование, к тому же он стал учителем года в Кировоградской области, вошел в пятерку лучших военруков Украины.

Мы попросили специалистов назвать также лучший центр эстетического воспитания (так сегодня называются кружки при школах) – это, согласитесь, тоже очень важно. «Это зависит от того, девочка у вас или мальчик, – говорит эксперт. – Лучший центр для девочек, по моему мнению, в школе № 32 – там прекрасный хореографический коллектив, много «девчоночьих» кружков. Для мальчиков больше подходит центр при школе-интернате (там много занимаются военно-патриотическим воспитанием) или при школе № 17 (спортивный туризм). Если же говорить о центре, в котором представлены кружки самого разного направления, где любой ребенок может найти что-то для себя, то это, наверное, центр при коллегиуме № 11».

Что касается лучшего директора школы, то наши эксперты назвали двух совершенно разных руководителей – Наталью Юрьевну Чередниченко (педагогический лицей) и Светлану Стаховну Бык (школа № 3). Выбрать между ними совершенно невозможно. Наталья Чередниченко руководит школой, которая не имеет ни собственного здания, ни столовой, ни хозблока, ни центра эстетического воспитания. Ее задача – организовать учебный процесс. И именно в педлицее, по мнению экспертов, учебный процесс организован лучше всего. Совсем другие задачи у директора маленькой окраинной школы, в которой еще несколько лет назад туалеты были на улице. И в управлении такой школой, по мнению специалистов, нет равных Светлане Бык.

Результаты нашего небольшого исследования, по большому счету, нельзя считать рейтингом. Мы ставили перед собой другую задачу. Лучших врачей, ученых, работников культуры города мы все-таки знаем, а лучшие учителя чаще всего остаются за кадром. Они готовят наших детей к взрослой жизни, помогают им не потеряться в этом мире, правильно выбрать профессию, а потом тихонько отходят на задний план. Должны пройти годы или даже десятилетия, чтобы вчерашний школьник понял, чем он обязан своей первой учительнице или трудовику в рабочем фартуке, который никогда и из мастерской-то не выходил… Нам хочется, чтобы лучших учителей знали и ценили сегодня – и дети, и родители.

Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 33

Школа нашей мечты: 2 комментария

  1. Мне до смерти надоело учиться уже во втором классе! 1 сентября для меня было днем печали. Из всех учителей я вспоминаю лишь Игоря Васильевича Торопа (физика). По его конспектам я сдавал физику в ВУЗе. Но я знал, что учиться надо (сначала под «влиянием» родителей, а потом и сам дошел до этого). Безусловно, Учитель это очень важно, но система ЗНО важнее. И тот, кто хорошо умеет «натаскивать» — будет всегда в почете.

  2. Все относительно. И мнения экспертов тоже. Например, один из указаных ими педагогов так и не смог привить мне любовь к своему предмету, а увидев меня в 10 классе сказала что ещё два года она меня не выдержит. 🙂
    Кое как доехали до выпускного. Что впрочем не помешало мне закончить универ с красным дипломом, правда по другому предмету.

Добавить комментарий