Оживающий храм умирающего села

Дорога в село Коротяк Компанеевского района обещала быть утомительной — не так близко, как казалось, брусчатка, жара. Но случайный попутчик и увиденное в селе сделали поездку эмоционально яркой и запоминающейся.


Сначала о попутчике. Он шел по пыльной обочине в слабой надежде на транспорт. Обрадовался, что случилась оказия, хоть мы ехали не до его конечного пункта (парню надо было в Устиновский район). Завязался разговор. Виталий участвует в АТО. Впервые за полгода отправился в отпуск, и впервые должен увидеть сына, который родился сразу после мобилизации отца.

Когда прощались на развилке, Виталий заметил, что вокруг — оглушительная тишина, от которой он отвык. Еще сказал, что испытывает невероятную легкость от того, что снял с себя «броник» и камуфляж…

А Коротяк встретил нас закрытыми дверьми. Никого не было ни в сельсовете, ни в библиотеке. Хотелось расспросить об истории села, о храме — украшении Коротяка, но в этот день была сессия районного совета, и должностные лица там присутствовали. Стали искать старожилов, и нам рекомендовали чудесную бабушку — Нину Лаврентьевну Гуровскую. Она 1938 года рождения, воспитала четырех дочерей, сейчас у нее десять внуков и двенадцать правнуков.

Вспомнила военные годы, голодовку. Отец погиб на фронте, жили с бабушкой. В голодное время мать меняла отцовскую одежду на макуху, чтобы прокормить детей. В тяжелом 47-м строили дом, так как в бабушкиной хате было тесно. Лес для строительства добывали в заброшенных садах. «В школу ходила, потом возле свиней работала, на ферме, на прополке свеклы. Колхоз был большой, выращивали коров, свиней, кур, телят. Вся область ехала сюда к нам за овощами. Село было — красота. Молодежи много, активистов. Я была комсомолкой, любила участвовать в вокальном кружке. Из райкома комсомола дважды в неделю приезжал баянист, разучивал с нами новые песни. Часто ездили в соседние села, давали там концерты. И сейчас ко мне обращаются из клуба, если надо разучить и спеть какую-то песню. С удовольствием помогаю», - рассказала Нина Лаврентьевна.

Село уже не то, что было раньше. Старики умирают, молодежь уезжает. В помещении бывшей школы — библиотека, учеников возят в соседнюю Лозоватку. Люди бы оставались, но негде работать. На базар местные жители ездят на электричке, которая останавливается в селе, в Долинскую, Помошную, Кривой Рог. Им так удобно. На рейсовом автобусе ездят в Компанеевку и Кировоград.

На большие православные праздники в Коротяк съезжается много людей. С недавнего времени здесь, в Свято-Покровском храме, священники проводят службу. Поскольку ближайшие церкви находятся в Компанеевке и Бобринце, жители близлежащих сел едут в Коротяк.

История Свято-Покровского храма тесно связана с историй села. К счастью, сохранились документы, свидетельствующие о рождении Коротяка и его храма. Эту историю явил людям благочинный Компанеевского округа Протоиерей Евгений Гуменюк. Он ссылается на «Херсонские епархиальные ведомости» — документ, датированный 1903-м годом и хранящийся в областном архиве.

Село Коротяк появилось в конце XVII века на месте зимовника запорожских казаков. Основал его выходец из Польши дворянин Грабовский, в дальнейшем — Перепелица. В пользу казачества запорожцев на этом месте создал напрестольный крест, украшенный в серебро — приношение в храм тогдашних запорожцев с их атаманом. На подножии креста была такая надпись: «Вера. Покров Богоматери 1786 г. Сей крест сооружен старанием и коштом козак курен Панас Таран того курен атаман Давид Белый в слободу Клима Перепелицы». В 1786 году в слободе Клима Перепелицы была деревянная церковь в честь Покрова, куда и был пожертвован крест.

С этим крестом связана интересная история. Местная жительница рассказала священнику, что в тридцатых годах приехал в село некий юноша, загрузил на телегу все древности, которые были в храме, и увез в Кировоград. Поговаривали, что он был коллекционером. Позже протоиерей увидел этот крест в нашем краеведческом музее, в экспозиции предметов коллекции Ильина. «Господь сохранил эту святыню, произошло обретение креста», - сказал Евгений Гуменюк.

В 1805 году состоялась закладка каменного храма. 28 февраля

1805­г. была дана благословительная грамота за номером 525 архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Афанасия на построение церкви. Строитель — уездный помещик майор Перепелицын. Прихожан было 297 душ мужского пола. Заложить первый камень было поручено протоиерею Даниилу Давыдову.

На храме висела черная доска с таким текстом: «Во славу Святыя Единосущныя Тройцы сооружен сей храм Покрова Пресвятыя Богородицы по благословению Преосвященного Архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Афанасия в 1805 году 30 мая заложен, 1809 года мая 16 дня окончен. Благословением архиепископа Платона протоиереем Даниилом Давыдовым соборне освящен, коштом и старанием села Коротяка первым приобретателем, помещиком, примиер-майором Климентом Степановичем Перепелицыным и женою его Ириною, которым да будет вечная память».

