Я русский бы выучил, только за…чем?

Ученица Кировоградской гимназии №9 Люба Якимчук в этом году заняла первое место на всеукраинской олимпиаде по русскому языку и литературе. Конечно, Люба — не единственная кировоградка, которая выиграла министерскую олимпиаду. Но дело в том, что в классе, где учится Люба, вообще никогда не было уроков русского языка и литературы — ни одного за все одиннадцать лет. А в олимпиаде на равных условиях принимали участие победители областных олимпиад из Донецкой, Запорожской, Закарпатской областей, Республики Крым, большинство из которых учатся в русских школах.

Учитель зарубежной литературы Светлана Тихоненко объяснила, что русским языком Люба занялась скорее вынужденно:

— Я обратила внимание на Любу еще в шестом классе. Есть дети, которые любят читать, но так чувствовать, так понимать текст могут очень немногие. В нашей школе работе с одаренными детьми всегда уделяют большое внимание. Да и заниматься с таким ребенком — огромное удовольствие для учителя.

Светлана Тихоненко несколько лет советовала Любе, что читать, обсуждала с ней прочитанное — фактически готовила девочку к олимпиаде по зарубежной литературе (надо сказать, ученики Светланы Олеговны ежегодно занимали призовые места на городских олимпиадах). Но в 2011 году министерство образования восстановило олимпиады по русскому языку и литературе, что почему-то повлекло за собой ликвидацию городской олимпиады по зарубежной литературе (ни областных, ни украинских олимпиад по этому предмету и так не проводилось).

— Я спросила: Люба, как у тебя с русским? — рассказывает Светлана Олеговна. — Люба говорит: хорошо. И мы приняли решение готовиться к олимпиаде по русскому языку и литературе, особенно, конечно, не надеясь: все-таки у нас в области есть школы с русским языком обучения, да и во многих украинских школах преподают русский язык по два часа в неделю.

— Оказалось, что с русским у меня совсем не хорошо! — смеется Люба.

Но круглая отличница Люба Якимчук устроена так, что трудности только заставляют ее больше работать. За год Люба не только освоила школьную программу по русскому языку, но и прочла все произведения, которые ученики русских школ читают одиннадцать лет (а это ведь не только «Мастер и Маргарита», но и сказки Салтыкова-Щедрина, оды Державина и т.п.). Кстати, для себя Люба больше любит читать вовсе не русскую классику, а зарубежные детективы: Конана Дойла, Агату Кристи, Стига Ларсона, Энид Блайтон.

Надо сказать, что еще одна ученица Светланы Олеговны — Настя Шейчук — победила в этом году на городской олимпиаде по русскому языку среди девятиклассников, а на всеукраинской недобрала всего два балла для третьего призового места.

Светлана Олеговна считает, что дело, во-первых, в самих девочках — вот такие талантливые ей достались, а во-вторых, в принципах работы гимназии, где с каждым одаренным ребенком обязательно занимаются дополнительно.

— На самом деле это не только заслуга Любы или моя, — говорит Светлана Тихоненко. — У нас в области всегда была очень сильная методическая школа по русской и зарубежной литературе. А когда Любочка заняла первое место на области, на нее работали уже все лучшие учителя Кировоградщины.

И учительница, и сама победительница олимпиады считают, что Люба «выскочила благодаря литературе», хотя, конечно, скромничают: пунктуационные или орфографические ошибки в работе свели бы на нет все литературные таланты девочки.

Впрочем, задания прошлогодней олимпиады для десятиклассников действительно больше касались литературы: проанализировать фрагмент текста, назвать героя, автора и произведение по литературному портрету. Были и комплексные общекультурные задания типа «К творчеству А. С. Пушкина этот великий русский композитор обращался в течение всей жизни. На стихи поэта он писал оперы, романсы, хоры. К некоторым пьесам его фортепианного цикла звучат в качестве эпиграфов пушкинские строки. Назовите этого композитора. Укажите музыкальные произведения, созданные им по мотивам произведений А.С.Пушкина. Назовите связанный с творческой судьбой этих деятелей русской культуры город в Украине, где действует посвящённый им музей». Как рассказала Люба Якимчук, члены жюри особенно отметили ее творческую работу — анализ отрывка из «Майской ночи, или Утопленницы» «Знаете ли вы украинскую ночь?».

По словам Светланы Тихоненко, в этом году в олимпиадных заданиях акцент сместили с литературы на язык. И сегодня Люба занимается стилистикой и культурой речи. Теория русского языка мало отличается от украинского, орфографию девочка усвоила довольно быстро благодаря тому качеству, которое называют «языковым чутьем», а вот с культурой речи у Любы, выросшей в двуязычной среде, действительно могут быть проблемы.

Еще одна проблема, с которой столкнулись Люба и Светлана Олеговна: что, собственно, учить? То есть можно, конечно, идти просто по программе для русских школ, но любой учитель знает: олимпиадные задания выходят далеко за рамки школьной программы. Готовятся по так называемому ЕГ (Единому государственному экзамену РФ), а литературу выбирают интуитивно — на олимпиадах часто встречаются задания угадать автора по отрывку из внепрограммного произведения. Занимаются по Интернету: Светлана Олеговна находит задания, пересылает Любе, потом так же, в письмах, анализируют ошибки.

Победа во всеукраинской олимпиаде для десятиклассников принесла Любе президентскую стипендию и право на бесплатное обучение в любом вузе России. Хотя бесплатное обучение — это, конечно, далеко не все. Люба пока даже не знает, будет ли поступать в российский вуз или останется учиться в Украине (ведь, кроме платы за обучение, нужно еще за что-то жить, да и вступительные экзамены по всем дисциплинам придется сдавать на русском). Впрочем, остается шанс, что Люба сможет победить в олимпиаде среди учеников одиннадцатых классов — тогда она получит право поступать в российские вузы без экзаменов и вне конкурса.

Светлана Тихоненко считает, что победа Любы — конечно, огромное достижение, но лучше бы девочка имела возможность принимать участие в олимпиаде по тому предмету, который она изучает в школе. Сегодня ведь ту же русскую литературу дети в школах читают в переводе на украинский язык. Правда, не в классах Светланы Тихоненко.

— Я всегда предлагаю детям читать произведения в оригинале, — говорит педагог. — Конечно, есть великие переводчики, но если мы имеем возможность читать оригинальный текст, то зачем от нее отказываться? Потом можно сравнить оригинальный текст с переводом — это тоже важная часть анализа. Мне бы очень хотелось, чтобы была всеукраинская олимпиада по зарубежной литературе или хотя бы два уровня олимпиады по русскому языку и литературе — для русских и украинских школ, потому что сейчас, что бы мы ни делали, наши дети находятся в заведомо неравных условиях.

В любом случае хочется пожелать Любе победы в олимпиаде 2013 года, Светлане Олеговне — побольше талантливых учеников, а всем кировоградским школьникам — возможности изучать русский язык не по Интернету, как Люба, а на уроках (хотя бы наравне с английским и немецким).

Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Я русский бы выучил, только за…чем?: 181 комментарий

  1. «За год Люба не только освоила школьную программу по русскому языку, но и прочла все произведения, которые ученики русских школ читают одиннадцать лет (а это ведь не только «Мастер и Маргарита», но и сказки Салтыкова-Щедрина, оды Державина и т.п.)»-богатство,которого лишены украинские школьники.

  2. «Сегодня ведь ту же русскую литературу дети в школах читают в переводе на украинский язык. «.Нет слов.

  3. Вроде, я и красивая и умная, но вот всё понять не могу, в чём проблема изучения русского языка, наверное таки в лени, пошёл в магазин, купил ребёнку книгу на русском языке, читешь, в оригинале, пошёл ещё раз в магазин купил другую книжку, читаешь ребёнку,ребёнок слышит русскую красивую речь, если ребёнок неадекватен и не воспринимает, то тут и программа утверждённая министерством образования по 2 часа в день 5 раз в неделю не поможет.

  4. В мои школьные годы до всеукраинской олимпиады по русскому так и не дошло (если она вообще тогда была), хотя школьную выигрывала. Очень обидно. А по английскому и французскому — пожалуйста, были и городские, региональные, областные. Дискриминация.

