Непедагогическая поэма, или «Работаю ксероксом»

Среднестатистический школьный учитель в Украине фактически работает полноценный рабочий день, а иногда вынужден посвящать работе выходные дни. Однако непосредственно обучением детей он занят в среднем… 3-4 часа в день. Заметим, что только за это время (плюс некоторые надбавки за дополнительные функции вроде классного руководства) государство учителю платит. На что же уходит остальное время?

Принципы оплаты труда учителей в развитых странах и у нас в целом те же: главная составляющая зарплаты — это учебные часы. Чем их больше, тем выше зарплата. Но если углубиться в тему, то уже на поверхности становятся заметными различия (а они, между прочим, напрямую влияют на объем учительского заработка). Ну вот, к примеру, знаете, какая средняя нагрузка на учителя в обычной израильской школе? До 40 часов! До 8 уроков в день при пятидневном режиме занятий. До 24-26 часов в неделю работает учитель в Германии (5-6 уроков в день). В Украине учительская нагрузка составляет в среднем 18 часов в неделю (3-4 урока в день). Чем объясняется такая гигантская разница? Неужели безжалостные эксплуататоры заставляют бедных учителей работать на износ? Почему украинский учитель не может работать с немецкой нагрузкой (и зарплатой) и за счет чего же появляются те дополнительные 6-8 часов в неделю,?

В каждой школе учителя получают документ с громким названием «Посадова інструкція». Он представляет собой перечень прав и обязанностей, занимающий несколько страниц формата А4. Обязанностей в нем в несколько раз больше, чем прав. И хотя некоторые пункты данной инструкции варьируются в зависимости от учебного заведения (обычная средняя школа, лицей, гимназия, коллегиум и т.д.), в целом главные из них одинаковы. Автору попала в руки такая инструкция для учителя одной из кировоградских гимназий, документ оказался весьма любопытным. Он имеет два раздела: «Посадова інструкція вчителя» и «Посадова інструкція класного керівника». Второй раздел оказался объемнее первого раза в три — количество обязанностей у классрука просто зашкаливает: «Класний керівник виконує наступні обов’язки: здійснює вивчення особистості кожного учня в класі, його нахилів, інтересів, задатків, готовності до певних видів діяльності, /…/; планує виховну роботу в класі, визначає виховну (педагогічну) проблему, мету та конкретні завдання навчання, виховання і розвитку /…/; здійснює педагогічний контроль за дотриманням учнями моральних, етичних норм поведінки, статуту і внутрішнього розпорядку школи /…/; веде у встановленому порядку документацію класу /…/. Класний керівник забезпечує дотримання правил безпеки життєдіяльності під час проведення виховного процесу та виховних заходів: несе особисту відповідальність за збереження життя і здоров’я учнів; забезпечує проведення навчально-виховного процесу; проводить інструктажі учнів з безпеки життєдіяльності під час навчальних занять» — и так далее. Фактически классный руководитель несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей из подопечного класса, но знаете, сколько государство доплачивает за классное руководство? Лучше сядьте: аж 500 грн. в месяц. Неудивительно, что при малейшей возможности избежать классного руководства педагог сразу старается воспользоваться ею. На классного руководителя ложится не только ответственность за самих детей — он тут же нагружается огромнейшим количеством дополнительной работы, не имеющей ничего общего с обучением. Например, такой: «організація виконання наказів, розпоряджень, доручень адміністрації, рішень педради; /…/ забезпечення організованого харчування дітей; /…/ аналіз виконання плану роботи, наказів, рішень, розпоряджень адміністрації школи». И все это — за 500 грн. в месяц.

Но даже если педагогу каким-то образом удалось избежать классного руководства, то вряд ли его так просто оставят в покое и позволят просто учить детей. Четырежды в год в каждой школе заседает контролирующий орган под названием методическое объединение (МО). Каждый учитель обязан предоставить на его рассмотрение доклад о проделанной работе. Казалось бы, все логично и закономерно, что тут такого? А заковыка скрывается в том, что в этом докладе обязательно должны быть представлены материалы к открытым урокам, воспитательным (классным) часам, внеклассным формам деятельности и прочая, и прочая. Каждый отчет, каждый конспект должен быть оформлен определенным образом в специальную папку и положен на специальную полку. Полезность этого всего заключается в том, что при проверке комиссией от профильного управления директор школы может спокойно раз в год (а то и реже) открыть дверцу шкафа, достать оттуда эти припавшие пылью папки и показать: вот, видите — мы работаем, все на месте, план выполняется. Кстати, за эту бумажную волокиту учитель не получает ни копейки.

Картина вырисовывается, мягко говоря, удручающая: школьный учитель занимается своими прямыми обязанностями, за которые получает зарплату, всего несколько часов в день, остальное же время — по большей части бесполезная бумажная работа, за которую педагогу никто не платит. Можно ли обойтись без нее?

