Павел Штутман: для начала купите франшизу

После того как вы твердо решили начать свое дело и определились, какой именно вид бизнеса вам интересен, остается ответить только на один вопрос: стоит ли набивать собственные шишки в поисках уже давно проложенного другими пути?


Если вы хотите открыть ресторанчик или салон красоты – подумайте о том, чтобы купить готовую франшизу. Так вы платите разумные деньги за возможность ведения бизнеса с наименьшими рисками, советует предприниматель Павел Штутман, в очередной раз выступающий в роли эксперта в нашей академии малого бизнеса.

Цо то ест?

Говоря простым языком, франчайзинг – это продажа торговой марки со всем наполнением. Например, «Пицца Челентано», одна из самых удачных и популярных пиццерий. Когда мы видим одно из заведений с такой вывеской, нам кажется, что это хозяин всех таких пиццерий открыл еще одну. На самом деле это франшиза. Компания не просто продает «частникам» право открыться под известным названием. Вам не нужно будет отвечать на вопросы о том, где брать тесто, как готовить пиццу, как оформить помещение, как вести учет, каков режим работы кухни, какие там должны быть плиты и другое оборудование, сколько человек должно там работать и далее по очень длинному списку. Вместе с вывеской вам продают уже готовые, и притом лучшие ответы.

— Одна из самых успешных американских франшиз в сфере быстрого питания, «Бургер Кинг», к примеру, сама определит, где должно быть помещение. «Поближе к дому» вам никто франшизу не продаст, – поясняет Штутман. – Вам скажут, на какой улице должна находиться ваша закусочная, измерят трафик клиентов в этом районе и так далее. Скажут, какой должна быть площадь помещения, как оно должно выглядеть, чем должен заниматься каждый работник, обучат этих работников. Возможно, предложат даже поставки продуктов значительно дешевле, чем вы сможете найти сами. Кроме того, вы постоянно поддерживаете с компанией-франчайзером связь, он обучает ваш персонал, предоставляет вам инновации – ведь все очень быстро меняется, осуществляет инспекторские проверки. Даже если вы сами все еще не очень разбираетесь, профессиональный инспектор расскажет вам, что вы или ваши подчиненные делают не так, что нужно исправить. Они, как правило, будут осуществлять рекламу. «Макдональдс» или тот же «Бургер Кинг» уже знают практически во всем мире – это преимущество франчайзинга.

Конечно, за эти преимущества нужно заплатить. Оплата обычно состоит из двух составляющих. Первая – это начальный, или паушальный взнос. Вторая – роялти, которые вы будете платить впоследствии регулярно, обычно раз в месяц. Это, как правило, определенный процент с оборота.

— Говорят, такая система, например, как «Сабвей», одна из мощнейших сетей быстрого питания в США, берет 8% плюс 3,5% за рекламу, то есть 11,5% оборота. Примерно столько же, как говорят, берет «Макдональдс», – конкретизирует предприниматель.

Есть товарные франшизы, например, магазины SELA – вы покупаете у производителя товар под реализацию и больше ничего регулярно не платите. Практически все брендовые магазины в крупных торговых центрах – товарные франшизы, а не фирменные магазины. Их владельцы являются независимыми продавцами. Другие хорошо известные нам товарные франшизы – супермаркеты электроники «Эльдорадо» и магазины спортивной одежды Columbia. Есть франшизы визовых центров («Без кордонів»), финансовых услуг (сеть ломбардов «Комод»), туристических агентств (Tez Tour), фитнес-центров (Fit Curves), парикмахерских, салонов красоты и т.п. Так же, как сеть ресторанов «Крылья», один из которых недавно открылся в Кировограде, или «Планета суши» (она же «Яппи»).