  5. Нужно смотреть глубже:если культурная политика Украины сохранится прежней(80 нормативно-правовых актов ограничивающих или запрещающий использование руссского языка,невыполнение Европейской хартии о региональных языках,Конституции)),то скоро потребность в русских школах отпадет,поскольку негде будет использовать знание языка.Причем это будет не желание людей,а следствие государственной политики.То есть,сейчас вопрос решается по-сталински:нет человека-нет проблемы !
    Поэтому разговоры об энтузиазме родителей тут неуместны.Презумция:проблема русского языка-проблема лентяев,паросто оскорбительна и неумна(оцените мою корректность!)Речь идет о гарантиях удовлетворения культурных потребностей граждан украинским государством.Общество,семья-другая тема.

  6. То родители лентяи,то теперь дети неадекватны.Анна это уже дискриминация! Не? А по поводу и умных и красивых,то вам — в президиум!

  7. :yes:

    Насладитесь («ЗЛ» 10 класс, автор Щавурский)

    Я прийшов до тебе, мила,
    Розказать, що сонце встало.
    Що його живуща сила
    В листі променем заграла,

    І у лісі щохвилини
    Кожна брунька оживає,
    І лунає спів пташиний,
    І нове життя буяє.

    Що до тебе з тим же палом
    Б’ється серце, ллється мова.
    Що душа, пойнята шалом.
    Вся тобі служить готова.

    Що на мене повіває
    Щастя, радість відусюди…
    Що співатиму, не знаю.
    Але співів — повні груди!

    И оттуда же:

    «Дзвоник забрязкотів глухо, наче він був із жерсті, а не з міді… Через якусь хвилину двері ледь-ледь прочинилися: мешканка оглядала крізь малесеньку щілину прибулого з помітним недовір’ям, і тільки й видно було її очиці, що блискотіли з темряви. Та побачивши на площадці чимало людей, вона посміливішала і відчинила йому. Юнак переступив поріг у темну прихожу, розділену перегородкою, за якою була малесенька кухня. Стара стояла перед ним мовчки і запитливо дивилася на нього. Це була маленька суха бабуся, років шістдесяти, з гострими і злими очицями, з маленьким гострим носом, простоволоса. Білобрисе, мало посивіле волосся її було густо змащене оливою. На її тонкій і довгій шиї, схожій на курячу ногу, було намотане якесь фланельове ганчір’я, а на плечах, незважаючи на спеку, теліпалася зовсім потріпана і пожовкла хутряна кацавейка. Стара щохвилини кашляла і кректала. Певно, юнак подивився на неї якось особливо, бо і в її очах зненацька знову майнув той самий вираз недовіри.

    — Раскольников, студент, був у вас місяць тому,— поспішив пробурмотіти юнак і злегка вклонився, згадавши, що треба бути чемнішим.»

  8. Алкекс, это ваше личное субъективное мнение, у меня мнение совсем другое, и Вы и я имеем на него полное право! И личное мнение имеют те кто принимают решение о преподпвании русского языка в школе. Только вот от Вашего мнения их мнение сильно отличается и для Вас и тех кто думает так как Вы — это уже преступление, неуважение к русскоговорящим. Какой кошмар, какой ужас, забили затюкали, унизили человеческое достоинтсво, не поняв, что для кого — то единственная ценность и актуальнолсть нашего времени изучении русского языка в школе, а не выделение денежных средст на детскую онкопатологию, например, примеров ещё тьма, а бюджетик то, и государственный, и местный он ведь не резиновый, и так по швам трещит. У нас люди замерзают, зимой на улице, потому, что переначевать негде, а мы о них не будем думать, зачем, ведь народная мудрость гласит — спасение утопающих дело рук самих утопающих, пусть мрут как мухи, ещё одна народная мудрость гласит — меньше народа — большге кислорода! А у Натали, Алекса и др. тут проболема на уровне человеческой жизни — отсутствие русского языка в школе. Вы бы лучше посоветовали где денюжку в бюджете найти на ставочку преподователя русского языка в каждой школе — может найдёте какое нибудь рациональное предложения, старательно поработав мозгами, авось и найдётся какая нибудь заначка у мера, губернатора, о которой они забыли, а Вы вот сердобольные взяли да напомнили! :unsure:

  9. ага, и школа не нужна совсем
    купил — и читаешь
    не купил — и не читаешь
    мыслите, как стегозавр))

  10. Анна, в этой статье речь идет о девочке, которая сделала именно так, как вы советуете- сама дома освоила программу по русскому языку и русской литературе.

    А вы опять ту да же. еще и со странными параллелями: «Анна говорит:
    05.12.2012 в 16:02

    У нас люди замерзают, зимой на улице, потому, что переначевать негде, а мы о них не будем думать, зачем, ведь народная мудрость гласит – спасение утопающих дело рук самих утопающих, пусть мрут как мухи, ещё одна народная мудрость гласит – меньше народа – большге кислорода!»

    или вы правда считаете, что людям негде переночевать, потому что кто-то хочет, чтобы его ребенок мог изучать русски

  11. й язык в школе — что-то само отправилось

  12. Как это не нужна, нужна конечно!!! :yahoo: , новыми сапожками где похвастаться как не в школе, курточкой, блузочкой, свитерком, маникюромнарощеным. urasmi Вы сомневаетесь в ценностях большинсва школьниц, не всех конечно, мне кажется, что процентов 25 — 30 всё же приходят за знаниями!!! B-). Вон, если верить тому что меня лично учили в советской школе, так В. И. Ленин, вообще в школу не ходил,и все предметы екстерном сдал, и какие знания имел!!!! :yes:

  13. Ольга вы точно меня как — то неправильно поняли,я Алексу отвечала, на его горькую обиду, а девочка умничка, респект девочке. :rose: — это девочке.
    Я о том пытаюсь достучатся, что на ставки преподавателям русского языка деньги в бюджете нужны, а такое впечетление, что большинство этого не понимают, найдите деньги — или Вы не знаете, чтоб для того чтоб что-то купить, в чём-то урезать нужно. Где денег в бюджете взять? Чейчас я серьйозно спрашиваю, какую статью бюджета урезать чтоб русский язык в школах ввести! Если Вы Ольга Стапанова, считаете нужным русский язык в школах ввести, дайте дельное предложения, я может тоже считаю , что он не лишним был-бы , вот только понимаю, что денег нехватает. А те кто не понимают, что их не хватает и требуют и требуют и тебуют! Вот дайте сейчас ответ где забрать в областном бюджете — из здравохранения или из соцзащиты, может перенатальному центру финансирование урезать?!!!!!. Я бы очень ответик услышать, увидеть , прочитать хотела — бы! Бюджет есть в достатке, вся область в роскоши купается, деньги в бюджете девать некуда, я так понимаю, только на преподавание русского языка???!!!

  14. аргумент не совсем верный.

    Мы продолжаем здесь обсуждать тему, поднятую Слаем, то есть «русский язык в украинской школе»? Ввести русский язык в программу можно только за счет так называемой вариативной составляющей (которая используется обычно на всякие этики-экологии-ОБЖД и т.п.). Количество часов в школе это не увеличивает! В каждой школе уже есть учителя зарубежной литературы, а также учителя украинского или английского языка с двойным дипломом. Просто эти часы уходят к ним — и все. А в начальной школе вообще тот же учитель преподает и русский язык. все — никаких дополнительных бюджетных средств. Другое дело, что какой-нибудь трудовик, преподающий ОБЖД, может расстроиться, если «его» часы уйдут на русский язык, но это уже другая проблема.

  15. да и областных школ у нас единицы: гимназия Короткова и пара интернатов, остальные финансируются из местных бюджетов, так что областному бюджету это ну вообще ничем не грозит.

  16. Как-то одна моя знакомая-москвичка (очень образованная девушка), приехав из командировки из Одессы, с огромным «восторгом» и удивлением всем рассказывала : » Они же просто ненормальные эти украинцы. Вы можете себе представить! Они даже «Санту Барбару» переводят на свой ужасный украинский! Просто невозможно было включать телевизор!»
    Интересно, что в такие моменты люди не думают о том, что смотрят ту же «Санту Барбару» тоже в переводе, только на русский язык. 😉

    Хотя я все-таки сторонница того, что если есть такая возможность, и нет больших препятствий для понимания написанного, классиков мы должны читать в оригинале.

