Рукописная история

Сегодня трудно представить себе кировоградца, который никогда не был в музее-заповеднике «Хутор Надія». И историю «оазиса в степи», созданного драматургом Иваном Тобилевичем (Карпенко-Карым), знают, наверное, все. Но заповедником Хутор «Надія» стал только в 1956 году и только благодаря почти маниакальной настойчивости еще одного Тобилевича — внука прославленного драматурга, Андрея.

Андрей Юрьевич Тобилевич родился в доме своего знаменитого деда, вырос здесь же, на хуторе, среди дубов, посаженных Марией Заньковецкой, Николаем Садовским, Михаилом Старицким, Марком Кропивницким. Сюда, в родовое имение, он вернулся после войны. Хутор тогда был в ужасном состоянии, дома были разрушены, Андрей Юрьевич жил в погребе и писал письма во все инстанции с просьбами и требованиями помочь ему восстановить имение и создать здесь музей. И он был услышан, постепенно отремонтировали и отреставрировали дома, зять Тобилевича А.А. Кресан передал в музей хранившиеся в семье личные вещи и документы Ивана Карповича, другие потомки драматурга тоже помогли кто чем мог. Неудивительно, что потом, когда здесь был создан музей, Андрей Юрьевич стал его директором и ревниво оберегал свои владения, не разрешал не то что ходить по газонам, а даже есть и курить на территории заповедника. Андрей Юрьевич был даже против проведения на хуторе праздников театрального искусства (тогда они еще не назывались «Вересневі самоцвіти»), как, впрочем, и любых массовых мероприятий. Для него это место было святыней, храмом, а народные гулянья в храме — это кощунство…

В этом году в «Батьківській хаті» на хуторе откроется еще одна экспозиция — «Рукописная история». В ней — письма Андрея Юрьевича 1946-1963 годов по поводу музея и ответы Максима Рыльского, Тереня Масенко, Елены Петляш-Барлиотти, Софии, Зиновия, Петра, Назара и Романа Тобилевичей. 34 рукописных документа описывают историю восстановления хутора и создания музея. Архив торжественно передадут заповеднику 28 сентября, во время проведения театрального фестиваля. Но 17 сентября его презентовали в галерее «Елисаветград», потому что, оказывается, вернулись эти уникальные документы в нашу область не без помощи Николая Николаевича Цуканова.

Как рассказала во время презентации сотрудник галереи Ольга Краснопольская, поскольку галерея часто покупает предметы, связанные с Елисаветградом — Зиновьевском — Кировоградом, то коллекционеры, найдя что-то интересное, иногда сами связываются с Николаем Цукановым и предлагают свои находки. Таким образом нашелся и архив Андрея Тобилевича — его галерее предложил коллекционер из Николаева Вадим Юрлов. Конечно, для нашей области этот архив — огромная ценность. Но в галерее решили, что нужнее он будет все-таки Хутору «Надія», и связались с сотрудниками музея. Архив, стоимость которого 18 тысяч гривен, для заповедника купили за средства меценатов. Кто именно сделал музею такой прекрасный подарок, пока просили не писать, сохранить интригу до момента торжественной передачи.

Кроме самого архива, в галерее презентовали и новый проект библиотеки Чижевского «Елисаветградский абрис. Персоны украинского театра». Проект действительно уникальный: в соответствующем разделе на сайте библиотеки (http://library.kr.ua/kray/abrys/index.html) представлены материалы о Марке Кропивницком, Иване Карпенко-Каром, Николае Садовском, Панасе Саксаганском и Марии Садовской-Барлиотти — причем как библиотечные (полные тексты книг), так и музейные: фотографии, портреты, рукописи, прижизненные издания книг, даже записи голоса Марка Лукича Кропивницкого. Конечно, виртуальный музей — это не так интересно, как реальный, но дело в том, что значительная часть экспонатов, представленных тут, вообще никогда не выставлялись, так что увидеть их можно только на экране.

Ольга Степанова, «УЦ».

Добавить комментарий