Большое переименование: сделаем как надо?

Без конкретных названий и излишних эмоций

Вопрос переименования украинских городов и улиц снова встал очень остро — после принятия Радой нашумевших «декоммунизационных» законов. Кировоград — один из областных центров, названия которых предстоит сменить, если Президент подпишет принятый документ. В кировоградских общепитах и на кухнях, в социальных сетях ломаются копья — люди с разными взглядами «до хрипоты, до драки» спорят о том, стоит ли возвращать городу его историческое название, или нужно выдумать новое. Мы принципиально не станем вступать в этот спор.

Вместо этого «УЦ» попыталась разобраться, что, как и кому именно нужно сделать, чтобы переименование прошло цивилизованно и максимально безболезненно, из каких составляющих складывается цена этого мероприятия и как можно организовать эти траты, чтобы муниципалитету и горожанам в одночасье не пришлось «продавать последние штаны».

Как положено?

Чтобы всем все стало понятно, поясним сразу: действующая Конституция Украины (а именно — п. 29 ч. 1 ст. 85) вопрос переименования населенных пунктов относит к полномочиям Верховной Рады Украины. То есть по закону принимать решение будут народные депутаты, а не местные советы или горожане. Это первый момент, который вызывает вопросы, варианты ответов на которые мы попытались найти ниже.

Соответствующее постановление парламента принимается большинством голосов народных депутатов, то есть не менее 226 голосов, и не может быть ветировано Президентом Украины, поскольку не является законом, в частности, пояснил Андрей Магера, зампредседателя Центральной избирательной комиссии Украины.

Если же переименовывать будут не только города, но и области, по словам Магеры, нужно будет менять уже Конституцию, со всеми вытекающими. То есть соответствующий законопроект должен будет подаваться в Раду Президентом или не меньше чем 150 народными депутатами, затем его будет проверять Конституционный суд, потом проголосовать должно большинство в парламенте и, наконец, в следующую сессию — большинство конституционное, то есть не менее чем 300 народных избранников.

Собственно, все. По сути, участие жителей самих областей и городов, названия которых, возможно, придется сменить, никакими законами не предусмотрено. Согласятся ли с такой постановкой вопроса сами жители Кировограда или, к примеру, Днепропетровска? Думается, вопрос риторический — нам и нашим потомкам здесь жить все-таки.

Что нужно до?

Решать, как будет называться город, должны его жители — это для нас представляется аксиомой. Спросить мнение большинства горожан — путем если не местного референдума, который не предусмотрен украинским законодательством, то любым иным (опроса, среза, замера, черта, дьявола) проще всего будет во время проведения местных выборов, которые должны состояться осенью. Нужно только напечатать еще один бюллетень — с вариантами новых названий, и выдавать его вместе с депутатскими и мэрскими «простынями».

Понятно, что само собой такое волеизъявление не организуется — для того, чтобы его провести, нужно будет приложить усилия тем, кто наши интересы представляет в органах власти. По логике, в кировоградском случае инициатива должна исходить от городского совета во главе с его секретарем, и.о. мэра Иваном Марковским — и этим стоило бы уже озаботиться.

Продвигать эту инициативу в дальнейшем однозначно придется на законодательном уровне. И для этого у горожан в парламенте есть целых три представителя — это кировоградцы Станислав Березкин («Экономическое развитие»), Александр Горбунов («Народный фронт») и Константин Ярынич (Блок Петра Порошенко). Коль скоро их основная работа на сегодня — это законотворчество, им и карты в руки. Сообща наши нардепы могли бы, к примеру, подготовить и пролоббировать проект постановления Верховной Рады с условным названием «О проведении опроса общественного мнения горожан по поводу переименования г. Кировоград одновременно с проведением выборов депутатов местных советов». Почему бы нет? Времени на это у них, к слову, остается совсем немного — скоро летние каникулы, а там — уже осень, и выборы практически на носу.

В рамках этой работы народным депутатам же, если они за нее возьмутся, конечно, скорее всего, предстоит решить и финансовый вопрос — денег на проведение опроса у города точно не будет, тем более в конце бюджетного года.

Впоследствии именно результаты проведенного опроса должны стать основанием для обращения городского совета в Верховную Раду, коль скоро именно парламентарии принимают решение. Так будет честно и справедливо, по нашему мнению.

Какие названия будут в бюллетене — отдельный вопрос. Думается, логично было бы создать при городском совете рабочую группу, как это уже сделано в Днепропетровске, и аккумулировать предложения экспертов, историков и прочих активистов. Целесообразным представляется установление какого-то «проходного барьера» для вариантов названий — ведь «простыня» для голосования не может быть бесконечной. Можно, к примеру, обязать активистов или группы, которые хотят, чтобы в бюллетень был внесен тот или иной вариант нового названия, собирать подписи в их поддержку. Собрали, грубо говоря, тысячу подписей — окей, включаем. В общем, ответственно подойти к вопросу стоило бы…

Еще один отдельный вопрос — переименование области. Опять же — мы не хотим говорить о том, как именно ее стоило бы назвать (с названием областного центра названию области совпадать, кстати, вовсе не обязательно), говорим исключительно об организационных моментах, которыми, по аналогии с городом, стоило бы уже сейчас озаботиться областному совету. Пока о соответствующих инициативах депутатов мы не слышали…

Что нужно после?