  17. лично учили в советской школе, так В. И. Ленин, вообще в школу не ходил
    ————————————————
    :wacko:
    Такого точно не могли навчати, тому що:
    а) це не так;
    б) мільони радянських школярів прогулювали б школу, посилаючись на приклад вождя. :yes:
    Він юрфак універа екстерном закінчив. Та й то невідомо, чи зарахував би йому отримані таким чином знання дипломований юрист Турчин. B-)

  18. Для начала я напомнил,что нужно выполнять действующее законодательство,а именно:Конституцию Украины , Европейскую хартию о региональных языках,закон об основах языковой политики(его,между прочим,отменил в своем регионе Львовский областной совет ,разумеется,по инициативе канд.филогогических наук И.Фарион)

  19. Руслан, реально помню как учительница рассказывала, о том что Ленина выгнали со школы и разрешили только экзамены сдавать , а Киров ночью листовки писал — это действительно было в младших классах, вот только как — то ни у кого не возник вопрос , чтоб школу прогулять, я вот только не могу понять для чего это было нужно советской пропаганде, показать всё ничтожество царского режима по сравнению с советской властью — ну что у нас у советских детей есть возможность учится бесплатно , а с родителей Ленина даже деньги брать не хотели, мол только на экзамены и приходи. Реально такое рассказывали на уроках. А я реально верила, вот только сейчас сомневатся начала… :yahoo: :yahoo: :yahoo: Врали выходит, с первого класса врали, а я то наивная верила, в мудрость, искренность правдивость, открытость вождя всемирного пролетариата!! :scratch: :wacko:

  20. Насправді іноді трапляються речі, які інакше як зумисною дискредитацією і не назвеш. Це коли російські або радянські фільми і передачі замість того, щоб субтитруватися, тупо і бездарно дублюються українською…

  21. а как же всеукраинские ?
    ====================
    не поняла вопроса, уточните

  22. Отличненько!есть на кого дефицит бюджета списать! Опять кацапы виноваты. И поэтому мы так хреново живем.

  23. А если серйозно, то попробуйте мне объяснить, а то я как- то понять не могу, у меня есть несколько знакомых, которые закончили школу в Независимой Украине, учились в Украинской школе, получили диплом Украинского Вуза, кто КГПУ, кто КИРУЭ, и меня человека который учился в русской школе, спрашивают, кой это месяц липень, квітень — а по русски прекрастно знают какой это месяць июль, разговаривают на русском языке, пишут без ошибок на русском языке, а когда пишут текст на украинском по правописание украинское через гугле проверяют, а русское правописание и без гугл и без ошибок, я серйозно объясните, и русских поэтов читают, а с украинскими как — то не сложилось. Объясните, будте добры блоргеры. Или это только у меня такой круг знакомый? У всех остальных наверное все кто образование получил в независимой Украине только на русском языке безграмотно пишут, а на украинском ни одной ошибочки?

  24. Натали, Господь с Вами! так у Вас комплекс неполноценности просто. А где Вы в моих комментах , что — то подобное вычитали. Я даже цитировать Ваши слова не буду, потомучто я украинка, свободно разговаривающая на русском языке, считаю нужным и общатся и дружить с русскими, евреями, немцами, армянами и др. национальностями, и я живу хорошо — войны нет, голода нет, отопление включили, свет не отключают, газ тоже не отключают, к хлебушку на столе масличко имеется и сырок :yahoo: , с икоркой чёрненькой и красненькой, из Сургуда например, на столе конечно напряжонка :wacko: , но это не самое страшное, а Вы мне завидуйте, и желчью наливайтесь.

  25. Аня.. я не знаю, кто в реале Натали, но вижу,что ты к ней как-то странно-несправедлива..совсем..она изначально ничего плохого не написала :unsure:

  26. подпишусь под каждым словом. :good:
    ______________________________
    все жутко Абизженые и не понятные… 😥
    Лишь бы истерику закатать.

    нервуєте? — персен заспокоїть 😉

  27. Yuliya_Tuz говорит:
    05.12.2012 в 18:26
    _____________________________________
    Юля так я тоже ничего плохого вроде не писала, да я реально не понимаю в чём проблема, поэтому и отписываюсь, ну не вижу я здесь проблемы. Я не люблю Тимошенко, но в языковом вопросе, она как никто показала, когда украинский выучила, став депутатом Верховного Совета, что не проблема в отсутствии преподавания языка в школе. Тимошенко тоже украинский в школе не учила, а вон как на украинском с трибуны ВС защебетала, для завоевания любви електората. А мне люди пытаются доказать что если в шкооле не будет русского языка — всё русский язык умрёт, во всяком случае я так это вижу. Люди поднимают вопрос, а когда получают тот ответ который им не нравится, воспринимают его в штики.

  28. А по точным наукам тоже участвовали во всеукраинских олимпиадах?

  29. Такие тексты хороши, чтобы посмеяться разок-другой. Если же читать их постоянно, то волком взвоешь.

  30. На мой взгляд, нужно прислушать к словам отличницы учебы Любы Якимчук: «Думала, что у меня с русским языком дела обстоят хорошо. Оказалось, совсем не хорошо». А ведь многие попадают в эти наивные сети: раз я на слух улавливаю русскую речь и даже могу кое-что сказать, значит этот язык мне не нужен, я его и так знаю. Так и закостеневают в своем невежестве…

  31. Согласна, Руслан, что излишние старания украинских переводчиков, мешающие восприятию фильма, или книги, приводят только к дискредитации украинского языка. Однозначно, все подряд переводить нельзя.

  32. Слай, что Вы имеете ввиду «закостеневают в своем невежестве»?

  33. Слай, над любым языком нужно работать постоянно, он требует практики, постоянной проверки и развития. И это задача, в первую очередь каждого отдельного человека в течение всей жизни.
    Но другое дело, что мне совсем стало непонятно, какой помощи Вы конкретно хотите от государства? Ситуации с русскими школами, которая была в УССР, уже не будет. Ее нет уже даже в России. Там тоже многие родители вынуждены далеко возить своих детей в школы, а многие еще и платят за обучение, если хотят дать хорошее образование ребенку. Поэтому тем, кто хочет учиться в русской школе, нужно объединиться, показать обществу эту потребность, и я думаю, все у вас получится. Другое дело, что и вам придется чем-то пожертвовать (временем, усилиями), а не вести себя как капризные и недовольные дети.

  34. Однако и вопросец вы задали 🙂
    Судя по всему, как на бытовом, так и на «официальном» уровне им украинский язык, как не нужен был во время обучения, так наверное и сейчас. И не волнуйтесь особо, таких людей вокруг много, несмотря на то , что русский язык, скажем так особо не приветствуется в учебных заведениях.
    Хотя я, к примеру, учился в нормальной украинской школе при Союзе, в которой часы на изучение русского и украинского языка и соответственно литературы был примерно одинаковы :), и ничего страшного в такой практике не вижу и сейчас. Ведь в те далёкие времена русский язык был языком межнационального общения в «Империи», и без его знания тяжко было народу. Да и сейчас он таковым остался, хочется это кому-то или нет.
    А все разговоры о том, что в школах будут затруднения, скажем так, с часами , оплатой учителям и т.д., то это все делается для того, что-бы о русском языке и литературе вообще забыли. Что вполне соответствует политики государства в этой сфере за последние 20 лет, в которой вообще отрицается все то хорошее и доброе , что было сделано в СССР, в том числе и гуманитарной сфере. Хотя, если убрать большое количество ненужных предметов и определённым образом подкорректировать программу обучения, данный вопрос вообще бы не стоял. В принципе можно в качестве эксперимента в некоторых школах это сделать, но пойдут ли на это чиновники от образования ? Если их не подталкивать, то нет конечно..
    А как их подтолкнуть? Если применить в данной ситуации положения «Закона об основах государственной языковой политики» в разделе предоставления русского языка статуса регионального на территории г.Кировограда , то проблему можно решить. А что-бы все было «красиво», то наверное надо провести и городской(областной) референдум, в рамках которого жители нашего региона должны ответить всего на несколько вопросов :
    1. Русский язык должен иметь статус регионального на территории г.Кировограда( Кировоградской области).(ДА/НЕТ)
    2. Русский язык и литература должны изучаться в обязательном порядке в объёмах, соответствующих украинскому языку и литературе, в государственных общеобразовательных школах на территории г.Кировограда(Кировоградской области)(ДА\НЕТ).
    И исходя из итого всего этого, далее уже можно требовать от чиновником выполнения требований народа.
    Тогда наверное и не будет выпускников школ (естественно через определённое время), которые не умеют ни писать, ни читать на русском языке. Да родителям, которые хотят, что-бы их дети знали русский язык будет намного легче.
    Хотя, если внести изменение в Конституцию, признав русский язык вторым (или первым) государтвенным, то данная проблема вообще перестанет существовать 🙂

  35. Оксна, ну правда, ты всегда настолько объктивна, если не сказать иначе — права. :good:

  36. Цитата: «богатство,которого лишены украинские школьники.»
    А что, Люба не украинская школьница? Дружище! Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — причину! Кто это сказал?

