«Пусть каждый найдет свою дорогу в храм»

На этой неделе на Кировоградщине побывал с трехдневным визитом глава Украинской Греко-Католической Церкви, верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук. В Кировограде блаженнейший Святослав совместил рабочие встречи, служения и молитвы с посещением родственников, которые, как оказалось, живут в нашем городе, и даже лично повенчал своего двоюродного брата.

В заключительный день своего пребывания на Кировоградщине архиепископ встретился с руководством города и области. Блаженнейший Святослав искренне поблагодарил представителей местной власти за толерантное отношение к представителям разных конфессий, призвал к миру и взаимопониманию, а также предложил перспективы сотрудничества в разных сферах деятельности, например, перенять практику привлечения монахинь к общественно-полезным делам, и рассказал о возможности работы представителей разных религиозных общин при ЗАГСах, которые бы учили молодых, как и на каком фундаменте строить будущую семейную жизнь.

По окончании встречи Святослав Шевчук подарил депутатскому корпусу облсовета копию Реймсского Евангелия с подписью Анны Ярославовны, дочери Ярослава Мудрого, на котором принимали присягу французские короли.

После всех официальных мероприятий и пресс-конференции мы записали с Блаженнейшим Святославом эксклюзивное интервью.

Отметим, что глава Украинской Греко-Католической Церкви, несмотря на отнюдь не преклонные годы — Святославу Шевчуку всего 41 год, — показал себя взвешенным дипломатом, умным и разносторонним человеком, который в то же время пытается донести свои идеи простым, доступным всем языком.

— Какие задачи и вызовы сейчас ставит перед собой Украинская Греко-Католическая Церковь?

— Скоро исполнится 1025 лет с момента крещения Руси. Но мы, к сожалению, видим, сколько украинцев до сих пор не принадлежат ни к одной церкви – сказались годы господствования атеизма. Поэтому цель и задача каждой церкви – и православной, и католической – проповедовать слово Божье, чтобы каждый мог познать Иисуса Христа и найти свою дорогу в храм.

— Вы обмолвились, что на Кировоградщине живут ваши близкие родственники…

— Да, здесь, в Кировограде, прожили всю жизнь две родные сестры моего отца. Одна из них уже отошла в вечность, вторая живет. У меня здесь есть много двоюродных братьев, сестер, племянников. Моя семья в Кировограде является для меня своеобразным мостиком в познании этого края, его людей, а также причиной, почему я сюда приехал. Более того, вчера я повенчал своего двоюродного брата в нашем храме тут, в Кировограде.

Я уже не первый раз в Кировограде, но сейчас я прибыл с пасторским визитом, как новоизбранный глава Украинской Греко-Католической Церкви.

— Ваш предшественник Любомир Гузар – одна из самых ярких фигур в новейшей истории Украины. Вы с ним часто общаетесь? Чем он сейчас занимается? Как бы вы могли оценить роль Любомира Гузара в истории нашего государства?

— Мы живем в одном доме в нашей резиденции, которая находится в селе Княжичи под Киевом. Поэтому видимся мы часто, практически ежедневно, вместе молимся, вместе обедаем, ужинаем, вместе обдумываем разные события, обстоятельства жизни украинской церкви, украинского народа.

Блаженнейший Любомир, уже патриарх-эмерит, или, как в народе говорят, пенсионер, неимоверно много работает. Он, как духовный отец нашей церкви и украинского народа, очень активный общественный деятель, который неутомимо ездит, выступает на разных конференциях, постоянно проводит встречи, общается с журналистами, записывает свои аудиокниги. Так что Блаженнейший Любомир все время в действии.

Как бы я мог оценить его значение для Украины? Могу сказать, что сегодня Блаженнейший Любомир вышел далеко за рамки одной конфессии и на самом деле является таким, знаете, старцем, который представляет собой не только духовного лидера, но и, скажем, врачевателя человеческих душ. К духовным старцам всегда приходили за советами, за тем, чтоб осмыслить и переосмыслить какие-то свои шаги, получить оценки тех или иных событий, поступков и, соответственно, получить благословение.

К Блаженнейшему Любомиру приходят не только католики, но и православные, и протестанты, много молодежи, которая на самом деле ищет глубокие фундаменты, на которых можно построить свою жизнь и свое будущее.

— Вас утвердил в должности Папа Римский Бенедикт XVI. Подразумевает ли это личное знакомство с Папой? И какое впечатление на вас произвело личное общение с ним?

