Прощай, село…

Члены Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов, руководители органов местного самоуправления бьют тревогу: «новая бюджетная и налоговая политика Украины направлена на уничтожение села». Это основной тезис открытого письма председателя ассоциации Николая Фурсенко.


Государственный бюджет на 2015 год принуждает к попрошайничеству украинские села, порождает социальное напряжение среди крестьян, считают члены ассоциации. «Так, после его принятия бюджет сельского совета в среднем по Украине составляет от 100 до 500 тысяч гривен в год, что делает невозможным выполнение программ социально-экономического развития. Все финансовые ресурсы остаются в бюджетах высших уровней. Вместо децентрализации мы получили фактически полную централизацию власти», — говорится в письме, адресованном руководству страны.

Фурсенко уверен, что налоговая политика, направленная на формирование местных бюджетов, реально не работает. Нет четких механизмов взимания налога на недвижимость, администрирование акцизного сбора в сельские бюджеты невозможно из-за мизерной части или отсутствия вообще. Проблемой является сбор поступлений по земельному налогу, поскольку он в разных областях рассчитывается по-разному. Да и вообще сельские советы крайне ограничены в полномочиях распоряжаться земельными ресурсами, учет которых и контроль над их использованием не отвечают требованиям действующего земельного и налогового законодательств.

«Стимулирование к объединению через уничтожение сел — ошибочный путь проведения реформ. Нарушение земельного законодательства, коррупция и взяточничество продолжаются. К этому добавляется ротация кадров районного уровня, которые пока не имеют достаточного управленческого опыта и соответствующей квалификации.

Законодательством значительно усиливается роль районных и областных структур в распоряжении финансовыми ресурсами, обеспечении детских садов, домов культуры и клубов сельских территорий. Однако опыт проведения медицинской реформы доказал, что качество медицинского обслуживания сельского населения после перевода ФАПов и медицинских амбулаторий на содержание района значительно ухудшилось.

Осознавая свою большую ответственность как местной власти, избранной народом Украины и представляющей интересы трети населения страны, обращаемся к Президенту Украины, Кабинету Министров, Верховной Раде Украины, всем политическим силам, которые в своих предвыборных программах обещали заботиться о судьбе украинского села, принять незамедлительные меры по изменению такого положения и учесть наши предложения о немедленном внесении изменений в соответствующие законы», — записано в документе.

Сельская местность — это 8,5 тысяч общин, 14 миллионов населения Украины. Николай Христенко, сельский голова Разумовки Александровского района, председатель Кировоградской региональной организации Ассоциации сельских и поселковых голов, на примере общины, которую он возглавляет в течение 22 лет, рассказал «УЦ», чем грозят селу налоговые и бюджетные нововведения:

— Из бюджета нашего сельского совета забрали 25 процентов поступлений, которые составлял налог на доходы физических лиц: 10% забрали на уровень районного и 15% — областного бюджетов. Это тот налог, который в предыдущие годы формировался у нас на местах и был подспорьем. Наш сельский совет получал порядка 120 тысяч гривен в год этих поступлений. И это были гарантированные поступления в наш бюджет.

Нас беспокоят и риски, связанные с предложенными нам налогами. Планируется, что наши территории будут жить с налога на недвижимость, акцизного сбора, туристического и туризма. Если говорить об акцизе, то те несколько торговых точек, которые у нас есть, не торгуют табачными изделиями, алкогольные напитки продавать будет им невыгодно, а акциз с пива — это не те поступления в бюджет, которые нам существенно помогли бы.

Если рассматривать налог на недвижимость, то он видится проблемным. Нам сказали, что это наша удочка, с помощью которой мы получим хороший улов. Но это налог, который унижает сельских жителей. У нас нет коттеджей, дворцов в несколько этажей. В основном это обычные сельские дома. Если брать во внимание нежилые застройки, — это погреба, навесы, сараи. Хотелось бы пенсионеров освободить от этого налога, в противном случае они начнут массово разбирать сараи и навесы, так как им сложно будет платить даже двести-триста гривен в год. Старики все еще помнят времена, когда они были вынуждены уничтожать плодовые деревья в своих садах, нельзя допустить, чтобы они разрушали то, что в течение жизни строили. Даже если они будут платить, это нашему сельскому совету принесет порядка десяти тысяч гривен в год.

Сбор за парковку автомобилей — это вообще смешно для сельской местности. Туристический сбор для села Разумовка — перспективный. К нам приезжают люди, посещают усыпальницу Раевских. Но для того, чтобы брать за экскурсии приличные деньги, надо вложить немало средств, чтобы был полноценный комплекс. Об этом много лет говорили на разных уровнях, но ничего не предприняли. Да и далеко не во всех селах есть музеи или усыпальницы.

Остается налог на землю. Согласно индексации, поступления в бюджет увеличатся. Но у нас есть такие сельсоветы, земля которых находится в государственной собственности, она не распаевана. Есть такие, где мало земли, в основном леса. Жили эти территории за счет налога на доходы физических лиц, который у них забрали.

Возникает нюанс с жилищно-коммунальными предприятиями. У нас такое есть, и, чтобы его дотировать, надо около 30-ти тысяч в год. Наличие такого предприятия — в какой-то степени показатель уровня жизни в селе. Наше предприятие — это услуги водоснабжения, ритуальные услуги, уничтожение бурьяна, работа мельницы и пилорамы. Тарифы для наших людей мы не можем поднимать и дотировать тяжело.

Возникает еще один проблемный вопрос — финансирование детских садов и объектов культуры. Предлагается их содержание за счет районного бюджета. Но мы уже имеем горький опыт передачи районной власти ФАПов. Когда мы передавали свой ФАП, там было две с половиной ставки, сейчас — полторы. Ремонт помещения, обеспечение дровами при этом остались нашей заботой. Что будет с детсадами и клубами? Получается, что в выигрыше окажутся сельские территории, на которых нет дошкольных учреждений и клубов. Но это — бесперспективный путь.

Мы хотим, чтобы бюджетные и налоговые нововведения обсуждались с сельскими и поселковыми головами, чтобы эти консультации были публичными. У нас же получилось, что все наши предложения были проигнорированы, и мы имеем ряд проблем.

Надеемся, что изменения в кодексы будут пересмотрены, чтобы село хотя бы осталось на том уровне, на каком оно было в прошлом году. Бюджет нашей территории 2014 года составлял 860 тысяч гривен, в этом году он будет составлять порядка пятисот тысяч. Такая ситуация по всем территориям. Чтобы украинское село не умерло, надо немедленно что-то предпринимать…

Елена Никитина, «УЦ».

Добавить комментарий