  37. Пару дней назад видел переведенный на украинский «Жил-был пёс». Показалось, что кто-то об стену башкой треснулся, и со звёздочками из головы у него высыпалась мысль: «А не озвучить ли этот мультик на укрязыке?»
    Вышло безобразно.

  38. Сегодня в новостях: на международной олимпиаде по русскому победила украинка.
    Кстати, победительница из Донбасса учится в укр. школе.

  39. Прошу прошения, Оксана, у меня на клаве кнопки какие- то не нажимающиеся, по два раза приходится нажимать.

  40. В свое время я с удовольствием смотрел сериал «Альф» в украинском переводе. А потом, любопытства ради, посмотрел несколько серий на русском языке и был весьма разочарован! Настолько убогими мне показались ранее вызывавшие смех диалоги и реплики. Так что суть в качестве перевода на украинский. И для Слая и иже с ним: учился в русскоязычной школе. Украинского языка и литературы в школе не изучал.

  41. Альф, Вавилон-5, Симсоны и Футурама на украинском — это шедевры!
    Но зачем переводить советские фильмы и мультфильмы, знакомые нам с детства как словами так и голосами? Кто сравнится с голосом Леонова, Джигарханяна, Буркова, Румянцевой, Вицина, Папанова?

  42. И поэтому Вы так не любите русский язык? Все Ваши комментарии пропитаны ядом кураре по отношению к русскому…

  43. Посл мой комммент. относится к комммент. Сержа.

  44. Очень жалко, что в какой-то момент произошло смешение понятий РУССКИЙ и РОССИЙСКО-ИМПЕРСКИЙ. Сейчас на этой неопределенности построено огромное кол-во политических спекуляций. :negative:

  45. Вот как-то так,по «санта-барбаре», в том числе я постигала мову. А еще я была в диком восторге от песен в исполнении Раисы Кириченко, Микола Свидюк — ДОНЮ, МОЯ ДОНЕЧКА ,»росте черешня…»короче:привет » Нашим вітанням» и Ирине Науменко.

  46. Как видим из статьи, от русского языка есть несомненная польза: он дает возможность выигрывать олимпиады и добиваться президентских стипендий…

  47. Лейтмотив статьи: выучи русский — и твое имя замелькает на страницах ведущих изданий…

  48. Для Слая. Как тонко замечено! Да, я не люблю русский язык, не говорю и не пишу на нем и вообще — ужасный русофоб!

  49. Продолжение для Слая. А если серьезно — уже надоедает эта суета вокруг выеденного яйца! Ну не хотите учить украинский и говорить на нем — никто не насилует! Хотите чтобы Ваши дети знали великий и могучий — занимайтесь с ними. Вот только причитания о несчастной судьбе русскоязычных в Украине уже вызывают не смех, а раздражение своей беспочвенностью и однообразием!

  50. Валерію, а до чого тут «посмеяться». Мова ж зовсім не про те, щоб спеціально перекладати російську класику українською для наступного читання. А про те, що з літературної точки зору переклад виконано бездоганно (звірив з оригіналом), що свідчить про непересічний рівень відчуття ОБОХ мов у десятикласника. Хіба це може не радувати?

  51. ага. так же как и хорошее знание украинского, английского, математики, физики, биологии или любых других предметов! :yes:

  52. … в крайнем случае, добейся успехов в бейсболе, кролиководстве или просто, будь интересным человеком — и твое имя возможно замелькает на страницах ведущих изданий! 😉

  53. Очень странно видеть людей, находящихся в заблуждении, что все их проблемы в одночасье решатся, как только они выучат русский язык. Сразу Россия почему-то захочет бесплатно учить их детей, несмотря на огромное количество россиян, вынужденных сегодня оплачивать обучение в вузах своих детей, причем часто по ценам выше европейских. :unsure:
    Русский язык нужно учить, но не по этой причине, а для того, чтобы иметь возможность по полной впитать в себя то наследие русской культуры, которое, действительно, является достоянием мировой культуры.

  54. Это из хрестоматии, ученикам вовсе не предлагают сравнивать. Им изначально предлагают читать ТОЛЬКО в переводе.
    Я многих современных зарубежных писателей читала в переводе именно на украинский (книжки «Фолио» стоили в несколько раз дешевле российской «Иностранки»)). Но Достоевского-то зачем?

  55. :good: :good: :good: В Россию и не планируем и не рвемся.

  56. Серж и подобные ему никак не могут понять простую вещь: они-то сами русский язык изучили в школе в полном объеме и, разумеется, не видят для себя в этом вопросе никакой проблемы. Но попытайтесь отбросить свой эгоизм и посмотреть на все это со стороны тех, кто лишен этого предмета в школе. И перед вами откроется совсем не радужная картина…

  57. Логично! Завтра же спрошу у своих студентов, насколько они несчастны от того, что в школе не учили/учили но мало русский язык. Сразу после пары сообщу их ответ. Мне самому интересно! И, кстати — уроки русской литературы в школе не любил. Мне хотелось читать Вальтера Скотта, Жюля Верна, Майн Рида, а меня насиловали Толстым, Достоевским, Чернышевским.

  58. Докладываю результаты опроса. Из 9 человек у 7 были уроки русского языка в школе. Общее мнение — лишняя нагрузка, лишние домашние задания. И вообще — зачем? И это при том, что почти все общаются по русски, или на суржике.

  59. В незалежной Украине культурная политика реализуется по принципу:нет человека-нет проблемы(приписывается Сталину)Это означает,что тотальное выкорчевывание русского из всех сфер просвещения приводит к тому,что вырастают поколения,которые не знают ни русского языка,ни русской литературы,ни русской культуры.К тому же,они воспитываются в условиях пропаганды этнического национализма и русофобии.Странно после этого ожидать иного ответа ,какой получил Serg. «Не суди их Господь,они не знают,что творят!»
    Что касается литературных предпочтений,то русская классическая литература не нуждается в оправдании.Классик,имя которого сегодня предпочитают не называть,заметил однажды А.Богданову:»»Что делать?» Чернышевского не стоит читать,пока молоко на губах не обсохло».Лучше уж,действительно,»Всадника без головы » почитать.

  60. Классик был глубоко прав! Вот только те, кто составлял программу изучения литературы в школе этого не знали.

  61. Серж, Вы преподаватель ВУЗа? Признаться, удивлен. Что ж, поздравляю Вас. Случайно, не у Поплавского работаете?

  62. Если все рассматривать с точки зрения дополнительной нагрузки, то тогда вообще в школу (институт) можно не ходить. И математика — лишняя нагрузка, и физкультура… Ваши студенты — обыкновенные сачки. Гоняйте их побольше, иначе совсем обленятся.

  63. Для Слая. Работаю не случайно и не у Поплавского. Стаж работы 35 лет.

  64. Если честно — я тоже отчаянный лентяй! И учиться в школе мне насточертело еще во 2 классе. А студенты — «сачки» — написали ЗНО минимум на 140 баллов. Так что это не самые худшие. А «дополнительной нагрузкой» они считают то, что им в обозримом будущем не пригодится. ИМХО.

  65. Что-то Вы, уважаемый, даже не краснеете, когда врете)
    Итак, стаж Ваш преподавательский 35 лет. Значит, преподавать Вы начали в 1977-ом году. Если допустить, что на преподавательскую работу Вас пригласили сразу же по получении диплома, что редкость в те годы, а от армии Вас освободили по причине хронического энуреза, то набрасываем пять лет ВУЗа. Опять же, если допустить, что в ВУЗ Вы поступили сразу после школы, то закончить Вы ее могли максимум в 1972 году. Вот незадача — достоевский появился в школьной программе в 1971-ом. И в программе восьмого класса. Т.е. либо Вас насиловали не Достоевским, а допустим, физрукЪ, либо Вы просто нам тут бодяжите диспуты. А по поводу опроса студентов — а Вы назовитесь, так хочется послушать лекцию в Вашем исполнении. Я приду, честно))

  66. О, проницательнейший! Докладываю: год рождения 1953. Школу закончил в 1970. В десятом классе в 13 школе изучали Достоевского. К сожалению, моя учительница языка и литературы, Анна Семеновна Швыркова уже не сможет подтвердить сей факт. Сами понимаете, почему. Может у Вас школа была особая прогамма по литературе? Остальное посчитайте сами. В армии (советской) служил год — после ВУЗа. И о лекциях. С февраля месяца начну читать лекции. Так положено по программе. Пока что только практика. Я Вас приглашу. Обещаю. И отдельная просьба: в общении со мной не допускать «тонких» намеков на физруков и придерживаться общепринятых норм лексики. Пусть Вашими перлами наслаждается уважаемый мной Мармер.