— Я был выбран главой Украинской Греко-Католической Церкви решением Синода наших епископов. Святейший Отец только благословил этот выбор, как того требует церковный закон. После моей официальной интронизации мы отбыли в Рим с официальным визитом, поскольку, согласно церковной традиции, новоизбранный глава церкви должен видимым способом продемонстрировать сопричастность, единство с наследником апостола Петра.

Это была не первая моя встреча со Святейшим Отцом. Мы с ним много раз встречались еще когда он был префектом конгрегации доктрины веры. А я тогда был студентом, затем преподавателем богословия и принимал участие во всевозможных симпозиумах, конференциях, которые проходили в Риме. Собственно, там была возможность с ним общаться, скажем, в таком рабочем режиме. Также я с ним встречался перед тем, как он был избран главой Вселенской церкви.

В личном общении Святейший Отец Бенедикт – очень скромный, я бы даже сказал, простой человек. В то же время он неимоверно глубокий мыслитель. Он очень спокойно, просто изъясняется, но говорит мудрые вещи. Если сравнить Бенедикта XVI с Блаженным Папой Иоанном Павлом II (как раз в этом году исполнилось 10 лет с момента его приезда в Украину), то римляне говорят так: «Все приходили, чтобы УВИДЕТЬ Иоанна Павла II, а теперь все приходят, что УСЛЫШАТЬ Бенедикта XVI».

— Как сотрудничает Греко-Католическая Церковь с Римским престолом?

— Наша церковь — это церковь восточной традиции. По формам нашего богослужения, нашей духовности, нашего богословия у нас намного больше общего с православной церковью, чем с латинской, потому что принадлежим мы к так называемому восточному христианству, поскольку Русь приняла христианство из Византии. И Рождество, и Пасху мы празднуем по юлианскому календарю, вместе с православной церковью.

Латинская же церковь представляет собой западное христианство, оно имеет свои традиции. Но в основе нашего единства лежит признание особой роли Святейшего Отца Папы Римского, который, согласно учениям католической церкви, является Вселенским архиереем, наследником апостола Петра. Поэтому наша церковь пребывает в сопричастии с апостольским престолом. Оно проявляется, прежде всего, в святых таинствах.

Во-вторых, в деятельности церкви: если какое-то событие происходит у католиков, мы всегда принимаем в нем участие, служим вместе литургию, и наоборот.

Если речь идет о местном, локальном уровне, например, кировоградском, то я могу говорить о взаимопомощи. Когда у нас не было ни своего земельного участка, ни храма, латинская община нас пригласила к себе, мы проводили богослужения в крипте римо-католического костела. Мы, конечно же, понимали, что находимся в гостях, хоть и у братьев наших. Поэтому могу утверждать, что это сопричастие происходит на разных уровнях.

— В одной из публикаций в Интернете — а о вас пишут довольно часто — вас назвали «владыкой с лэптопом». Без каких еще благ современной цивилизации не можете обойтись в повседневной жизни?

— (Смеется. – Авт.) Видите ли, сегодня тот же лэптоп или обычный компьютер – необходимое техническое средство для ученого. Я в своем лэптопе вожу огромную библиотеку. Если мне нужно перед какой-то встречей или разговором заглянуть в книгу или труд экономиста, философа или историка, у меня все есть с собой, в моей походной сумке.

Конечно, для того, чтобы общаться с нашими епископами, священниками со всего мира, мы используем и мобильную связь, и электронную почту, и скайп, проводим скайп-конференции, то есть не чужды всех современных способов общения, которые помогают преодолеть большие расстояния. И сегодня мы можем успешно для нужд церкви их использовать.

— Напоследок небольшой блиц. Кто по специальности ваши родители?

— Моя мама – учитель музыки, папа – инженер.

— Какой фильм, который смотрели в последнее время, вас впечатлил?

— Вот из последнего: я просмотрел российский сериал, который называется «Раскол». В нем речь идет об историческом анализе состояния российской церкви и государства во время никоновской реформы. Это очень интересный фильм, который на самом деле меня потряс и заставил задуматься над украинской действительностью сегодня.

— Какую книгу вы бы порекомендовали почитать?

— Если речь идет о людях, которые наделены властью и отвечают за будущее Украины, я бы порекомендовал книгу Ивана Дзюбы «Нагнітання мороку» — это последняя его работа, которая вышла.

Если речь идет о молодежи, о более широкой аудитории, которая не задумывается над какими-то глубокими философскими вещами, я бы призвал прочитать любую из книг Павла Загребельного, чтобы люди, как минимум, открыли для себя исторические фигуры нашего государства.