Теперь следующий, не менее важный момент — цена переименования. Сегодня всевозможные эксперты и болтуны по поводу уже начали считать расходы, которые повлечет за собой переименование городов и улиц. Одно из деловых украинских изданий, к примеру, оценило переименование Кировограда в 50 миллионов долларов. Логика их расчетов, впрочем, часто хромает — большинство считает все «в одну кучу» — и замену паспортов, и замену всех табличек на всех домах, и переоформление уставных документов предприятий, и актов собственности на землю и недвижимость. Поинтересовавшись отдельными аспектами вопроса, мы рискнем подвергнуть такой подход некоторым сомнениям.

Во-первых, расходы, какими бы они ни были, не будут единовременными, о чем, как правило, забывают сказать сторонники идеи о сверхрасходах на переименование. К примеру, массово менять паспорта для горожан никакой необходимости нет. Нужно будет лишь поставить новый штамп о прописке. Решение о том, в течение какого времени это нужно будет сделать, должен принять, опять же, горсовет.

Дальше. Всем предприятиям, учреждениям и организациям, зарегистрированным как юридические лица, придется перерегистрироваться, изменить уставы, опять же, сделать новые печати, заменить вывески. Начиная с исполнительного комитета городского совета. Менять это все вслед за исполкомом придется всей бюджетной сфере: коммунальным предприятиям, ЖЭО, школам, садикам, городским больницам и поликлиникам, а также государственным учреждениям — налоговым инспекциям, управлениям статистики, казначействам и т.д., равно как и частным предприятиям, являющимся юридическими лицами.

Это наиболее серьезная статья расходов как для местного и государственных бюджетов, так и для частников. Нести их в сегодняшней экономической ситуации не готов никто. И это вопрос, опять-таки, к народным депутатам — как «нашим», так и всем остальным. Рациональным решением представляется принятие изменений к нормативным актам, регламентирующим сроки проведения подобных изменений. То есть нужен переходный период, в течение которого новые и старые документы будут действовать параллельно, например, год, два или пять лет. Конечно, это не должно делаться «от балды» — нужны точные расчеты, которыми стоит заняться тем, кому следует, причем безотлагательно.

Возвращаясь к кировоградской конкретике, можем привести приблизительный пример дробления расходов. В 2015 году (которого после выборов останется каких-то два месяца) можно было бы профинансировать, к примеру, замену уставных документов, печатей и прочих атрибутов непосредственно городского совета и исполкома — это деньги сравнительно небольшие. И проспонсировать на эту сумму город вполне могло бы государство — это вопрос уже в первую очередь к «нашим» нардепам. Остальное местное хозяйство можно было подгонять постепенно в 2016 году, опять-таки, за счет строчки в госбюджете, при условии параллельно действующих документов старого и нового образца.

Вывески на учреждениях уж и вовсе не «горят», да и стоят не так много — их можно менять постепенно, по мере наличия финансов. Остаются указатели на въездах в город — грубо 10 информационных дорожных знаков, каждый из которых стоит на сегодня 3-4 тысячи гривен. Смешная сумма даже для хронически скудного кировоградского бюджета.

Да и вообще, почему мы говорим только о бюджете? Коль скоро в городе и стране, судя по активности тематических обсуждений, достаточно много сторонников идеи «декоммунизации», восстановления исторической правды и т.д., среди них должны найтись и люди, готовые участвовать в частичном финансировании реализации этой идеи. К слову, в том же Днепропетровске меценаты уже собирают деньги на переименование центральной улицы Карла Маркса, а известная украинская писательница и шоувумен Ирена Карпа на днях изъявила желание лично оплатить замену табличек на собственной родной улице…

Сделать как надо

В общем и целом, «черт» переименования не так страшен, как его малюют — если все сделать как надо, а не как всегда. Конечно, к авторам соответствующего закона есть вопросы — почему, например, вместе с ним не был подготовлен сопроводительный пакет, которым были бы проработаны все те вещи, о которых мы говорили выше? Тогда, возможно, и реакция на нововведения была бы менее негативной. Время, впрочем, еще есть, и сейчас всем силам, особенно задействованным в местной и государственной власти, хорошо бы взяться за дело и показать, что Украина действительно приближается к Европе не только в декларациях, но и в организационной точности и управленческом прагматизме.

Андрей Трубачев, «УЦ».

Добавить комментарий