  67. Как это в «обозримом будущем» не пригодится, если они уже сейчас на нем разговаривают? Как раз своей повседневной жизнью они и доказывают, что в первую очередь им необходим именно русский язык.

  68. Слаю про «обозримое будущее». Уровень знания русского языка вполне соответствует их потребности в общении. Писать сонеты и эссэ на русском они не планируют (впрочем, на украинском тоже). А вот преподавание и официальная документация ведется на украинском. Так что, дабы не выглядеть смешно — надо украинский язык знать. А русский, для того чтобы втыкать повсюду «окей», «мейнстрим» и т.п. — они прекрасно знают!

  69. Интересный Вы преподаватель, Серж: Вас умиляет косноязычие Ваших студентов. Впрочем, я понимаю: у каждого человека есть свои причуды. Ваша заключается в том, чтобы испытывать глубинную, непримиримую враждебность к языку, на котором говорите сами.

  70. Государство-слуга гражданина.Читайте лекции на языке господина,а не его слуги!

  71. И о причудах. Как Вы могли заметить, русский язык я знаю и уважаю. Но меня удивляет прямо- таки патологическая нелюбовь ко всему украинскому. В том числе и языку. Ну почти нет русских классов в наших школах. Прямо горе вселенского масштаба! Так я Вам открою секрет — в странах Скандинавии их тоже нет. И в Финляндии — бывшей частицы России. И никто по этому поводу пеплом голову и прочие части тела не посыпал и не посыпает. Странные они. правда?

  72. http://letidor.ru/article/32388/

    обратите внимание, русский язык там преподают в полном объеме.
    украинским им головы не забивают. и никаким другим, кроме русского.
    и шо мы имеем на выходе?

    обратите теперь внимание на выпускника российского ВУЗа со ссылки, претендента на должность школьного учителя по литературе.
    и обратите внимание на девушек из статьи в «УЦ», которую мы обсуждаем.
    так может, все же, не в языках дело? может, таки, в головах?

  73. Степаныч, Вы всегда здраво рассуждаете, скажите, что для Вас лично означает понятие «Родной язык»?

  74. Вот это правда! Только за этим и ходят 70% учащихся в школу.Вы правы!

  75. они оба мне родные! 🙂 и русский и украинский.

    читать — без разницы.
    на слух совершенно одинаково воспринимаю.
    если смотрю фильм в переводе, иногда даже не могу сразу вспомнить, на каком языке был фильм — на русском или украинском. )))

    говорю по русски. как пошло с детства, так и катится.))
    русский язык люблю не меньше украинского. но считаю, что в поддержке нуждается именно украинский.

  76. если о самом понятии, то наверное это тот язык, на котором думаешь.

  77. Значит Вам проще немного.А для меня родной русский,я тоже как Вы __читать – без разницы.
    на слух совершенно одинаково воспринимаю.
    если смотрю фильм в переводе, иногда даже не могу сразу вспомнить, на каком языке был фильм – на русском или украинском. )))_____.Доходит до того,что могу забыть русское слово. Но… ,родной русский.Есть такое понятие:родной тот язык ,на котором мать поет колыбельную.Так вот мои дети слушали колыбельные на родном,русском языке.Конечно бывали и на украинском,но не колыбельные,а просто те, что нравились.

  78. Кстати,да, язык на котором думаешь,хотя и мысли проскакивают на украинском,когда долго в языковой среде нахожусь.Не суржике,вернее,простите,говносуржике! Для меня это отдельные понятия.

  79. всё так. только не пойму, в чем мне проще, если и Вам — без разницы?

  80. а в чем разница между суржиком и говносуржиком?

  81. Степаныч, что ты подразумеваешь, когда говоришь: «…может, дело все-таки в головах»? Ты намекаешь, что современные дети стали тупее тех, что были раньше? Я уверен, что это не так. Все дело в инерции современных школьников, в их нежелании и нестремлении овладевать знаниями. Они попросту ничем не увлечены. А в этом мире нужна побудительная причина для того, чтобы что-то делать. Возьмем, к примеру, выдающего математика Льва Понтрягина. В 14 лет от несчастного случая он ослеп, но это не убило в нем стремления к науке. После школы, он блестяще окончил Московский университет, аспирантуру. В скором времени стал академиком Академии наук ССССР. За выдающиеся открытия ему была присуждена Государственная премия, затем Ленинская премия за труды в области математики, а в 1969 г. ему присвоено звание Героя Социалистического труда.
    Каждый учебник, который открывал советский школтьник, начинался словами: «В нашей стране каждый талантливый человек получает все возможности для своего развития. Родина заботливо выращивает таланты, и они пышно расцветают». Сейчас, к сожалению государству не нужны ни высокообразованные специалисты, ни просто высокообразованные люди. И люди отвечают государству взаимностью…

  82. Хоть и понятен украинский и песни красивые,но родной русский! Даже не знаю как объяснить.Вот Вам белорусский кажется не таким как украинский родным? Или польский,вроде и понятно,немного «санта барбары» и сам бы заговорил,но не то, не родной ведь?

  83. «Ты намекаешь, что современные дети стали тупее тех, что были раньше?»

    дети такие же, разве что, еще продвинутей технически.

    «Каждый учебник, который открывал советский школтьник, начинался словами: «В нашей стране каждый талантливый человек получает все возможности для своего развития. Родина заботливо выращивает таланты, и они пышно расцветают».»

    — Слай, неужели ВЫ воспринимали всю эту звонкую словесную мишуру всерьез? :scratch: я все время надеялся, что Вы таким образом стебатесь. Нет?

  84. «Вот Вам белорусский кажется не таким как украинский родным?» — не кажется родным. и польский, не кажется.
    вот только я не представляю, как бы выдвигал кому-то в этом претензии, проживая где-нибудь в Беларуси или Польше… :unsure:

    а просто пожалеть Вас, это сколько угодно. думаю, и в Беларуси бы Вас пожалели, и в Польше…

  85. Степаныч,ну Вы же не отрицаете что под этой мишурой совершались боевые,трудовые и научные подвиги? У нас писали ту мишуру, сейчас другую, в дневниках звезды эстрады фото и «творческие достижения» Виталика Козловского, Лободы и т.д. Покупаю , потому, что там кроме этих»звезд» много хороших справочных таблиц. Да есть абсолютно чистые дневники,но они в абсолютном меньшинстве.

  86. вот именно, что «под этой мишурой». а совсем не благодаря ей.
    или просто нынешняя мишура не нравится, а та вроде ничего? так от звонких слов, кроме звона в голове, ничего и не остается…
    ни тогда, ни сейчас.
    связи не вижу.

  87. Зачем меня жалеть! Это не только мой и Слая язык! Ни я в свои годы ни Слай в его не виноваты в том, что исторически в наших краях не мало таких людей. И не сильно требуют русские классы в школах,потому как весьма прохладно власть относить к такому пожеланию,и потому, что далее не радужные перспективы учиться на родном языке.

  88. Если человека все время называть свиньей-он захрюкает!

  89. Натали, а мне вот мама пела песни на украинском. Но разве я могу требовать, чтобы мою дочку учили в общественной школе в России, либо в Швейцарии на украинском? Если я обращусь с таким требованием, мне самое лучшее — покрутят пальцем возле виска. Не так ли? 😉

  90. если вы со Слаем не жалуетесь, то и жалеть незачем, согласен.

  91. Комент улетел без меня! Это к слову о мишуре,о словах. Ведь слово тоже силу имеет.В это я просто убеждена. Только почему то в советское время пропаганда,допустим того же ГТО, работала,то сейчас почему то не сильно верят в то, что, допустим, покращення наступило. Вернее все верят, что наступило, но не у нас. :whistle:

  92. Просьба не принимается, на данный момент Вы аноним, а аноним права голоса не имеет.
    Насчет Синдрома Физрука) Вам в десятом классе нравился Верн и Майн Рид? Не, ничего не имею против, задержки развития бывают)
    А достоевского в 1970 году в десятом классе не было. Возможно, Ваша учительница знакомила Вас с его творчеством факультативно. В принципе, с 69-го года опалу с ФМ сняли.