Древние церковные документы были уничтожены пожаром от грозы. Метрические книги хранились только от 1836 года. Также не осталось никаких документов, которые бы указывали на архитектора. Достоверно лишь одно: он — не русский.

По словам священника Константина Соколова, в 1887 году переведенного в Коротяк из села Таловая Балка (ныне — Светловодского района), между храмом последнего и коротякским существует поразительная аналогия. Разве что храм в Таловой Балке более изящный. Замечено также сходство церковной утвари, а вот живопись в Коротяке беднее. До настоящего времени храм в Таловой Балке сохранился, но он примерно в таком же состоянии, как и коротякский.

Вся несложная архитектура коротякского храма состояла из 4-х арок накрест без дополнительных пристроек. На арках основан огромный купол пропорциональной величины с большим количеством света. Восточная арка представляла собой алтарь, северная, южная и западная — сам храм. Свод под колокольней — притвор. Алтарь устроен на уровне всего пола храма.

Построив такой капитальный храм в «глухом» селе, основатель, однако, особо не обогатил его ни ризницей, ни утварью, не обеспечил и капиталом для поддержки и ремонта в будущем. С 1887 года ризница и утварь стали пополняться: было сделано 12 священнических облачений, 5 облачений престола, приобретена серебряная позолоченная плащаница, металлические хоругви, запрестольный семисвечник, напрестольный серебряный вызолоченный крест и тому подобное. Все это было сделано на пожертвования благотворителей, в частности, елисаветградского мещанина Павла Кубенко и его сына Василия, церковного старосты Митрофана Дмитриевича Марущака, который был земледельцем. Кстати, последний исключительно за свой счет несколько раз капитально ремонтировал штукатурку и ограду храма.

До 1870 года в Коротяке была волостная школа, но по причине неудобства места она была перенесена в центральное село Лозоватку и превращена в земскую. Там проходили совместное обучение до 80 мальчиков и девочек со всех окрестных сел. Законоучителем в течение 15 лет был отец Константин Соколов.

В 1899 году случился неурожай. Уже в следующем году люди не имели запасов соломы, и им нечем было кормить лишний скот и лошадей. Именно поэтому они должны были продавать скот за бесценок. Крестьяне коротякского прихода, куда входили Лозоватка, Бузова первая, Бузова вторая, Наглядовка, Морквино, имели большие долги за землю. Из-за этого ежегодно по несколько семей все продавали и выезжали на Кавказ или в Оренбургскую губернию в поисках земли. Крестьянин Гавриил Меланчук в 1900 году вернулся и рассказал, что там тоже плохо, земля часто не родит из-за сильных холодов. А Анисим Тарасюк из Лозоватки выехал на Кавказ, а в 1902 году вернулся и умер от кавказской лихорадки.

Константин Соколов прослужил в Коротяке до начала 30-х годов, после чего приход возглавил отец Иосиф Николенко, 1874 года рождения, бывший бобринецкий городской голова. В 1929 году он перешел на службу в Бобринец. В анкетах отец Иосиф в течение всего служения отождествлял себя с Патриаршей Церковью с центром в Москве.

В 1930 году при перерегистрации устава религиозной общины она насчитывала 900 человек прихожан, и, согласно докладу сельского головы, количество посещающих храм увеличивалось. Но, несмотря на это, храм был закрыт. Во время и после войны, по воспоминаниям старожилов, в храме проходили богослужения, раздавался колокольный звон. В конце 40-х годов церковь стала зернохранилищем для местного колхоза, была лишена колокольни и купола и в таком состоянии дошла до наших дней. Сейчас приход входит в Компанеевский благочинный округ.

Протоиерей Евгений Гуменюк в силу своих сил и возможностей опекает храм и делает все для его возрождения. С помощью местных жителей и при финансовой поддержке народного депутата Станислава Березкина удалось поставить купол. Он не соответствует оригиналу, но на нем возвышается крест, а это уже свидетельство того, что храм жив. Нужно проделать еще очень много работы: наружные работы, внутренние, иконостас. Необходимо восстановить колокольню. Протоиерей, ссылаясь на воспоминания старожилов, говорит, что колокола люди закопали. Место никто не помнит, но есть надежда, что «Господь их вернет, когда будет стоять колокольня».

Потомки Климента Перепелицына говорили, что он потратил на строительство храма 100 тысяч царских рублей. Предполагают, что Климент похоронен около храма — там остались углубления, напоминающие могилы. «Ждем благотворителей, которых нам пошлет Господь, - говорит Евгений Гуменюк. — Храм-мученик, переживший войны, должен жить».

Подготовила Елена Никитина, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 33

Добавить комментарий