Преимущества

— К примеру, вы человек простой, специального образования нет, денег на большой вступительный взнос нет, но вы хотите свой бизнес. Продавать шаурму, например, и побольше на этом зарабатывать. В этом случае вам, скорее всего, лучше купить франшизу, чем разбираться с продуктами, оборудованием, экономикой и т.д. самому. Денег это стоит не так много, всегда можно «наскрести». Есть огромное количество компаний, которые продают такие франшизы, – The Doner Kebab, «Мистер гриль», Star Kebab и так далее. Причем эти компании конкурируют между собой, стремятся продать как можно больше. Вы получаете готовый системный бизнес с минимальными затратами в кратчайшие сроки и доступ к лучшим технологиям в отрасли. То есть вы только пришли, еще ничего не знаете, а у вас уже есть гарантированно работающее, конкурентоспособное собственное дело. Вам не нужно 25 лет «карабкаться», изобретать велосипед с риском обанкротиться еще в начале или на середине пути. Если вам неинтересно терпеть невзгоды, рисковать – некоторые испытывают потребность в этом адреналине, если вы хотите сразу стать владельцем работающего бизнеса, который вам интересен, с минимальными рисками, то покупка франшизы вам подходит оптимально. Количество неудачных проектов измеряется несколькими процентами, – описывает Штутман плюсы франчайзинга.

Немаловажна и уверенность в том, что точно такой же брендовый магазин, ресторан или парикмахерская не откроется «через забор» от вас. Компании-франчайзеру это невыгодно.

Недостатки

Главный минус франчайзинга, по мнению нашего эксперта, – отсутствие творческого полета. Вы не можете самостоятельно расширить ассортимент, добавить в меню новый салат или бургер, установлены очень жесткие рамки того, что можно и нельзя делать. Плюс постоянно нужно платить роялти франчайзеру – отдавать свои деньги всегда жалко.

— Вы платите за бренд, за участие в системе, за контроль, вы не думаете об ассортименте. Вы несете только риски в рамках существующего бизнеса – что кто-то у вас украдет, что-то испортится, арендодатель вам повысит арендную плату и т.п. Но эти риски минимальные, по сравнению с теми, которые вы несете, когда строите собственный бизнес, – подчеркивает Штутман.

Куда бежать?

Узнать о том, какие франшизы прямо сейчас продаются в вашем городе, легко можно в Интернете.

— Сделайте поиск по запросу «франшиза Украина», «франчайзинг в Украине» и т.п., если вам лень читать – ищите по тем же ключевым словам на видеохостинге Youtube, и вы получите огромное количество всевозможной информации и рекомендаций. Существуют специализированные выставки, в которых принимают участие компании, продающие всевозможные франшизы. Ежегодно в конце февраля в «Киев­ЭкспоПлаза» проходит выставка «Франчайзинг» в рамках форума «Индустрия торговли», где можно прийти, ознакомиться, поговорить и, возможно, даже что-то для себя выбрать, – отмечает Штутман.

По его мнению, именно франшизы могут нас «перевести» через переходный период становления мелкого и среднего бизнеса, того самого среднего класса. Мы получаем современные гостиницы, современные товары, инфраструктуру, современную систему питания – ведь по франшизе могут открываться не только пункты быстрого питания, но и серьезные рестораны. Существуют и промышленные, производственные франшизы – например, «Кока-Кола», но это уже совсем другая история.

Андрей Трубачев, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 20

Павел Штутман: для начала купите франшизу: 5 комментариев

  1. Не знаю, мне кажется, что вкладывать какие-нибудь средства в экономику Украины при нынешнем усугубляющемся кризисе, это уже ОГРОМНЫЙ риск. Вот хотелось бы узнать, есть ли какие-то перспективные отрасли, кроме общепита, в стране? А то что-то просвета на ближайшие 10 лет уж точно не видать.

  2. Было бы интересно узнать секрет успеха «кировоградских» франшиз в деталях, от А до Я. Даю наводку Андрею Трубачеву 🙂

  3. Франшизное Челентано на Ковалёвке закрыли, что-то пошло не так. Купить готовый бизнес оказалось ещё не гарантия успеха. Собственные мозги всё равно надо иметь.

  4. Понятие франшизы по смыслу используют компании прямых продаж. По-народному — сетевой маркетинг. Предлагая бизнес под ключ, компании ведут учёт, бухгалтерию, оплачивают труд, обучение, оплачивают отдых. Многие компании требуют соблюдения строго определённых правил поведения, нарушителей наказывают. Очень многие ошибочно относятся к сетевикам как к ушлым торгашам. У нас сейчас в городе уже достаточно много успешных сетевиков, использующих франшизу известных компаний и зарабатывающих от 25 до 150 тыс грн. в месяц.

Добавить комментарий