  93. Только не думайте, что во мне говорит ностальгия по СССР! По мороженному за 20 коп.по походам школьным с ночевкой(сейчас санстанция не разрешает,вдруг с головастиками уху сварят дети,да квакать потом начнут),по этому да,ностальгия. А так нет.

  94. Natali, дико извиняюсь, но сколько Вам лет?
    чтобы помнить времена, когда пропаганда ГТО работала, нужно быть ровесницей моей бабушки! Вы, по моему, помоложе! 😉

    я таких времен не припомню. помню смутные о них рассказы… ))

  95. Для меня тоже и русский , и украинский языки родные и любимые. Но я тоже считаю, что в Украине в данный момент именно украинский нуждается в поддержке и развитии. За русским языком есть огромная страна Россия, которая не даст ему погибнуть.

  96. А в Кировограде у русских есть возможность обучать детей на русском. И из передачи «Мы» видно, что вас слышат и идут вам навстречу.

  97. Специально для Степаныча. Из учебника «Обучение русскому языку в 6 классе» за 1989 г. (недавно подкинул знакомый букинист):
    «В соответствии с установками 27 съезда КПСС и февральского Пленума ЦК КПСС учителя русского языка должны, давая глубокие знания основ науки о языке, формировать у учащихся прочные коммунистические убеждения, нравственную чистоту, воспитывать у них любовь к социалистической многонациональной Родине, пролетарский интернационализм, готовность к защите Родины, формировать сознательного советского гражданина, воспитывать у школьников трудолюбие».
    Согласись, звучит как песня…

  98. Многие говорят: не нужно поднимать языковые темы. Дайте умирающему (русский язык) спокойно умереть…

  99. он нас всех переживет, без паники! ))) Расея падсабит, если чё!

  100. По пунктам. 1. Вы мне тоже не представлялись. Так что анонимность обоюдна. 2. Майн Рид мне нравится и сейчас. Перечитываю иногда. Что-ж, не всем дано дорасти до Высокого исскуства, типа «Синдром…» 3. Очень жаль, что в Вашей школе для слишком одаренных не было ТАКОЙ учительницы…

  101. Я читаю лекции на языке государства, гражданином которого являюсь. А выяснять, кто кому слуга, а кто — господин, по-моему, удел людей недалеких.

  102. Давайте перефразируем:
    «В соответствии с установками 27 съезда ВР и февральского Пленума Кабмина учителя русского языка должны, давая глубокие знания основ науки о языке, формировать у учащихся прочные дружеские убеждения, нравственную чистоту, воспитывать у них любовь к Родине, человеческий оптимизм, готовность к защите Родины, формировать сознательного украинского гражданина, воспитывать у школьников трудолюбие».
    .
    Так лучше?

  103. Alex говорит:
    08.12.2012 в 18:02

    Государство-слуга гражданина.Читайте лекции на языке господина,а не его слуги!
    _____________________________________
    Я вот, почему — то думал,. что те кто живут в Украине это граждане , а не господины.А а по поводу господина, вспомнилась история, которую мне подруга рассказывала. Пару лет назад она с мужем, то — ли в Туркмению, то — ли в Узбекистан к свекрови с мужем в гости поехали. Так вот подруга, для которой, как для любой нормальной украинской женщин, как мне кажется, — маленький ребёнок на первом месте, а потом всё остальное, разговор случайно услышала, мужа своего со свекровью, в основном говорила свекровь , а муж слушал, что муж в доме господин , так как он деньги приносит в дом и именно муж, который господин. должен быть на первом месте, а не ребёнок. Алекс. Вы уверены , что страны не перепутали, у нас в стране, как-то исторически с господинами не сложилось. :scratch: :wacko: У нас вроде как. если мне память не изменяет казаки и казачки B-)

  104. Alex говорит:
    08.12.2012 в 18:02

    Государство-слуга гражданина.Читайте лекции на языке господина,а не его слуги!
    _____________________________________
    Я вот, почему — то думал,. что те кто живут в Украине это граждане , а не господины.А а по поводу господина, вспомнилась история, которую мне подруга рассказывала. Пару лет назад она с мужем, то — ли в Туркмению, то — ли в Узбекистан к свекрови с мужем в гости поехали. Так вот подруга, для которой, как для любой нормальной украинской женщин, как мне кажется, — маленький ребёнок на первом месте, а потом всё остальное, разговор случайно услышала, мужа своего со свекровью, в основном говорила свекровь , а муж слушал, что муж в доме господин , так как он деньги приносит в дом и именно муж, который господин. должен быть на первом месте, а не ребёнок. Алекс. Вы уверены , что страны не перепутали, у нас в стране, как-то исторически с господинами не сложилось. :scratch: :wacko: У нас вроде как, если мне память не изменяет казаки и казачки B-)

  105. Ну если бабушки, то раза в два помоложе( и где вы такой подмигивающий смайлик взяли???).Но, на юбилее ДЮЦа на площади,прослезилась под пионерские песни :scratch: в исполнении вожатых пенсионерок во главе с Листопадовой. Ну так есть доля истины в моем предыдущем комменте?

  106. Правильно Степаныч говорит Россия не даст языку умереть,как и Германия- немецкому,Болгария- болгарскому и тд и тп.Переживаете по поводу русского — создавайте землячества,воскресные школы,проводите фестивали,а защита требуется языкам которые вымирают и народы-носители которых не имеют государственных образований-кто их защитит?Гагаузы,крымские татары,курды,русины и прочая-прочая — вот куда надо направлять усилия Украины по региональным языковым проблемам.Обучать в школах,издавать газеты,журналы,книги,возможно даже телепередачи на их родных языках и все за счет государственных средств — вот реальная региональная языковая политика! А всё остальное — языковая политическая популистика,заигрывание с русскоговорящими согражданами.

  107. Отношения :господин-слуга как отношения гражданин-государство,очевидно метафора,в основе которой известное положение Конституции Украины,
    «Стаття 3. Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність,
    недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною
    цінністю.

    Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і
    спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною
    за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод
    людини є головним обов’язком держави.

  108. В России,но не в Украине,где для миллионов граждан русский -родной и никак не иностранный!

  109. Все верно! Держава Вам дает право свободно организовать кружок очень глубокого погружения в русский язык. Ну так и воспользуйтесь этим! А вот когда кто-то Вас в этом осудит, или упрекнет — цитируйте Конституцию.

  110. Прежде всего,я показал Анне и другим,что на конституционном уровне признается верховенство прав человека и гражданина над интересами государства.Это в вопросу о постоянных мантрах-«державна мова».
    Во-вторых,»глубокого погружения в русский язык»-это инерция народа,государством практически не поддержанная.Если его языковая политика останется прежней,то народ Украины утратит родной ему русский язык.

  111. Если его языковая политика останется прежней,то народ Украины утратит родной ему русский язык.________________ Часть народа, будем честными,русски родной для части,хоть и далеко маленькой, как многим кажется

  112. Цитата: » народ Украины утратит родной ему русский язык.»
    Смею думать, что для народа Украины русский язык такой же родной, как крымско-татарский, болгарский, венгерский, идеш, и многие другие.

  113. Не надо цитировать Конституцию-к сожалению,там только красивые слова.Как только коснется реальных дел — в бюджете нет средств или -«эти казлы мешают нам жить».

  114. Жалкие потуги объединенной армии украинофобов (urasmi, Alex, Слай,,,) наехать на Sergа успешно провалились. Господа-товарищи, что Вам никак не уймется?

  115. Против украинского языка тут никто никогда плохо не отзывался. Люди отстаивают право на свой родной язык, только и всего. Кстати, ты, я вижу, сам пишешь на русском, так что нечего на зеркало пенять: сам агент Кремля…

  116. Валєро, поверни нам СЛАЯ. Тільки отого — оригінала, дотепника, гумориста і взагалі ЦІКАВОГО блогера! :yes:

  117. Если уж совсем грубо ответить: вы, украинцы, им не хотите пользоваться, нам то он зачем? Песни послушать? Для этого его точно изучать не надо. Вам самим то он зачем,если не пользуетесь?