— Когда вы получили водительские права?

— Да, водить я умею, научился давно, еще будучи священником, в 90-х годах. Но сейчас у меня машины нет, потому что как глава церкви я не езжу за рулем. Меня обслуживает простенькая скромная машинка – Volkswagen Passat.

— Без какого блюда не обходится ваш праздничный стол?

— Я очень люблю фрукты и зелень. Я служил как епископ в Аргентине, и там фрукты и зелень роскошные. Там я их и полюбил.

— Какими языками владеете?

— Я немного расскажу свою биографию и заодно постараюсь посчитать. Я родился в Западной Украине, рядом с польской границей, и очевидно, что католики молятся у нас на польском языке. Так, я знаю польский. Позже я учился в Аргентине и в Италии, соответственно, выучил испанский и итальянский языки. И свою докторскую диссертацию я писал на итальянском. Обучаясь в Италии, я ездил в Грецию, где основал первую украинскую греко-католическую общину, потому что там живет очень много наших гастарбайтеров-эмигрантов. Поэтому был вынужден выучить новогреческий язык. Позже, когда я закончил свою студию, я стал говорить на английском языке, потому что для ученого – а я 10 лет работал профессором, преподавателем богословия в университете, английский язык необходим – это язык современного международного общения.

Кроме того, писал я свою докторскую диссертацию, исследуя труды российского православного богослова французской школы Павла Евдокимова, который большинство работ написал на французском языке. Поэтому я вынужден был изучать источники на языке оригинала — так я выучил французский.

Как и все, кто учится в духовных учебных заведениях, обязан был знать также древнегреческий и латинский языки. Ну и, поскольку мы являемся церковью восточного обряда, это предполагает знание старославянского. А русским и украинским языками мы все владеем, поскольку живем в Украине…

Беседовала Анна Кузнецова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

«Пусть каждый найдет свою дорогу в храм»: 11 комментариев

  1. «- Ваш предшественник Любомир Гузар – одна из самых ярких фигур в новейшей истории Украины.» -Лукавит корреспондент.Гузара пиарили ,долго и настойчиво,5 канал,СТБ и еще какие-то.Но настоящего интереса в обществе к нему не было.Да и банальные вещи он говорит,а нередко-спорные.

  2. Можливо. Можливо, комусь хочеться посперечатися з тим, що каже Любомир Гузар. Але певний інтерес у людей до Гузара є. Наприклад в мене. А якщо такого інтересу немає у пана Alex, то не треба ототожнювати пану себе із суспільством.

    Стосовно піару, то це, при бажанні поспекулювати, можна «припаяти» до кого завгодно…

  3. Alex, наше ОБЩЕСТВО много-конфессионально. Я вот приверженец самой многочисленной (по числу верующих) УПЦ КП, но интерес к Гузару у меня большой. НАСТОЯЩИЙ. Таких же приверженцев московских попов,как вы, в Украине чуть более 10%. Поэтому бросьте фантазировать от имени всего «ОБЩЕСТВА».
    А о ПИАРЕ вам бы вообще помалкивать. То как пиарится Сабодан (да со скандалами) другие могли бы только мечтать. Но не мечтают. Не богоугодное это дело. Потому и не растет к нему никакой ИНТЕРЕС верующих. Зато в скандальных новостях всех без исключения укр. СМИ, среди наших священников, он ПЕРВЫЙ.
    Если вы считаете,что это и есть ПРОЯВЛЕНИЕ «настоящего интереса в обществе»,то Любомир Гузар, естественно, пасет тут задних.

  4. Грубый,в Вашем стиле ,ответ.На самом деле,именно я постоянно подчеркиваю в своих постах полиэтничный,поликонфессиональных и поликультурный характер народа Украины,являющийся основой формирования политической нации в нашем государстве.Не Вам мне об этом писать.Именно я вырубал аргументы местных наци с этих позиций.Но то,как раскручивают Гузара-я сам отслеживал по Тв .Так что это не есть мгновенная реакция на публикацию в УЦ.Кроме того, Вы не взяли в толк,что нам давно навязывается галичанская матрица,в культуре,языке,политике.Поэтому продвижение Гузара-момент длительной политики,получившей развитие при Пасечнике.О равноправном освещении жизни разных кофессий в Украине может говорить только необъективный человек,замечу,Вы уже заболели нигилизмом галичан,потому и позволяете себе невежливые выпады
    «Таких же приверженцев МОСКОВСКИХ ПОПОВ,как вы,…».Это Ваше ХАМСТВО.