— Однозначно, ситуацію треба змінювати, — уверена преподаватель украинского языка и литературы Оксана Нетребенко. — Особисто я маю 18 годин на тиждень чистих уроків, перед цим маю підготуватися до них (не менше 4-х годин щодня) плюс перевірка зошитів — у середньому 15-30 хвилин на день (мінімум). І до цього — класне керівництво. Методичні об’єднання — то окрема тема. Рахуйте: 4 засідання МО на рік — мінімум одна доповідь; по 4 засідання творчих груп на рік — це плюс ще одна доповідь або дві (а якщо ти у 2-х чи 3-х групах?) плюс 4 засідання класних керівників (знову доповідь). Папери, папери й ще раз папери. Враження таке, що школа — це заклад не для навчання дітей, а для створення паперів, у яких розписується, як треба навчати дітей.

Це тягнеться багато років, ще з Радянського Союзу ми маємо таку систему й такі форми роботи. Систему треба змінювати в цілому, й почати, на мою думку, треба з розділення посад учителя й вихователя-організатора. Методичні об’єднання мають нібито завдання підвищувати фахову майстерність вчителів, але фактично це порожня писанина. На мою думку, треба змінити сам підхід до роботи вчителя. Вчитель тоді буде ефективним, коли за нього голосуватимуть своєю присутністю на його уроках діти за умови вільного вибору курсу або викладача, зарплатня якого залежатиме від кількості його вихованців. І я займатимусь самоосвітою, новітніми технологіями, психологією — чим завгодно, аби бути конкурентоспроможною, і жодні перевірки мені будуть не потрібні, як і МО для стимулювання й контролю моєї роботи.

Учитель изобразительного искусства Любовь Сергеевна (имя изменено по просьбе собеседника) отмечает другие аспекты своей работы, указывая на тот факт, что сегодня и министерство образования, и профильные управления нередко вместо облегчения еще больше усложняют работу педагогу различными инструкциями и постановлениями:

— Для меня неприятной неожиданностью стало повышение учительской ставки с 18 часов до 21-го. Я — учитель художественно-эстетического направления. Если у преподавателя, например, украинского языка, не возникнет проблем с выполнением ставки в 21 час, то мне это будет сделать трудно. В 5-6 классах по расписанию всего 1 урок рисования в неделю. В старших классах я могу вести 2 урока в неделю — рисование и художественную культуру. Но этого все равно недостаточно для выполнения ставки. Такие же проблемы у других учителей художественно-эстетического профиля — трудовиков, учителей музыки, хореографии. Может, нужно разработать нормы, учитывая специфику работы педагогов разного профиля, а не стричь всех под одну гребенку?

Еще одно нововведение — электронные дневники. Их обязан вести классный руководитель. В идеале они должны были повысить эффективность взаимодействия учителя с родителями, но в реальности это только усложнило нам работу. Электронный дневник хорош, когда у каждого учителя на рабочем месте есть компьютер, подключенный к Интернету, и оценки в дневник вносятся прямо во время урока. А что у нас: после уроков я вынуждена брать классный журнал, идти в кабинет информатики и несколько часов заполнять электронные дневники. Похожие проблемы с анкетами учеников — их приходится заполнять каждый год (!), так как минобразования решило внести какие-то изменения. Эти изменения, как правило, совсем незначительные, но из-за них анкеты полностью переписываются заново. Не проще ли сделать единый стандарт, в который потом можно по мере необходимости добавлять пункты?

Третье, на что я хотела бы обратить внимание, — это характер работы методобъединения. Само по себе МО необходимо, но не как инструмент контроля, а как возможность обмена опытом между педагогами. Я не понимаю, почему я должна свой доклад размножить в трех-четырех-пяти экземплярах, чтобы его копии были в МО, каждой из творческих групп, в которые я вхожу, и личной папке учителя? Вместо своей прямой работы я вынуждена «работать ксероксом». Я лучше в это время проведу пару занятий в кружке — оплату за кружки учителям отменили уже давно, но благодаря этим занятиям мы можем хотя бы зарабатывать отгулы.

Есть еще один интересный нюанс, связанный с моим профилем: работа с одаренными детьми. Проблема в том, что до сих пор в минобразования считают, что каждый классный руководитель обязан найти в своем классе хотя бы одного одаренного ребенка. Для него составляется график дополнительных занятий, на него заводится специальная папка. А что делать, если в твоем классе нет одаренных детей? Ведь настоящая одаренность встречается не так уж часто. Тогда выбирается самый успешный в каких-то предметах ребенок и на него заводится эта папка с графиком индивидуальных занятий. Мне приходится вести несколько таких папок, так как классные руководители записывают в одаренные детей, которые занимаются в кружке. А что им еще остается делать?..

Из сказанного выше напрашивается простой, но грустный вывод: мы стремимся в Европу, но учителя до сих пор работают по советским стандартам. Введение 12-балльной системы оценивания и прочие локальные новшества не меняют общую картину. А она такова, что огромную часть своего времени учитель тратит не на обучение детей и повышение своего уровня, а на бумаги, на которые не посмотрит потом никто, кроме чиновника из управления, но и этому чиновнику они нужны лишь для того, чтобы поставить галочку и отрапортовать в министерство о результатах. Ау, чиновники от образования! Обучение детей — это ведь не производство болванок на заводе. Старые плановые методы бумаготворчества должны уйти в прошлое. Помогите в этом педагогам и самим детям.

Записала Виктория Барбанова, «УЦ».

Добавить комментарий