  118. Мои родители, прожившие в Кировограде практически всю жизнь между собой говорят по-украински. Я училась в русской школе (она была ближе к дому ;-)), поэтому теперь мне легче говорить по-русски. И для учебы в хороших вузах в СССР был важен именно русский. Все это и привело к тому, что многим украинцам теперь нужно прикладывать усилия, чтобы вернуть родной язык.
    Натали, а если можете, ответьте, пожалуйста, почему ваша семья живет сейчас именно в Украине, а не в Узбекистане, Казахстане, России?

  119. А вообще, за Ваши грубые слова спасибо. Я думаю, многие украинцы еще раз задумаются, зачем же им украинский язык.

  120. О! Это долгая история! У матери были,наверное, свои причины покинуть родные места,мне она об этом никогда не говорила.Все ее братья сестры учились в Томске,да там и остались,а ее понесло дальше и дальше,остановилась аж на Орловщине. Мы с Толкачевым земляки,можно сказать. Ну а мне в родном доме было так «хорошо», что уехала куда глаза глядят.не особо понимая что попала уже в другую страну,а не «братскую республику». Да тут и замуж вышла.У мужа отец военный,тоже поносило его. Ну ладно я заехавшая,но у меня очень много знакомых которые не против чтобы их дети знали русский язык.Но люди инертны. Для того чтобы просто «шоб було»,слишком много нужно усилий.Слай тому пример. Еще было время лет 10 назад ,когда моя старшая начинала учиться,многие боялись сдавать в русский класс,потому, что все остальное обучение на украинском. И запугивали учителя» что потом делать будете?» И в русских классах украинский преподавался не как родственный, второй родной, а как иностранный,начиная с устного курса.Это было хорошо для кавказских братьев,но не для местных,которым нужно в полную силу,чтобы хорошо знать. Вот моя и не очень в украинском. Очень трудно было когда перешли потом в украинскую школу. Потому как в 13 коле бардак, простите.

  121. И пусть показывают пример,а не используют говносуржик. Как он противен бывает! Не русский,не украинский! Никакой! Я не хочу так!

  122. чёто, теперь ВЫ начали указывать — кому на каком языке говорить… повторяю, никто ничего не должен. Ни ВАМ, ни кому другому.
    ни что-то доказывать, ни идти на поводу чьих-то хотелок.
    уж звыняйте. 😉

    кстати, Вы так и не уточнили, чем «говносуржик» отличается от просто суржика. наличием в нем украинских слов?

  123. Если честно, я вот как-то с трудом представляю, что в году этак 1920 ну или 1925, Софья Фёдоровна Колчак, после того как емигрировав во Францию, в связи с известніми всем историческими событиями, с другими эмигрантами дворянского сословия, стала требовать изучения русского языкав школах Франции для своих детей. Люди этого сословия ходили с ненсовскими паспортами, и ещё унижения получали от коренных французов. Как вы думаете, уважаемые блогеры, как надолго бы смогли задержатся в этой стране русские эмигранты если бы вели себя так, как я написала, думаю, что не надолго. А у нас в Украине, можно требовать и не просто требовать и ещё и горько — горько рбижаться. Просто так как — бы вот исторически сложилось, что после подписание Переясловских договоров прошло 350 лет, и Украину до сих пор не воспринимают как отдельное государство, а так кусочек оторвавшейся великой когда -то империи, зачем кусочку империи свой язык, мы ведь владеем языком великой империи , зачем другим языком напрягаться.

  124. :scratch: Степаныч, честно? Не могу сформулировать. Наличием не украинских,не русских , а коверканных слов. Может и сформулирую , как только, так сразу! Да я и не указываю,где там написано должны, но как послушаешь» крОвать, воспитувати, міроприємства ,пішком» и это только просто суржик.

  125. Natali, с одной стороны, Вы и хотите чтобы был суржик (требуя двуязычия). А с другой стороны, а где суржика нет? В России? Кому нужен такой «чистый» язык, при широчайшем употреблении мата?

  126. Натали, но русским в России тоже нужно постараться. Или Вы уверены, что там все говорят исключительно на литературном языке? :unsure:
    И потом, не нужно забывать, что то разнообразие диалектов и языков, которые присутствуют на территории Украины при долгом отсутствии строгой языковой политики, направленной на укрепление украинского языка, другого результата дать и не могло. Но мы постараемся исправить эту ситуацию. :yes:

  127. «Стаття 3. Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність,
    недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною
    цінністю.

    Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і
    спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною
    за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод
    людини є головним обов’язком держави.»
    Это «жалкие потуги»? Кто-нбудь сумег опровергнуть молй аргумент?Нет! Не выдавайте желаемое за действительное.Конституция устанавливает иерархию социальных ценностей украинского общества:верховенство интересов гражданина над интересами государства.Отсюда первенство языков граждан Украины над языком государства.

  128. Не розумію проблеми… :unsure:
    Хочеться навчатись російською — вперед на історичну батьківщину! Там таких «проблем» нема… :yes:

  129. Вы не нашли возражений против положений Конституции Украины.
    Суржик существовал всегда.И будет существовать,поскольку нет в природе моноэтничных обществ.Вариант ограничения его последствий-обучение всех национальностей грамотному использованию родного языка.
    Суржик еще порожден несвободой культуры.Скажем,кто-то ВЫНУЖДЕН говорить на чуждом ему языке по воле государства.И не всегда это признак неуважения к чужой культуре.Кто пытался перевести научный текст с русского на украинский знает,какие при этом возникают порой непреодолимые трудности.
    Суржик-источник развития языка,свидетельство того,что не справляется со своими коммуникативными функциями.Попытаться ликвидировать суржик-нереально и значит,ограничить возможности для развития языка.Напомню,французский вырос из суржика германского и латинского языков.
    Ну,а то,что русский воспринимается как матерный язык-результат националистической пропаганды,ну и Лия Костенко свою лепту в это дело внесла,Зобужко и прочие «мистцы».Каковы кумиры?

  130. Natali говорит:
    11.12.2012 в 11:11
    ______________________________________
    Наталі , шановна, для того, щоб знищити суржик, достатньо всього — навсього прийняти закон, який забороняє спілкуватися в широкому побуті та громадськіх місцях, іншими мовами окрім державної української, і за порушення даного закону, на особу накладатиметься штраф, навіть у розмірі 25 грн, а то і 50 гривень, як Ви думаєте, суржик матиме місце в розмовній мові — думаю, що дуже швидко суржик зникне, але скажіть, чи хочете Ви такого підходу для того, щоб суржик зник, я особисто не хочу, тому давайте не загострювати дану проблему і не обзивати людей, які допускають в своїй мові використання діалектизмів. Тих хто використовує діалектизми це влаштовує, це не влаштовує Вас, але чому вони мають напрягатися для Вас, Виж не напрягаєтесь для задоволення потреб іншої пересічної людини.

  131. «Не розумію проблеми»-еще бы,националистически мыслящему человеку все легко:»чемодан-вокзал-Россия!».Остается удивляться,как это его сближает со Сталиным,который инакомыслящих переселял:»нет человека-нет проблемы»-вот как в унисон поют сталинисты и наци.

  132. «Ну,а то,что русский воспринимается как матерный язык-результат националистической пропаганды,ну и Лия Костенко свою лепту в это дело внесла,Зобужко и прочие «мистцы».Каковы кумиры?»
    Алекс, Вы та на самом деле считаете? :yahoo:

  133. Моя ты рыбочка :yahoo: :yahoo: :yahoo: ! За курево,за пьянь за рулем,за переход бабок-скороходов возле автовокзала пусть по штрафуют,а я пока выучу мову!!!!!!!!!! И ПРЕКРАТИТЕ мне приписывать то, что я не говорила: не обзивати людей, які допускають в своїй мові використання «.Значит не проблему суржика не обостряем,как удобно-то, а ?

  134. Оце так силу має слово Ліни Костенко! :yahoo:

  135. Так у Вас стімул з»явився, мову вчити ,я так зрозуміла! :wacko: :yahoo: Оце так ДА!!!! B-)

  136. По работе мне нет необходимости письменного языка,читать я могу.Ну а если начнут штрафовать за русский,буду коверкать украинский, если Вам так приятнее будет! Конечно Азарову,например, в подметки не гожусь.Пока же предпочитаю не ломать правильный украинский язык.

  137. Читайте внимательно!
    «Выражение «внести свою лепту» имеет евангельское происхождение (Мк.12:42, Лк.21:2); дословно означает то же, что и «внести свои пять копеек».
    Я-«ну и Лия Костенко свою лепту в это дело внесла,»
    Вы-«Оце так силу має слово Ліни Костенко!»