  5. Хочу обратить Ваше внимание на фразу-«одна из САМЫХ ЯРКИХ фигур в новейшей истории Украины.» .А теперь сравните со своей фразой
    «Але ПЕВНИЙ інтерес у людей до Гузара є…».Видимо,не настолько яркая,раз вызвала «певний» интерес.Да и комментарии появились ПОСЛЕ МОЕГО комментария.А так-молчание!
    Я понимаю,есть РАЗНЫЕ взгляды и ПРЕДПОЧТЕНИЯ,но делать из ГУЗАРА влиятельную фигуру,духовного отца нации,»одну из ЯРКИХ ФИГУРНОВЕЙШЕЙ истории»-нет оснований.Характерно,что ни автор,ни читатели, не отметили ни одной мысли Гузара,которая произвела на них ВПЕЧАТЛЕНИЕ.Возможно,журналист не был готов к беседе,ему легче спросить о водительских правах,чем о сути христианских догм,его видении современных проблем.Ну,скажем,как это глава русской православной церкви,выступая в Одессе несколько лет назад.

  6. …грубый, хамство….
    Alex, это ВЫ?! меня упрекаете. Посмотритесь в зеркало, «святой» вы наш. Апельсины,свидомиты,нацики, пасечники, тюльки…. Продолжить лексику вашего ХАМСТВА? «Московские попы» это лишь эпитет, характеризующий московский патриархат в Украине с его скандальными делишками. И то,что вы мастер, который исключительно ВЫБОРОЧНО «отслеживал по Тв», вовсе для нас не откровение. И ни в чем потому читателя НЕ УБЕЖДАЕТ.
    Предлагаю вам «отследить» лучше вот это. http://www.ut.net.ua/News/26421.
    Это всего лишь малая часть эпизодов.Есть много чего еще. К примеру, как «московские попы» хотели приватизировать отпевание усопших в Киеве.

  7. Святослав Шевчук — це постать, як для Української Греко — Католицької Церкви так і для України.

  8. «Апельсины,свидомиты,нацики, пасечники, тюльки. Продолжить лексику вашего ХАМСТВА?»-Абсолютная ложь! Все слова придуманы народом до и после цветной революции.Они носят оценочный характер и в общем,утвердились в укр.лексиконе.

  9. і для України.-вот последняя фраза-преувеличение.

  10. Alex,я даже не знаю к какой из ваших многочисленных МАНИЙ отнести ВСЕ вышеизложенные посты. То вы от имени целого ОБЩЕСТВА выступаете, то именем целого НАРОДА глаголите, то МЕНТОРОМ себя возомнили. Не много ли работы психотерапевту подкидываете? (я не психотерапевт,я так,разве что могу ему подсобить).
    С «обществом», надеюсь, мы разобрались. Должно было уже отпустить.
    С «народом»… Alex,те «боты», которые запускают в инет ваши любимые ХАМСКИЕ выражения и отдельные пользователи, которые их ТИРАЖИРУЮТ, вовсе не НАРОД. Это НЕСЧАСТНЫЕ,в виду своих обширных украинофобских комплексов,люди. Их то и народностью нельзя назвать.Так их мало. Посмотрите даже на сайт «УЦ». Сотни пользователей, а вас поддерживает ЖАЛКАЯ пара-тройка. Самые «ярые» и те стараются уже не использовать ВСУЕ ваши «оценочные характеристики». Все эти оскорбительные по своей сути СЛОВЕЧКИ, не более чем КОНЪЮНКТУРА текущего периода, которая скоро пройдёт (уже проходит). И они останутся там, где все это время крутились и откуда пришли — в ЛЕКСИКЕ «русского мира». Но не украинского. Надеюсь усвоили и ЭТУ тему.

    Кстати, «оценочная характеристика» русской церкви — «московские попы», придумана народом (украинским) более ста лет назад (может больше) и ПРОЧНО вошла в его ЛЕКСИКУ!
    И последнее. Напомню. В Украине существует десяток религиозных КОНФЕССИЙ. И если в какой-либо из них есть ЛИЧНОСТИ, то это ПОСТАТИ не только для ЕЁ верующих,но и для ВСЕЙ Украины, коим сегодня ваш Сабодан не является.
    Аргументы приведены в моих постах выше.

  11. храмы в душах наших.
    просто удивительно, такой образованый человек, пытается интегрировать духовенство в обыденную жизнь, не стоит на месте. аж душа радуется за таких людей.

Добавить комментарий