  138. Сциборский, идеолог украинского национализма, один из основателей ОУН-УПА — «Самий фашизм, це насамперед націоналізм» и далее «Украинский национализм, признавая за фашизмом большую историческую заслугу и действительно приближается к нему своим идеологическим содержанием». », «В избрании средств освобождения Украинской Нации, национализм не ограничивает себя никакими “общечеловеческими” предписаниями “справедливости”, милосердие и гуманизма…«

  139. Alex, речь не о том что русский язык «матерный, второсортный». А о том как он на практике используется. В России мат намного более употребляем чем в Украине. Если брать Украину, то Донбасс явно впереди Кировограда (про Львов промолчу).

  140. «Ну,а то,что русский воспринимается как матерный язык-результат националистической пропаганды» — вы в Росии давно бывали? Естественно, не на Красной площади. Я был. Село Арбузовка, Алтайский край. Так на матерном языке там разговаривают.И это абсолютно без претензий к местному населению. Возможно, в соседнем селе разговаривают отрывками из Достоевского. :whistle:

  141. Шановні дяді і тьоті, Україна, це вже назавжди. Вчіть своїх діточок українській і не робіть їх ізгоями в державі, громадянами якої вони є. Якщо правильно будете їх виховувати, то вони ніколи не забудуть рідну мову своїх батьків, чи то російську, чи то молдавську, болгарську, гагаузьську, армянську…………. Звичайно, треба прикласти зусилля. За ВАС це ніхто не зробить. В принципі і не повинен. Так що — УСПІХІВ!
    І…..прекратим эту бесполезную дискуссию… (К-ф ‘Кавказская пленница’) :whistle:

  142. Вы удивляете своим умением рассуждать и понимать собеседника.Я об этой «лепте» «властителя дум»
    Лина Костенко: «Зачем нам заменять украинский язык русским матом?»

  143. Лина Костенко: «Зачем нам заменять украинский язык русским матом?»

  144. Serg говорит:
    05.12.2012 в 21:32

    Цитата: «богатство,которого лишены украинские школьники.»
    А что, Люба не украинская школьница? Дружище! Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – причину! Кто это сказал?

    +
    «Но в 2011 году министерство образования восстановило олимпиады по русскому языку и литературе».

    Алекс и компания, какие после этого могут быть вопросы?!
    А, есть один. В каком объеме вы владеете ну, вот этим самым, ну, как его, украинским языком?

  145. Читайте Конституцию Украины.
    Стаття 3. Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність,
    недоторканність і безпека визнаються в Україні найвищою соціальною
    цінністю.

    Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і
    спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною
    за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод
    людини є головним обов’язком держави.»

  146. Alex, вы не интересный.)) Статьи Конституции, Гаагская конвенция, быль о правах. Чего еще ждать? Ну, прочитал я вашу цитату статьи 3 и что?

  147. «Но в 2011 году министерство образования восстановило олимпиады по русскому языку и литературе».-большой скачок в развитиюи русского языка! Осталось только выполнить нормы Конституции Украины,Европейской хартии о региональных языках,закона про мовы(Львовская областная рада объявила о его нераспространении на территории области-отменила,безнаказанно,общегосударственный закон!),и отменить более 80 нормативных актов запрещающих или ограничивающих применение русского языка.»А в остальном,все хорошо,прекрасная маркиза,все хорошо!»

  148. «Статьи Конституции, Гаагская конвенция, быль о правах. Чего еще ждать?»-Безразличие к закону журналиста государственного учреждения, удивляет.
    Прочитали статью3.?А дальше-думать!
    Статья устанавливает иерархию социальных ценностей украинского общества.Приоритет интересов гражданина,человека,над интересами государства.Отсюда вывод-повторять как мантру-«державна мова»-не очень умно.Принадлежность к государству-не безусловная ценность.

  149. Учим, конечно учим! Мои дети о моей писанине не знают,дабы не разлагать дисциплину и не сидеть в ожидании: будет нам русский язык или нет.Кстати,нам со следующего года в 5 классе вводят немецкий.Зашибись! В классе 70% читать на английском не могут,за три года.Ниче, так же и немецкий будут учить!

  150. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не учило русский…

  151. Сударь, долго молчал, читая Вашу ахинею, но не выдержал… Та же самая Конституция:
    «Стаття 10. Державною мовою в Україні є українська мова.Держава забезпечує всебічний розвиток і функціонування української мови в усіх сферах суспільного життя на всій території України.

    В Україні гарантується вільний розвиток, використання і захист російської, інших мов національних меншин України.

    Держава сприяє вивченню мов міжнародного спілкування. Застосування мов в Україні гарантується Конституцією України та визначається законом.

    {Офіційне тлумачення частини першої статті 10 див. в Рішенні Конституційного Суду № 10-рп/99 від 14.12.99}
    Положення Конституції України зобов’язують
    застосовувати державну — українську мову як мову офіційного
    спілкування посадових і службових осіб при виконанні ними
    службових обов’язків, в роботі і в діловодстві тощо органів
    державної влади, представницького та інших органів Автономної
    Республіки Крим, органів місцевого самоврядування, а також у
    навчальному процесі в державних і комунальних навчальних закладах
    України.
    http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/v010p710-99/paran54#n54

  152. виграла, молодець, кіровоградські школярі кожен рік виграють всеукраїнські предметні олімпіади, але чомусь про це не пишуть, а за російську мову швидко стаття з’явилася…

  153. Лучше бы молчали.Во-первых,ст.10 не опровергает ст.3.
    Во-вторых,ст.10 устанавливает статус языков,их использования на территории Украины,не говоря о социальных ценностях украинского общества.Как и положено государственному,он используется в органах государственной власти и местного самоуправления.То есть ,в учреждениях «слуги».
    Далее.Русский язык получает двойной статус.Это противоречие.В самом деле,вначале его называют «языком национальных меньшинств».Затем:»Держава сприяє вивченню мов міжнародного спілкування.» К разряду таковых относится и русский.В международной практике,в Украине,таковую роль выполняет русский и другие языки.
    Замечу,ст.10 Конституции противоречит Декларации прав национальностей,ст3.,где говорится,что в местах,где преобладает одна нация,ее язык получает статус официального,то есть излагается норма Европейской Хартии.
    Далее.Конституция не устанавливает порядок защиты национальных языков,то есть эта норма «филькина грамота.»
    В целом,Конституция носит компромиссный характер,потому можно найти в ней и другие противоречия.Но главное,ст.10 не опровергает ст.3.А поскольку последняя говорит о социальных,культурных ценностях(язык как часть их),то следует признать приоритет более общего принципа над частным.
    Добавлю,в конституции СССР и США нет положения о государственном языке.Клинтон попытался ввести его-не поучилось.Избирательные бюллетени в Нью-Йорке публикуются на официальных языках:английском,русском,китайском,французском.

  154. Алекс, а на каком основании вы другим молчать рекомендуете — мы не в Белоруссии — у нас демократия, свобода гласность!! B-) . Да и Вы не Киян Александр Иванович, а мы здесь не студенты на экзамене, где Киян А.И., мог бы нас завалить! B-) ! Так что будьте любезны уважайте чужую точку зрения, хоть она и от Вашей существенно отличается!!! Или Вы не привыкли считаться с чужим мнением?! Вы привыкли , что вы во всём правы, а тут столько грамотеев завелось и каждый что-то пытается в защиту государственного языка сказать? Вот это Вас наверное «колбасит», ну не по детски «колбасит»!

  155. Да, согласна с Вами и почему УЦ не написала о победителях олимпиады по химии, биологии, математике, физике эти науки куда более сложнее, не с точки зрения моей. с точки зрения гуманитарного склада ума… А ну да, поняла , эти же предметы в Украине не умрут, а русский язык вот возьмёт и умрёт, и станет как латынь, мертва мова…. :scratch: :wacko: Это наверное потому, что автор статьи заглянет в словарь и вспомнит или узнает как правильно слово на великом и могучем пишется, а вот чем справочник поможет по физике, химии или другим точным наукам, мне бы ничем не помог, а словари мудрые, правильно написать, реально бы помогли и без диплома филолога русского языка. Вон у меня знакомая украинский в школе не учила, а пишет без ошибок, а знаете почему, а потому, что гугл знает всё! :yes:

Добавить комментарий